Литературное чтение 09.04.14г Тема:Скороговорки. Сказка «петух и собака»
Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формировать читательский интерес к устному народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: сравнение различных произведений малых и больших жанров; умение находить общее и отличие.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.
Сценарий урока
I. Актуализация знаний.
Выразительное чтение отрывков.
II. Постановка цели урока.
– Отгадайте загадки.
Кто заливисто поёт о том, что солнышко встаёт? (Петух.)
Не говорит и не поёт, а кто к хозяину идёт, она сразу знать даёт. (Собака.)
– Вспомните названия народных сказок. Назовите героев.
– В каких сказках действующее лицо – Петух, а в каких – Собака?
ТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
СООБЩЕНИЕ О СОБАКЕ И ПЕТУХЕ
III. Изучение нового материала.
1. Отработка навыков чтения.
– Читайте слова по таблице быстро и не ошибаясь.
лист – листок – листочек – листопад
лис – лиса – лисёнок – лисий – лисица
лень – лентяй – лентяйка – ленивый
лес – лесок – лесник – лесопарк – лесовоз
2. (карточки) «Найди пару»
ботинки
на козе
котлеты
на одеяле
роса
на пару
рога
на розе
кит
на полу
кот
в океане
3. Чтение скороговорок из «Разноцветных страниц» (с. 60–61 учебника, часть 1).
– Прочтите слова, сходные по звучанию (произносите слова чётко и ясно).
– Прочтите скороговорки сначала медленно, а потом быстро и четко, проговаривая каждое слово.
«Скороговорка – род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль). Для скороговорки специально подбираются слова, правильное произношение которых при быстром и многократном повторении затруднено. Скороговорки бывают народные и авторские.
Учащиеся тренируются читать скороговорки быстро и четко.
– Какие скороговорки вы знаете?
IV. Продолжение изучения нового материала.
1. Знакомство со сказкой «Петух и собака».
– Прочтите название сказки.
– Знакома ли вам эта сказка?
– Прочтите слова, записанные на КАРТОЧКАХ, по слогам, а потом целыми словами.
жи-во-тин-ки – животинки
про-да-дим – продадим
ис-пу-гал-ся – испугался
ус-лы-хал – услыхал
рас-ска-зал – рассказал
за-но-че-ва-ли – заночевали
вы-бра-ли – выбрали
за-ня-лась – занялась
раз-ли-ва-ет-ся – разливается
раз-да-ет-ся – раздается
при-бе-жа-ла – прибежала
рас-хва-ли-ва-ет – расхваливает
по-ла-ко-мить-ся – полакомиться
на-ду-ма-ла – надумала
спра-ши-ва-ет – спрашивает
об-ра-до-ва-лась – обрадовалась
при-ва-ли-ло – привалило
бро-си-лась – бросилась
– Объясните значение слов и выражений:
Занялась заря – рассвело.
Масленый праздник – праздник Масленицы.
Припасла – заготовила про запас.
Счастье привалило – появилось неожиданно.
Дупло – пустота в стволе дерева.
– Прочтите сказку вслух по цепочке.
2. Анализ сказки «Петух и собака».
– Почему петух покинул стариков?
– Кто помог ему уйти со двора в лес?
– Как петух навлёк на себя опасность?
– Чем лиса хотела заманить к себе петушка?
– Найдите в тексте и зачитайте, почему петух испугался и к кому он обратился за помощью.
– Найдите в тексте и зачитайте, как лиса расхваливает петуха.
– Чему обрадовалась лиса?
– Прочтите пословицы:
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Не рой другому яму – сам в нее упадёшь.
• Семеро одного не ждут.
– Какие пословицы относятся к сказке «Петух и собака»?
– Объясните их смысл.
Физкультминутка
3. Викторина сказок.
– Рассмотрите иллюстрации на с. 57 учебника (часть 1).
– Как называется эта сказка? («Гуси-лебеди».)
– Перескажите сказку по опорным иллюстрациям.
– Назовите русские народные сказки.
– Назовите сказки, написанные в стихотворной форме.
– Назовите авторские сказки.
V. Итог урока. Рефлексия.
Зачем сочиняли скороговорки?
Чему учат сказки?
Назовите свою любимую сказку.
Внеурочная деятельность.
Пересказать сказку «Петух и собака»; придумать свою скороговорку.