Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности. 1.Приветствие. 2.Проверка готовности к уроку. Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне. | Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи. -Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь с хорошим настроением с другими. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения. -Проверьте, все ли готово к уроку? -Как организовано ваше рабочее место? -Почему это важно? Выскажите свои мысли | Дети высказывают свои мысли. | Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. |
II.Актуализация опорных знаний. 1.Беседа о сказках. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | -Давайте вспомним, что такое сказка? (Выдуманная или невыдуманная история). -Когда возникли сказки? -А нужны ли они нам, и взрослым и детям, сейчас, ведь их создавались очень давно? -Чему учат сказки? -А кто же их сочинял? -Какие сказки бывают?(Слайд 2) - А кто были героями сказки, которую мы читали в классе на прошлом уроке? -Как звали героев сказки? Бабушка ….., курочка -….., внучка - ….., мышка -…… (Старушка, хохотушка, клохтушка, норушка). (слайд 3) - Прочитайте пословицы. Найдите те, которые соответствуют сказке. Найдите к ним эпизоды из сказки, прочитайте вслух. (слайд 4) На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся. У страха глаза велики. На ловца и зверь бежит. Робкого и тень страшит. Плох неряха в строю, а еще хуже – в бою. | Они обязательно чему – то учат, заключают в себе мудрую мысль. Волшебные - в них происходят чудеса и присутствуют волшебные предметы; сказки о животных - в них животные являются героями и ведут себя так, как люди; бытовые - в них описана жизнь простых людей. | Личностные: самоопределение, выбор ценностных ориентиров. Познавательные: общеучебные, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные: логические, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов. |
III. Мотивация к деятельности 1.Побуждающий диалог. Цель: включение обучающихся в учебную деятельность 2. Подведение к формулированию темы. | О - Попробуйте определить, о чем сегодня на уроке мы будем говорить. Отгадайте загадки о животных. (Слайд5) Серовато, зубовато, По полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк) Вперевалку зверь идёт по малину и по мёд. Любит сладкое он очень, А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. (Медведь) Рыжая плутовка Обманывает ловко. Её боится мышка И зайка – шалунишка. Хоть сама в лесу живёт, Из деревни кур крадёт. (Лиса) -Какое животное встречается чаще других в сказках? Какой чаще всего она описывается в сказках? -А теперь прочитайте скороговорку. Прочитайте ее быстро. (слайд 6) Тетерев сидел у Терентия в клетке, А тетерка с тетеревятками в лесу в клетке. - О какой птице говорится в скороговорке? -Ребята, а кто такой тетерев? - Почему мы выделили из загадки и скороговорки этих животных? -Отгадайте, как называется сказка, которую мы будем читать на уроке? (слайд 7) -Сегодня мы познакомимся еще с одной русской народной сказкой «Лиса и тетерев». - Как вы думаете, может ли эта сказка вас чему-нибудь научить? Это и будет задача нашего урока. | Будем говорить о сказках. Лиса. Крупная лесная птица отряда куринных. Тетерка – самка тетерева. | Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Познавательные: общеучебные, самостоятельное выделение и формулирование темы; Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоенного и того, что ещё неизвестно. |
| | | |
IV. Открытие нового знания. Цель: знакомство с произведением, первичное осмысление на личностном уровне. Музыкальная физкультминутка | Знакомство со сказкой. - Просмотр и слушание сказки.(Слайд 8) -Понравилась ли вам сказка? Чем? -Как описана лиса в сказке? - Ребята, а кто такой тетерев? 2.Сообщение ученика о тетереве. (слайд 9) 3. Словарная работа. (слайд 10) Проведать – навестиь. Нынче – сегодня. Навострила уши – насторожилась. Указ – постановление. -Как вы поняли слова тетерева: «Кабы по – старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего»? 4. Чтение сказки детьми вслух. «Песенка про ик» | Она хитрая, умная,, ловкая, обманщица). Тетерев – крупная лесная птица, отряда куриных. Дети читают сказку вслух. | Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Познавательные: логические, установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: самосознание, осознание своих нравственных качеств. |
V. Первичное закрепление. Цель: обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. | 1. Выборочное чтение с элементами беседы. - Как приветствовала лиса тетерева? - Что ответил на ее приветствие тетерев? - Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю? - А что говорилось в указе? (выборочное чтение) -Как вы думаете, поверил тетерев, что такой указ появился? -Зачем он сказал лисе о собаках? - Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего». 2. Чтение сказки по ролям. - Разыграйте диалог лисы и тетерева. Как в театре. Кто из вас хотел бы быть лисой? А кто тетеревом? | Притворялась глухой, придумала историю с указом. Тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть) Тетерев иронизирует над лисой, выявляет её лживость. Дети с масками разыгрывают сценку. | Познавательные: общеучебные, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Личностные Соотнесение «себя», своего отношения к литературному герою. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкойпо эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | 1.Работа в парах. Соедините стрелочкой: (слайд 11) - Какой была лиса, каким был тетерев? Легкомысленная Хитрая Беззаботная Льстивая Умный Рассудительный Смышленый - А теперь проверьте себя. | На слайде появляется правильный ответ. | Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Регулятивные: контроль, сличение способа действий и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, внесение необходимых дополнений |
VIII Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее. | 1.Решение проблемной ситуации. -Прочитайте пословицу и определите, какого слова не хватает. ……. ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (Слайд 12) - Прочитайте и подумайте, почему Пушкин сказал, что в сказке ложь? Что он подразумевал? -Что волшебного в этой сказке? - Чему можно поучиться у тетерева? А у лисы? - Зачем народ создал эту сказку? - Какой урок для себя вы извлекли из этой сказки? Вывод учителя. Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи. | Животные совершают поступки как люди, могут обманывать, хитрить. Высказывания детей. | Познавательные: общеучебные, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; логические, сравнение и классификация. Коммуникативные, умение участвовать в коллективном обсуждении. |
IX Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. | -Какую сказку мы изучили на уроке? -Подтвердились ли ваши предположения, что лиса в сказках самая хитрая и умная? -К какому виду относится эта сказка? Оцените свою работу на уроке. Если вам понравился урок, прикрепите красный лепесток к волшебному цветку, если вы затруднялись, но пытались найти ответ-зеленый лепесток, если вам было не интересно на уроке – прикрепите желтый лепесток. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки. Спасибо за урок!(Слайд 13) | Оценивают результат своей деятельности. | Познавательные: общеучебные, выделение необходимой информации. Личностные: самосознание, мотивационная готовность. Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. |