| Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | 
  | I. Мотивация к учебной деятельности. 1.Приветствие. 
 
 
 
 
 
 
 2.Проверка готовности к уроку. Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне. 
 | Долгожданный дан звонок.  Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи. -Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь с хорошим настроением с другими. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения. 
 
 -Проверьте, все ли готово к уроку? -Как организовано ваше рабочее место? -Почему это важно? Выскажите свои мысли   | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Дети высказывают свои мысли. | Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. | 
  | II.Актуализация опорных знаний. 1.Беседа о сказках. 
 Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». 
 | -Давайте вспомним, что такое сказка? (Выдуманная или невыдуманная история). -Когда возникли сказки? -А нужны ли они нам, и взрослым и детям, сейчас, ведь их создавались очень давно?   -Чему учат сказки? -А кто же их сочинял? -Какие сказки бывают?(Слайд 2) - А кто были героями сказки, которую мы читали в классе на прошлом уроке? -Как звали героев сказки? Бабушка ….., курочка -….., внучка - ….., мышка -…… (Старушка, хохотушка, клохтушка, норушка). (слайд 3) - Прочитайте пословицы. Найдите те, которые соответствуют сказке. Найдите к ним эпизоды из сказки, прочитайте вслух. (слайд 4) 
 На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся. 
 У страха глаза велики. 
 На ловца и зверь бежит. 
 Робкого и тень страшит. 
 Плох неряха в строю, а еще хуже – в бою. | 
 Они обязательно чему – то учат, заключают в себе мудрую мысль. 
 Волшебные - в них происходят чудеса и присутствуют волшебные предметы; сказки о животных - в них животные являются героями и ведут себя так, как люди; бытовые - в них описана жизнь простых людей. | Личностные: самоопределение, выбор ценностных ориентиров. Познавательные: общеучебные, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. 
 Познавательные: логические, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов. 
 | 
  | III. Мотивация к деятельности 1.Побуждающий диалог. Цель: включение обучающихся в учебную деятельность 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2. Подведение к формулированию темы. |  О - Попробуйте определить, о чем сегодня на уроке мы будем говорить. Отгадайте загадки о животных. (Слайд5) Серовато, зубовато,По полю рыщет,
 Телят, ягнят ищет. (Волк)
 Вперевалку зверь идётпо малину и по мёд.
 Любит сладкое он очень,
 А когда приходит осень,
 Лезет в яму до весны,
 Где он спит и видит сны. (Медведь)
 Рыжая плутовка Обманывает ловко.
 Её боится мышка
 И зайка – шалунишка.
 Хоть сама в лесу живёт,
 Из деревни кур крадёт. (Лиса)
 -Какое животное встречается чаще других в сказках? Какой чаще всего она описывается в сказках? -А теперь прочитайте скороговорку. Прочитайте ее быстро. (слайд 6) 
 Тетерев сидел у Терентия в клетке, А тетерка с тетеревятками в лесу в клетке. - О какой птице говорится в скороговорке?   -Ребята, а кто такой тетерев? - Почему мы выделили из загадки и скороговорки этих животных? -Отгадайте, как называется сказка, которую мы будем читать на уроке? (слайд 7) 
 -Сегодня мы познакомимся еще с одной русской народной сказкой «Лиса и тетерев».   - Как вы думаете, может ли эта сказка вас чему-нибудь научить? Это и будет задача нашего урока. |   
 
 
 
 
 Будем говорить о сказках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Лиса. 
 
 
 
 
 
 
 
 Крупная лесная птица отряда куринных. Тетерка – самка тетерева. 
 
 
 | Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Познавательные: общеучебные, самостоятельное выделение и формулирование темы;   Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоенного и того, что ещё неизвестно. | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | IV. Открытие нового знания. Цель: знакомство с произведением, первичное осмысление на личностном уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Музыкальная физкультминутка |  Знакомство со сказкой. - Просмотр и слушание сказки.(Слайд 8)   -Понравилась ли вам сказка? Чем? -Как описана лиса в сказке? 
 
 
 - Ребята, а кто такой тетерев? 2.Сообщение ученика о тетереве. (слайд 9) 3. Словарная работа. (слайд 10) Проведать – навестиь. Нынче – сегодня. Навострила уши – насторожилась. Указ – постановление. -Как вы поняли слова тетерева: «Кабы по – старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего»? 4. Чтение сказки детьми вслух. 
 
 
 
 
 
 «Песенка про ик» 
 
 | 
 
 Она хитрая, умная,, ловкая, обманщица). 
 Тетерев – крупная лесная птица, отряда куриных. 
 
 
 
 
 
 
 
 Дети читают сказку вслух. | Регулятивные:   саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.   Познавательные: логические, установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: самосознание, осознание своих нравственных качеств. 
 | 
  | V. Первичное закрепление. Цель: обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. | 1. Выборочное чтение с элементами беседы. - Как приветствовала лиса тетерева?   - Что ответил на ее приветствие тетерев? - Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?   - А что говорилось в указе? (выборочное чтение) -Как вы думаете, поверил тетерев, что такой указ появился?   
 -Зачем он сказал лисе о собаках? - Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего». 
 
 2. Чтение сказки по ролям. - Разыграйте диалог лисы и тетерева. Как в театре. Кто из вас хотел бы быть лисой? А кто тетеревом? 
 | 
 
 
 Притворялась глухой, придумала историю с указом. 
 Тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть) 
 Тетерев иронизирует над лисой, выявляет её лживость. 
 
 
 
 Дети с масками разыгрывают сценку. | Познавательные: общеучебные, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. 
 Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. 
 Личностные Соотнесение «себя», своего отношения к литературному герою. 
 | 
  | VI.Самостоятельная работа с самопроверкойпо эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 
 | 1.Работа в парах. Соедините стрелочкой: (слайд 11) - Какой была лиса, каким был тетерев?   Легкомысленная Хитрая Беззаботная Льстивая   Умный Рассудительный Смышленый - А теперь проверьте себя. 
 
 | 
 
 
 
 
 
 
 На слайде появляется правильный ответ.   | Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Регулятивные: контроль, сличение способа действий и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, внесение необходимых дополнений 
 | 
  | VIII Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее. 
 | 1.Решение проблемной ситуации. -Прочитайте пословицу и определите, какого слова не хватает. ……. ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (Слайд 12) 
 - Прочитайте и подумайте, почему Пушкин сказал, что в сказке ложь? Что он подразумевал?   -Что волшебного в этой сказке?   
 - Чему можно поучиться у тетерева? А у лисы? - Зачем народ создал эту сказку? - Какой урок для себя вы извлекли из этой сказки? Вывод учителя. Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи. 
 | 
 
 Животные совершают поступки как люди, могут обманывать, хитрить. 
 
 
 
 
 
 
 
 Высказывания детей. | Познавательные: общеучебные, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; логические, сравнение и классификация. Коммуникативные, умение участвовать в коллективном обсуждении. | 
  | IX Рефлексия деятельности.   Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. 
 | -Какую сказку мы изучили на уроке? -Подтвердились ли ваши предположения, что лиса в сказках самая хитрая и умная? -К какому виду относится эта сказка? 
 Оцените свою работу на уроке. Если вам понравился урок, прикрепите красный лепесток к волшебному цветку, если вы затруднялись, но пытались найти ответ-зеленый лепесток, если вам было не интересно на уроке – прикрепите желтый лепесток.   
 Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки. Спасибо за урок!(Слайд 13) | 
 
 
 
 
 
 Оценивают результат своей деятельности. | Познавательные: общеучебные, выделение необходимой информации. Личностные: самосознание, мотивационная готовность. Регулятивные:   саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.   
 
 
 
 |