Устное народное творчество и литература. Русская народная песня «Ах, не одна-то, не одна во поле дороженька пролегала…» (урок литературы в 7 классе)
Устное народное творчество и литература. Русская народная песня «Ах, не одна-то, не одна во поле дороженька пролегала…» (урок литературы в 7 классе)
Цели: - определить разновидности русских народных песен;
- показать лиризм, мелодичность русской народной песни, выражение в ней высших нравственных ценностей: верности, долга, любви к человеку, природе;
- воспитание человеческого достоинства народной песней;
- показать особенности ритма, рифмы в народной песне, обратить особое внимание на интонацию.
Оборудование: отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Певцы» (описание художественного исполнения русской народной песни «Ах, не одна-то, не одна во поле дороженька пролегала…»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Устное народное творчество и литература. Русская народная песня «Ах, не одна-то, не одна во поле дороженька пролегала…» (урок литературы в 7 классе) »
Тема: Устное народное творчество и литература. Русская народная песня «Ах, не одна-то, не одна во поле дороженька пролегала…»
Цели: - определить разновидности русских народных песен;
- показать лиризм, мелодичность русской народной песни, выражение в ней высших нравственных ценностей: верности, долга, любви к человеку, природе;
- воспитание человеческого достоинства народной песней;
- показать особенности ритма, рифмы в народной песне, обратить особое внимание на интонацию;
Оборудование: отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Певцы» (описание художественного исполнения русской народной песни «Ах, не одна-то, не одна во поле дороженька пролегала…»)
Ход урока
Оргмомент.
Целеполагание.1. Проверим, как вы усвоили понятия «литературный герой», «персонаж», «образ», «характер» и средства создания характера. 2. Познакомимся с русской народной песней «Ах, не одна-то, не одна во поле дороженька пролегала…»
Проверка домашнего задания.
- Раскройте содержание понятий «литературный герой», «персонаж», «образ», «характер» и назовите средства создания характера.
( Действующих лиц в произведении называют литературными героями, имея в виду под этим словосочетанием чаще всего всех персонажей произведения. Но иногда «литературный герой» употребляется и в более узком смысле, как главное действующее лицо или герой, наиболее близкий к авторскому идеалу человека. Литературный герой = персонаж.
Характер литературный – изображение в художественном произведении человека с присущими только ему душевно-нравственными качествами и неповторимо индивидуальным отношением к миру.
Чтобы во всей полноте представить читателю литературный характер, автор произведения описывает внешность героя (портрет); сообщает о нем некоторые биографические сведения; рассказывает о его поведении, поступках; передает его речь, манеру говорить, высказывания о нем других людей; изображает окружающую обстановку (интерьер, пейзаж, личные вещи); использует другие художественные детали, которые тоже могут что-то рассказать. Наблюдая за героем во всех его проявлениях, мы постепенно создаем в своем воображении художественный образ.)
- Не менее важно нам знать, как построено произведение. Дома вы составили композиционную схему.
Композиционная схема
Экспозиция
Завязка действия
Развитие действия
Кульминация
Развязка
Внесюжетные элементы: Лирические отступления (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» - «Чудно блещет месяц»), пейзаж (И.С.Тургенев «Бежин луг») и др.
Изучение новой темы.
- Первый раздел нашего учебника называется «Устное народное творчество и литература». 2 года назад, в 5 классе, первый раздел учебника литературы имел такое же название. Как вы думаете, прочему?
(Знакомясь с содержанием раздела мы заметили, что наряду с фольклорными в него включены произведения, созданные писателями по фольклорным мотивам: народная сказка «Царевна-лягушка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, древнегреческие мифы - и отрывок из поэмы Гомера «Одиссея». Это было сделано не случайно: мы увидели, что произведения устного народного творчества всегда были неиссякаемым источником вдохновения для писателей.)
- Так что же такое фольклор? И что такое литература?
(Художественные произведения, созданные коллективным творчеством народа и существующие в форме устных рассказов или песен, называются устным народным творчеством, или фольклором. Художественное литературное произведение в отличие от произведения устного народного творчества имеет автора – писателя.)
Задание. Вспомните, какие жанры устного народного творчества вам известны. Заполните таблицу.
Жанры устного народного творчества
Эпические
Лирические
Драматические
Сказки
былины
пословицы
поговорки
загадки
Песни
Комедии («Озорник Петрушка»)
Подготовка к восприятию русской народной песни «Ах, не одна-то, не одна во поле дороженька пролегала…»
- Послушайте отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Певцы» и скажите, о каком жанре фольклора пойдет сегодня речь на уроке.
«Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой. Когда же наконец Яков открыл свое лицо – оно было бледно, как у мертвого; глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел… Полилась заунывная песня. «Ах, не одна-то, не одна во поле дороженька пролегала», пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась».
Выразительное чтение песни.
- Давайте послушаем одну из самых поэтических лирических песен. Слушая ее, подумайте, о чем эта песня, каким настроением она пронизана? (Это печальная песня о потерянной любви)
Аналитическая беседа.
2.На сколько смысловых частей можно разделить песню? О чем каждая из них?
(В песне «Дороженька» сначала дается картина «заросшей дороженьки» (пейзаж), а затем - горя добра молодца из-за потерянной любви.)
3. Каково значение нарисованной картины (пейзажа) в начале песни?
(Пейзаж – это описание природы, которое помогает понять замысел автора. Природа как бы становится участницей жизненных событий, переживаний певца).
4. Что можно сказать о языке этой песни? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам надо актуализировать многие наши знания и получить новые. Для этого поработаем с учебником.
Работа над статьями «Народные песни», «Народные лирические песни», «В мастерской художника слова».
Народные песни
Задание 2. Прочитайте статью «Народные песни», определите, на какие группы делятся народные песни. Составьте схему.
Народные песни
/ \
Обрядовые Необрядовые
Семейные обряды, обряды сельскохозяйственного / \
календаря Лирические Исторические
Народные лирические песни
Задание 3.Внимательно прочитайте статью «Народные лирические песни» и ответьте на вопросы.
С чем связано появление лирической народной песни?
(Лирическая песня родилась из потребности человека высказать свои чувства, переживания, сокровенные мечты)
Что передает лирическая песня? (Она передает размышления поющего о своей судьбе, любви и разлуке, горестях и печалях, радостях и надеждах)
От какого лица чаще всего ведется повествование в песне? (Чаще всего от первого лица)
4) Кто является героем песни? (Героем лирической песни выступает обобщенный образ: красной девицы или добра молодца, молодой жены или мужа, рекрута, разбойника, бурлака и т.п. А рядом с ними выступают образы, взятые из мира природы: лебедушки, березоньки, ноченьки)
В мастерской художника слова
Задание 4. Прочитав статью«В мастерской художника слова», заполните следующую таблицу примерами из песни «Дороженька».
Средства художественной выразительности
Эпитеты
Слова с уменьшительно-
ласкательными суффиксами
Слова-символы, образы-символы
Параллелизм, синтаксический параллелизм
Ритм, рифма
Эпитеты
Слова с уменьшительно-
ласкательными суффиксами
Слова-символы, образы-символы
Параллелизм, синтаксический параллелизм
Ритм, рифма
Горький осинничек, сердечный друг
Дороженька, ельничек, березничек, сударушка
Заросшая дороженька символ разлуки, несчастья
Одинаковое построение 2 последних предложений; параллелизм в основе композиции
Рифма отсутствует; ритм связан не с определенным чередованием ударных и безударных слогов, а с наличием 3-4 ударений
Обобщение.
Вот мы и поработали над художественными особенностями народной лирической песни и над языком песни «Дороженька». Вы знаете, что народные произведения имеют несколько вариантов, так как автор не один, а целый народ. Помните, народная сказка «Царевна-лягушка» имела 23 варианта. Так и песня «Дороженька» имеет несколько вариантов. Предлагаю прослушать эту песню в исполнении хора «Родные напевы» и подумать, как мелодия помогает понять и прочувствовать произведение?
Чем отличается услышанный вариант от прочитанного?
Домашнее задание. 1. Выразительное чтение народной песни «Дороженька».
2.Стр.16, вопр.1: в чем заключаются особенности жанра русской народной лирической песни и ее отличие от других произведений устного народного творчества.