Цели урока: ознакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»; развивать умение выразительно читать; формировать умение передавать содержание произведения; учить отвечать на вопросы по тексту.
Оборудование: картинки с изображениями лисы и тетерева.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Дети выставляют иллюстрации и рассказывают понравившиеся отрывки.
III. Речевая разминка
- Прочитайте медленно, «жужжащим» чтением:
Тетерев сидел у Терентия в клетке,
А тетерка с тетеревятками в лесу на ветке.
- Прочитайте, разделяя на слоги.
Прочитайте с вопросительной интонацией, с утвердительной, с веселой, с грустной.
- А сейчас - выразительно. Затем скороговоркой, быстро, еще быстрее.
IV. Постановка цели урока. Актуализация знаний
1. Предварительная беседа.
- Сегодня мы с вами изучаем сказки. А кто из вас помнит, какие сказки бывают?
- Чем сказка отличается от других произведений: повести, рассказа, былины?
- Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.
- Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую мысль. Этим сказка отличается от других произведений: повести, рассказа, былины.
2. Подготовка к чтению. Работа с иллюстрациями.
- Откройте учебники на странице 39, прочитайте название сказки. Кто пришел к нам гости? (Лиса и тетерев.)
- Опишите, какая бывает лиса в сказках? (Хитрая, умная, обманщица и т. д.)
- А кто знает, кто такой тетерев? (Крупная лесная птица.)
Учитель показывает картинки на доске.
V. Изучение нового материала
1. Первичное чтение.
- Сейчас, я вам прочту сказку об одной такой лисе, которая
хотела перехитрить тетерева, и мы узнаем, удалось ли ей
осуществить свой план. Обратите внимание на непонятные
слова.
Учитель читает сказку, дети следят но учебнику и отмечают непонятные слова.
2. Словарная работа. .
- Какие непонятные слова и выражения вы встретили в сказ
ке? Давайте их разберем.
навострила уши - насторожилась; проведать - навестить;
нынче - сегодня; кабы - если бы. 3. Первичная проверка понимания.
- Понравилась ли вам сказка?
- Удалось ли лисе перехитрить тетерева? Почему?
Что придумала лиса, чтобы поговорить с тетеревом?
- Что придумывала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?
- Что отвечал тетерев лисе, когда она просила его спуститься на землю?
v - Что придумал тетерев, чтобы избавиться от хитрой лисы?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление нового материала
1. Выборочное чтение.
- Как лиса и тетерев приветствовали друг друга: весело, доброжелательно, ласково, притворно, грубо?
- Найдите этот эпизод в тексте.
- Найдите в тексте описание того, как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.
- Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?
- Найдите, как лиса называет тетерева?
- Прочитайте, как тетерев избавился от лисы?
- Каким оказался тетерев: находчивым, умным, слабым, веселым?
2. Выразительное чтение. Задание 6 на с. 41.
Дети сами читают сказку вслух, по ролям в парах.
VIII. Итог урока
- К какому виду сказок относится сказка «Лиса и тетерев»?
Докажите.
Домашнее задание
Перечитать сказку и подготовиться к чтению по ролям.