Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтение "Русские народные сказки. Обобщение"»
Русские народные сказки. Обобщение
Цели урока: развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению; воспитывать чувство ответственности, умение принимать решения.
Оборудование: карточки с отрывками из сказок.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Дети пересказывают сказку «Гуси-лебеди».
II. Постановка цели урока
Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем развивать наши творческие возможности, наблюдательность, фантазию.
Как правило, на уроке внеклассного чтения, вы рассказываете у доски понравившуюся вам сказку или историю. А сегодня вы будете не рассказывать, а показывать. Тот, кто будет выходить к доске, будет вытягивать из коробки листок с отрывком из русской народной сказки. Ему нужно будет отгадать сказку и показать товарищам так, чтобы и они поняли, о чем идет речь.
Лучшие актеры и самые догадливые зрители будут награждены призами.
III. Конкурс
Отрывки из сказок для конкурса:
1. - Я - Мышка-норушка, а ты кто?
А я - Лягушка-квакушка.
Иди ко мне жить.
И стали они жить вдвоем...
...Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку...
- Речка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего простого киселька с молочком! Девочка поела и спасибо сказала. Речка и прикрыла ее бережком.
- По щучьему веленью, по моему прошенью, ступайте, ведра, домой сами!
- Несет меня лиса, за синие леса! Котик, братик, помоги!
Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
- Спасибо, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой.
В самую полночь прискакал на поле конь. Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит- земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.
- Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобою никого на свете нет. Разделим весь свет пополам: ты будешь в одной половине владеть, а я - в другой.
10.-Дай рыбки!
Не дам! Пойди сам налови.
Да я не умею!
А чего тут уметь! Хвост в прорубь опусти и жди, когда рыба сама на хвост нацепляется!
11. - Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, ее избушка растаяла - она попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.
12. -Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке!
13. - Козлятушки, ребятушки, Отопритеся, отомкнитеся. Я коза, на лугу была,
Ела травку шелковую, Пила воду студеную...
Клевал как-то петушок бобовые зернышки да второпях и подавился...
- Где же моя скалочка? Давайте мне за нее курочку!
- Где же моя курочка? Давайте мне за нее гусочку!
IV. Итог урока
Молодцы. Справились с заданием!
Давайте проголосуем, кто у нас сегодня лучший актер. У каждого из вас только один голос. Отдать его можно только одному участнику викторины.
Проходит голосование, подведение итогов, награждение.
- А теперь нужно определить, кто лучше всех отгадывал. Итоги, награждение.
- Сегодня все, кто принимал участие, получат только пя терки!
Домашнее задание
Написать краткое изложение своей любимой сказки.
Приложение 1. Кроссворд «Знаешь ли ты сказки?»
- Вспомни, как зовут сказочных героев, и как называются сказочные гтелмёты.
Что обещали купить родители дочке в «Гусях-лебедях»? (Платочек.)
Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-лебеди»? (Мышка.)
Кого заморозил Мороз - Синий нос? (Купца.)
Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка.)
II.Составь название сказок
ГУСИ МОРОЗА
КАША ЛЕБЕДИ
ПЕТУШОК ТОПОР
ДЕВОЧКА ЗЕРНЫШКО
ДВА СНЕГУРОЧКА
(Ответы: Два Мороза; Девочка Снегурочка; Петушок и бобовое зернышко; Каша из топора; Гуси-лебеди.)
III. Как называется сказка, которая начинается со слов:
Жили-были старик со старухой, у.них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит. («Девочка Снегурочка».)
Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата. Говорит один Мороз другому:
- Братец Мороз - Синий нос, как бы нам позабавиться, лю дей поморозить?
Отвечает другой:
- Отчего не позабавиться? Давай-ка, братец Мороз-Красный нос, на проезжую дорогу побежим, авось и встретим кого. («Два Мороза».)
3. Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает:
- Петя, не торопись. Петя, не торопись. («Петушок и бобовое зернышко».)
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, куроч-ка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки - поменьше, у курочки - с огурчик, у мышки - с наперсток. («У страха глаза велики».)
Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок,
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек. («Гуси-лебеди».)
6. Шел солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошел до деревни, постучал в крайнюю избу: