Учитель: Яхина Зиля Аухадиевна
Класс: 1Б
Тема: Русская народная сказка «Петух и собака»
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака»; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно по слогам, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; пересказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки; сравнивать разные произведения на одну тему.
Оборудование: выставка книг с русскими народными сказками, аудиоприложение к учебнику, карточки с загадками, иллюстрации к сказке.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка.
- Прочитайте текст.
На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова на траве двора.
- Определите, что это за произведение. (Скороговорка.)
- Прочитайте скороговорку медленно.
- Прочитайте скороговорку изумленно, восхищенно, весело, с недовольной интонацией.
— Прочитайте быстро, еще быстрее.
— Кто может прочитать один?
III Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Над какими произведениями мы работали сегодня? (Над скороговоркой и сказкой.)
— Какие еще произведения относятся к устному народному творчеству? (Загадки, пословицы, песенки.)
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением устного народного творчества. Будем продолжать учиться читать выразительно, определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, красиво говорить.
IV. Работа по теме урока
— Отгадайте загадки.
Кто виляет весело хвостом?
Кто умеет сторожить дом?
Кто грызет большую кость в углу?
Кто калачиком свернулся на полу?
Кто кота прогнал из кухни прочь?
Кто пролаял напролет всю ночь?
(собака)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.
(петух.)
— Как вы думаете, героями какого произведения они могут быть? (Ответы детей.)
— Откройте учебник на с. 55. Рассмотрите иллюстрацию. О чем будет произведение?
— Прочитайте название произведения.
— Кто его автор? (Автора нет.)
— Почему нет автора? (Это народная сказка.)
(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.)
— Какое впечатление произвела на вас сказка?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— С каких слов начинается сказка? [Давным-давно...)
Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином.
— Подумайте, какие зачины вы еще знаете? (В некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были...)
— Как жили старики? Докажите. (Жили они очень бедно, скотины у них не было, только старая собака да старый петух.)
— Почему петух и собака ушли от старика со старухой?
— Где они решили заночевать?
— Что случилось утром?
— Как вы думаете, почему лиса расхваливала петуха?
— Перечитайте выразительно диалог лисы и петуха. Подумайте, каким голосом надо за них читать.
(Чтение отрывка по ролям со слов «Надумала она петухом \ полакомиться...».)
— Обсудите в парах, какова главная мысль сказки.
— Прочитайте пословицы. Подумайте, к кому из героев сказки они подходят.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (К петуху. У него был верный друг — собака. Она с ним вместе и от стариков ушла, и от лисы его спасла.)
• Не рой другому яму - сам в нее упадешь. {К лисе. Она хотела петуха съесть, а сама чуть ноги унесла.)
— Рассмотрите рисунки на с. 57. Как называется эта сказка? (Гуси-лебеди.)
— Назовите ее героев.
— Восстановите последовательность событий.
(Несколько учеников рассказывают сказку.)
VII. Рефлексия.
— Все ли вам на уроке было понятно?
— Что вы уже хорошо умеете? Что хорошо получается?
— В чем трудности?
VII. Подведение итогов урока
— Чем мы занимались на уроке? Какую сказку мы изучали, а какую повторяли?