Цели урока: развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению; воспитывать чувство ответственности, умение принимать решения.
Оборудование: карточки с отрывками из сказок.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Дети пересказывают сказку «Гуси-лебеди».
II. Постановка цели урока
Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем развивать наши творческие возможности, наблюдательность, фантазию.
Как правило, на уроке внеклассного чтения, вы рассказываете у доски понравившуюся вам сказку или историю. А сегодня вы будете не рассказывать, а показывать. Тот, кто будет выходить к доске, будет вытягивать из коробки листок с отрывком из русской народной сказки. Ему нужно будет отгадать сказку и показать товарищам так, чтобы и они поняли, о чем идет речь.
Лучшие актеры и самые догадливые зрители будут награждены призами.
III. Конкурс
Отрывки из сказок для конкурса:
1. - Я - Мышка-норушка, а ты кто?
А я - Лягушка-квакушка.
Иди ко мне жить.
И стали они жить вдвоем.
.Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.
- Речка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего простого киселька с молочком!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Русские народные сказки. Обобщение»»
). Русские народные сказки. Обобщение
Цели урока: развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению; воспитывать чувство ответственности, умение принимать решения.
Оборудование: карточки с отрывками из сказок.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Дети пересказывают сказку «Гуси-лебеди».
II. Постановка цели урока
Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем развивать наши творческие возможности, наблюдательность, фантазию.
Как правило, на уроке внеклассного чтения, вы рассказываете у доски понравившуюся вам сказку или историю. А сегодня вы будете не рассказывать, а показывать. Тот, кто будет выходить к доске, будет вытягивать из коробки листок с отрывком из русской народной сказки. Ему нужно будет отгадать сказку и показать товарищам так, чтобы и они поняли, о чем идет речь.
Лучшие актеры и самые догадливые зрители будут награждены призами.
III. Конкурс
Отрывки из сказок для конкурса:
1. - Я - Мышка-норушка, а ты кто?
А я - Лягушка-квакушка.
Иди ко мне жить.
И стали они жить вдвоем...
...Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку...
- Речка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего простого киселька с молочком! Девочка поела и спасибо сказала. Речка и прикрыла ее бережком.
- По щучьему веленью, по моему прошенью, ступайте, ведра, домой сами!
- Несет меня лиса, за синие леса! Котик, братик, помоги!
Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
- Спасибо, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой.
В самую полночь прискакал на поле конь. Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит- земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.
- Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобою никого на свете нет. Разделим весь свет пополам: ты будешь в одной половине владеть, а я - в другой.
10.-Дай рыбки!
Не дам! Пойди сам налови.
Да я не умею!
А чего тут уметь! Хвост в прорубь опусти и жди, когда рыба сама на хвост нацепляется!
11. - Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, ее избушка растаяла - она попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.
12. -Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке!
13. - Козлятушки, ребятушки, Отопритеся, отомкнитеся. Я коза, на лугу была,
Ела травку шелковую, Пила воду студеную...
Клевал как-то петушок бобовые зернышки да второпях и подавился...
- Где же моя скалочка? Давайте мне за нее курочку!
- Где же моя курочка? Давайте мне за нее гусочку!
IV. Итог урока
Молодцы. Справились с заданием!
Давайте проголосуем, кто у нас сегодня лучший актер. У каждого из вас только один голос. Отдать его можно только одному участнику викторины.
Проходит голосование, подведение итогов, награждение.
- А теперь нужно определить, кто лучше всех отгадывал. Итоги, награждение.
- Сегодня все, кто принимал участие, получат только пя терки!
Домашнее задание
Написать краткое изложение своей любимой сказки.
Приложение 1. Кроссворд «Знаешь ли ты сказки?»
- Вспомни, как зовут сказочных героев, и как называются сказочные гтелмёты.
Что обещали купить родители дочке в «Гусях-лебедях»? (Платочек.)
Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-лебеди»? (Мышка.)
Кого заморозил Мороз - Синий нос? (Купца.)
Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка.)
II.Составь название сказок
ГУСИ МОРОЗА
КАША ЛЕБЕДИ
ПЕТУШОК ТОПОР
ДЕВОЧКА ЗЕРНЫШКО
ДВА СНЕГУРОЧКА
(Ответы: Два Мороза; Девочка Снегурочка; Петушок и бобовое зернышко; Каша из топора; Гуси-лебеди.)
III. Как называется сказка, которая начинается со слов:
Жили-были старик со старухой, у.них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит. («Девочка Снегурочка».)
Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата. Говорит один Мороз другому:
- Братец Мороз - Синий нос, как бы нам позабавиться, лю дей поморозить?
Отвечает другой:
- Отчего не позабавиться? Давай-ка, братец Мороз-Красный нос, на проезжую дорогу побежим, авось и встретим кого. («Два Мороза».)
3. Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает:
- Петя, не торопись. Петя, не торопись. («Петушок и бобовое зернышко».)
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, куроч-ка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки - поменьше, у курочки - с огурчик, у мышки - с наперсток. («У страха глаза велики».)
Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок,
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек. («Гуси-лебеди».)
6. Шел солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошел до деревни, постучал в крайнюю избу:
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. («Каша из топора».)
IV. По опорным словам отгадай название сказки:
СОЛДАТ СТАРУХА ТОПОР («Каша из топора».)
БРАТ СЕСТРА ГУСИ БАБА-ЯГА («Гуси-лебеди».) ПЕТУХ КУРОЧКА КОРОВА КУЗНЕЦ («Петушок и бобовое зернышко».)
ДВА БРАТА КУПЕЦ КРЕСТЬЯНИН («Два мороза».) СТАРУХА СТАРИК СОБАКА ДОЧКА («Девочка Снегурочка».)
БАБУШКА ВНУЧКА МЫШКА КУРОЧКА («Устраха глаза велики».)
V. Из какой сказки эти вещи:
Туфелька («Золушка».)
Стрела («Царевна-лягушка».)
Сапог («Кот в сапогах».)
Невод («Сказка о рыбаке и рыбке».)
Печка («По щучьему веленью».)
Приложение 3. Тест*
Тест №2
1. Определи жанр произведения:
Ходит Сон у окон. Ходит к Дреме на поклон. Ты входи-ка, Дрема, в дом, Напусти нам угомон, а) Частушка; б) Колыбельная; в) Скороговорка.
2. Определи жанр произведения:
Секи, Секи, дождь. На нашу рожь, На бабину пшеницу, На просо, чечевицу, На дедов ячмень -Поливай целый день, а) Закличка; б) Колыбельная; в) Загадка.
3. Определи жанр произведения:
Чик, чики, чикалочки! Едет гусь на палочке. Уточка на дудочке, Курочка на чурочке, Зайчик на тачке, Мальчик на собачке, а) Пословица; б) Небылица; в) Скороговорка.
На златом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты такой? Говори поскорей. Не задерживай Добрых и честных людей! а) Потешка; б) Колыбельная; в) Считалка.
«Чтобы из ручья напиться, надо наклониться», это -а) Считалка; б) Пословица; в) Загадка.
Определи жанр произведения:
В пруду у Поликарпа -Три карася, три карпа, а) Пословица; б) Скороговорка; в) Загадка.
8. В каких народных сказоках одним из персонажей является писа:
а) Теремок; б) Колобок; в) Гуси-лебеди.
9.В каких народйых сказках среди персонажей есть заяц? а) Гуси-лебеди; б) Теремок; в) У страха глаза велики.
10.В каких народных сказках среди персонажей есть волк? а) Теремок; б) Каша из топора; в) У страха глаза велики.
//. Найди героя сказки «Теремок»:
а) Гуси-лебеди;
б) Петушок золотой гребешок;
в) Мышка-норушка.
Найди героя сказки «Петушок и бобовое зернышко»: а) Лиса; б) Курочка; в) Волк.
Найди героя сказки «У страха глаза велики»: а) Солдат; б) Медведь; в) Курочка.
Кто помогал девочке в сказке «Гуси-лебеди»? а) Береза; б) Яблоня; в) Груша.
Какая из этих сказок не является народной?
а) Два Мороза;
б) Лиса и журавль;
в) Сказка о рыбаке и рыбке.
16.Найди среди этих сказок сказку А. С. Пушкина:
а) Каша из топора;
б) Петушок и бобовое зернышко;
в) Сказка о рыбаке и рыбке.
/ 7. Какое желание старухи не исполнила Золотая рыбка в «Сказке о рыбаке и рыбке»?