Тема урока: «Русская народная сказка «Сивка - Бурка»» Цель: создать условия для развития умений определять тему, главную мысль произведения, пересказывать текст. |
Планируемый результат: уметь различать жанры устного народного творчества, знать элементы сказки, определять последовательность событий, рассказывать сказку по иллюстрации по плану. | Личностные: выражать собственные чувства при чтении текста, приобретать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать и сохранять ее на протяжении всего урока; читать в соответствии с целью чтения (ознакомительное чтение). Познавательные: работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью условных обозначений, анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения. Коммуникативные: строить рассуждения и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. |
Опорные понятия, термины: сказка, зачин. | Новые понятия, термины: вещий каурка |
Образовательные ресурсы: аудио запись сказки, дидактический материал, иллюстративный ряд, мультимедийная презентация. |
Домашнее задание: разделить текст на части и озаглавить их. |
Этап урока | Содержание материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Индивидуализация |
1.Самоопределение к деятельности (1 мин) Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | - | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Настроить учащихся на интересную плодотворную работу. |
2. Актуализация знаний. Введение в проблему. (5 мин) Цель: мотивация учащихся на осознание решения выявленной проблемы в процессе деятельности | Речевая разминка. Работа с пословицей. • Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай, да на ус мотай. — Прочитайте запись на доске. Что это? (пословица) — Ребята, назовите знакомые части речи, которые здесь встретились. — Молодцы. А сейчас прочитайте эту пословицу, выделяя голосом глаголы, т. е. произнося их с силой, а остальные слова более спокойно. — А сейчас прочитайте, выделяя голосом имена существительные. — Прочитайте быстро. — Прочитайте пословицу выразительно. — Как вы понимаете смысл этой пословицы? Что хотели нам сказать наши предки, сложившие ее? | Активизирует мыслительные операции, внимание, память обучающихся, стимулирует к активной работе, строят осознанные речевые высказывания, осуществляет межпредметную связь. | - Читают текст жужжащим способом. - Активно включаются в диалог -Аргументируют свое мнение. -Актуализируют знания изученного материала , используют жизненный опыт. -Формулируют выводы. | - Развитие речи учащихся: Х.Д., А.Э., Б.В. - Привлечь всех учащихся. |
3. Постановка учебной задачи (5мин) Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала (работа в парах) | Совместное формулирование целей и задач урока Аудиозапись фрагмента сказки «Сивка - Бурка». Прослушайте аудиозапись фрагмента сказки и обсудите с соседом по парте, с каким произведением мы сегодня будем знакомиться, и сформулируйте задачи урока. | Предлагает прослушать аудиозапись фрагмента сказки с целью организации парной деятельности по формулированию учащимися темы и целей урока. | - Определяют основную задачу деятельности на этапе. - Формируют мнение в паре. - Совместное обсуждение проблемы и презентация её решения. - Проводится коллективное обсуждение. | -Способствовать активному оречевлению деятельности обучающихся в процессе парной работы и представлении результатов |
4. "Открытие" новых знаний (11 мин) Цель: познакомить с содержанием русской народной сказки «Сивка - Бурка». | Знакомство с русской народной сказкой «Сивка - Бурка». Прослушивают сказку полностью в аудиозаписи. По ходу прослушивания, отмечают незнакомые слова. Первичная проверка понимания и словарная работа — Понравилась вам сказка? — Смысл каких слов был неясен? Вещий каурка- вещий(предсказывает будущее ); каурка (масть лошади — светло-каштанового, рыжеватого цвета) Худая одежонка — старая одежда. Кликать — звать. Добрая пшеница — хороший урожай. Баловать - (обратить внимание на правильную постановку ударения в слове). | Построить процесс осознанной речевой деятельности с практической направленностью. | - Работают с текстом сказки. - Наблюдают и анализируют, делают выводы по содержанию, узнают значение незнакомых слов. | - Привлечь всех детей |
5. Закрепления новых знаний и способов действий (13 мин) Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | Работа над текстом (первая частью сказки). Сейчас вы самостоятельно прочитаете первую часть сказки и мы поработаем над ее содержанием, чтобы сказка была более понятна. — Попробуйте определить первую часть сказки. (Детям дают несколько минут для чтения и нахождения этой части.) — Прочитайте ее. (Дети читают до слов «Скоро после того разослал царь гонцов...». - Вспомните из каких частей состоит сказка? - Как мы называем часть с которой начинается эта сказка? (зачин) — Что мы узнаем из зачина сказки? — Какая беда постигла старика? — Что решил старик предпринять, чтобы поймать вора? — Не напоминает ли вам этот эпизод какую-нибудь из прочитанных сказок? — Как каждый из братьев стерег поле? — Кто же оказался вором? Расскажите о нем. — Расскажите, как Иванушка поймал вора. — Почему конь стал служить Ивану? — Сразу ли Иванушка отпустил коня? — Какой вывод из этого эпизода мы можем сделать. (Иван был не дурак, как его все звали. Он делал все правильно ) — Что же было дома, когда Иван вернулся поутру? — Перестал ли конь вытаптывать пшеницу? | Использует словесный метод для вопросно-ответного общения, создает условия для высказывания своего мнения | - Осмысленно отвечают на вопросы - Аргументируют словесные ответы. | -Привлечь к ответам как можно больше учащихся - Развитие коммуникативных навыков: Д.В., М.В., В.М.. |
6.Самостоятельная работа (7 мин) Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, создание ситуации успеха | Повторное чтение (по цепочке). Характеристика братьев (лень и трудолюбие). Стр. 40-41. | Способствуют формированию навыка правильного чтения. | - Читают по цепочке. - Развивают правильность и выразительность чтения. - Характеризуют героев. | Привлечь всех учащихся |
7. Рефлексия деятельности. (3 мин) Цель: самооценка результатов деятельности | Рефлексия деятельности — С какой сказкой вы познакомились? — К какому виду она относится? — Назовите героев сказки «Сивка-Бурка». | Мотивирует обучающихся к рефлексии., организует обратную связь | -Учащиеся оценивают свою деятельность | |