kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Русские народные песни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Познакомить детей с особенностями русской народной песни. с историей появления жанра.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Русские народные песни"»

Урок 4.

Русские народные песни


I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятиями «пословица и поговрка»?

- Давайте вспомним, что такое пословица?

Пословица - это краткое выражение с поучительным смыслом.

- Что такое поговорка?

Поговорка - это обычно часть пословицы.

Речевая разминка:

Ой-люли, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе лужок,

А на том лужку дубок,

А на том дубку сидит

Ворон в красных сапогах,

Во зелёненьких серьгах.

- Перед вами не совсем обычная речевая разминка.

- Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали? (песню)

- Да, этот стих действительно было бы правильнее пропеть, так как это песня. Скажите, пожалуйста, а это, наверное, современная песня? (нет)

- Теперь вы мне смело можете сказать, о каком именно жанре устного творчества мы сегодня будем говорить? (о песнях)

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним жанром устного народного творчества: русские народные песни.

III. Работа по теме урока

1. Презентация

В нашей стране проживают люди разных национальностей: татары, удмурты, армяне, азербайджанцы и многие другие.

На земном шаре народов еще больше: французы, греки, чехи, немцы, итальянцы, англичане и многие другие. У каждого народа есть свое устное народное творчество. Сегодня мы поговорим

о русских народных песнях.

- Как вы думаете, о чём пели наши предки? Что для них было самым важным? (Важными были урожай, погода, природа.)

- А. Н. Толстой говорил: «Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические волшебные сказки».

- Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов

и дедов».

- Какие погодные явления влияли на урожай? (Дождь, ветер, град)

Солнышко-ведрышко,

Прогляни, посвети

На веточку зеленую,

На яблоньку высокую,

На грушицу кудрявую,

Березку кучерявую!

- Прочитайте образные выражения в этой песне.

2. Работа по учебнику с.20 + презентация

- Прочитайте песни выразительно. При чтении передайте свою радость и восхищение.

- Как в своих песнях народ называет берёзу и рябину? Прочитайте.

В своих песнях народ обращается к деревьям, как к живым существам, и называет деревья – рябинушка и берёзонька.

- Объясните разницу в словах: берёза — берёзонька, долина — долинушка.

Слова долинушка и берёзонька образованы с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

- Как вы понимаете, что такое трава шелковая?

В русской народной песне шелковая трава представляется нежной и мягкой на ощупь. Она блестит под ярким солнцем и послушна даже легкому дуновению ветерка.

- Найдите слова, которые передают отношение народа к рябине.

Доброе отношение к рябине передает уменьшительно-ласкательное обращение, комплимент красоте её листвы и заботливые вопросы о том, когда она взошла и выросла.

3. Работа по учебнику с.20 – 21

- Рассмотрите иллюстрации.

- Что изображено на иллюстрациях?

Это изделия народных промыслов.

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.

Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду "под хохлому" масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.

Дымковская игрушка. Дымковская игрушка относится к народному художественному промыслу. Это древний промысел, зародившийся еще 16 веке в слободе Дымково вблизи Вятки. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

IV. Домашнее задание: с.20, выразительное чтение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Русские народные песни"

Автор: Татьяна Мавлитовна Данилова

Дата: 08.09.2024

Номер свидетельства: 655929

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок на тему "Музыка моего народа. Русская народная песня." "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-na-tiemu-muzyka-moiegho-naroda-russkaia-narodnaia-piesnia"
    ["file_id"] => string(6) "189206"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426840285"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Русская народная песня"
    ["seo_title"] => string(25) "russkaia_narodnaia_pesnia"
    ["file_id"] => string(6) "501983"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1551595198"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Исследовательский проект по музыке на тему:"Русская народная песня" "
    ["seo_title"] => string(74) "issliedovatiel-skii-proiekt-po-muzykie-na-tiemu-russkaia-narodnaia-piesnia"
    ["file_id"] => string(6) "110023"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405412626"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Устное народное творчество и литература. Русская народная песня «Ах, не одна-то, не одна во поле дороженька пролегала…» (урок литературы в 7 классе) "
    ["seo_title"] => string(159) "ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-i-litieratura-russkaia-narodnaia-piesnia-akh-nie-odna-to-nie-odna-vo-polie-dorozhien-ka-prolieghala-urok-litieratury-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "104276"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402680545"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Русские народные песни "
    ["seo_title"] => string(25) "russkiie-narodnyie-piesni"
    ["file_id"] => string(6) "108292"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403640459"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства