kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль растений в природе и жизни человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль растений в природе и жизни человека. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль растений в природе и жизни человека.»

Правильное  питание - залог крепкого здоровья, хорошего настроения, трудоспособности, устойчивости организма против простудных, инфекционных и других заболеваний. Поэтому пищевые растения в нашей жизни играют очень важную роль.
       Пищевая ценность продуктов определяется не только содержанием белков, жиров, углеводов, минеральных солей, но и витаминов, богатейшим источником которых являются овощные, зеленные и пряновкусовые  растения. Из всех продуктов растительного  происхождения ведущее место  в питании человека занимают свежие овощи и плоды. В них питательные  вещества находятся в гармоничном  сочетании и поэтому лучше  и полнее усваиваются, играют особо  важную роль в биохимических процессах, протекающих в организме. 


В повседневной жизни вы уже могли оценить роль растений в жизни человека. Ведь хлеб, фрукты, овощи и многое другое, без чего человек не может обойтись, получают из растений. Продукты животного происхождения в конечном счете мы получаем тоже благодаря растениям, которые служат пищей для животных. Даже каменный уголь, нефть, торф имеют также растительное происхождение. От растений зависит и чистота воздуха, которым мы дышим.

Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание рациональному использованию и охране природных богатств нашей страны. А чтобы рационально использовать и приумножить растительный мир нашей страны, мы должны знать жизнь растений, любить родную природу, внимательно относиться к ней.

Некоторые виды дикорастущих растений, которым угрожает истребление, взяты под защиту закона - они занесены в "Красную книгу". Эти растения нельзя рвать или выкапывать. Нельзя допускать бессмысленного уничтожения или чрезмерного изъятия из природы любых растений.

Почти на всем земном шаре можно найти представителей растительного мира. Они населяют не только поверхность суши, но и толщу морей и океанов. Даже в Антарктиде на свободных от льда местах растут некоторые виды мхов и лишайников.

Нас окружает разнообразный мир растений. Поэтому человек проявлял и проявляет большой интерес к изучению их жизни и строения. Познавая окружающий мир, мы извлекаем из него большую пользу для себя. Одни растения можно использовать для приготовления пищи, другие - для постройки жилья, третьи - для изготовления орудий труда, четвертые - для украшения помещения или лечения различных болезней.

Трудно представить нашу жизнь без растений. Они насыщают кислородом воздух, которым мы дышим. Углекислый газ для фотосинтеза листья поглощают сквозь крошечные отверстия. В результате фотосинтеза выделяется кислород, который поступает в окружающий воздух. Растения поддерживают его концентрацию в воздухе.

Каждый день мы используем в пищу или сами растения, или продукты, которые из них получены.

Но это еще не все. Посмотрите вокруг себя, и вы почти везде увидите предметы, сделанные из растений. Вспомните, из чего сделана одежда, которую мы носим. Из чего изготовлены тетради, в которых мы пишем, книги, которые мы читаем? Из какого материала сделана мебель, оконные рамы и двери наших квартир?

А теперь подумайте, какое значение имеют растения в природе. Смогут ли жить без растений животные и другие живые существа? Конечно же нет.

Кислород, которым растения насыщают воздух, используют для дыхания все живые существа. Многим животным растения служат пищей и домом.

Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. О зеленых растениях, например, часто говорят как об основе жизни всего органического мира, источнике энергии, силы, здоровья, эстетического наслаждения.

И в самом деле, трудно представить жизнь человека без растений. Ведь главным образом растения дают человеку все необходимое для жизни.

Хотя и не все растения в одинаковой мере полезны человеку, но в совокупности они создают благоприятные условия для его существования.

Отрицательная роль растительности - это появление сорняков на обрабатываемых землях и пастбищах; зарастание водоёмов, ведущее к возникновению летних заморов рыбы в озёрах; случаи вредного воздействия на человека и на народное хозяйство. Однако вредное воздействие растительности на человека несравнимо с её положительной ролью. Оно чаще всего связано с не рациональным использованием растений, незнанием закономерностей развития и взаимоотношений растительных сообществ, а также с непредсказуемостью возможных последствий вмешательства человека.



История разведения зелени и лекарственных трав.


Знания о травах столь же древние, как и история человечества. С древнейших времен человека окружал богатый мир природы, и беспомощный перед ее непонятными силами человек пытался найти в том, что непосредственно окружало его, помощь в борьбе с болезнями. Уже тогда человек опытным путем установил, что определенные растения исцеляют от некоторых болезней, залечивают раны, восстанавливают силы. Так накапливался первый опыт использования трав в лечебных целях. В ходе археологических раскопок обнаруживаются все новые данные о применении древнейшими народами разнообразных растений для лечения недугов.

Сведения об использовании целебных трав можно найти в письменных памятниках древнейших культур на санскрите, египетском, китайском, греческом и латинском языках. Так, в 1875 году известный египтолог Георг Эберс обнаружил древний папирус, на котором был записан древнеегипетский медицинский трактат "Книга приготовления лекарств для всех частей тела". В нем содержались рецепты снадобий из трав, которые древние египтяне применяли для лечения многих заболеваний. Из сырья растительного происхождения египтяне готовили различные мази, примочки, микстуры достаточно сложного состава, а так же душистые масла, бальзамы, притирания. Уже в то время были хорошо известны лекарственные свойства ряда пряно-ароматических растений, зелени, многих лекарственных трав, таких, например, как подорожник, алоэ. При фараонах IV династии приблизительно 2400 лет до нашей эры при храмах создавались первые садики для выращивания травяных культур.

К 700 годам до н.э относятся наиболее полные источники о применении пряных растений. Употребление шафрана, фенхеля, тимьяна, тмина, кунжута, укропа, чеснока, лука и кориандра известно со времен расцвета Древнего Вавилона, жители которого торговали пряностями, перевозя их караванными путями и на судах по Тигру и Евфрату.

В Вавилонии в знаменитых садах царя Мардукапалиддина II, правившего в VIII в до н.э., выращивалось более 70 видов лекарственных растений и среди них чеснок, конопля, тимьян, кориандр, фенхель, горчица, тмин, укроп, портулак и белена.

В древнейшей библиотеке ассирийского царя Ассурбанипала в Ниневии (VII в. до н.э.) на глиняных табличках, написанных клинописью, содержатся описания лекарственных растений с указанием заболеваний, при которых они используются, и способа применения.

В древней медицине Китая травам отводилось одно из главных мест. Первая китайская книга о лекарственных растениях была написана в 2600 году до нашей эры. Древнекитайские источники подтверждают, что император Хованг-ти за 2700 лет до нашей эры применял пряные растения в смеси с листовыми овощами в качестве лекарств от различных заболеваний. Позже известный китайский врач Ли Шичжень (1596-1522) в медицинском трактате "Основы фармакологии" представил рецепты более 1500 средств, приготовленных из лекарственных растений. Эта книга до сих пор не утратила своего научного значения.

В древней Индии, родине пряностей и ароматических растений, медицина использовала около 1000 основных лекарств, большая часть которых была растительного происхождения. Одна из заповедей буддийской медицины гласит: лекарства растут вокруг нас, надо только суметь их увидеть. Самым подробным памятником медицинской литературы того времени является трактат "Яджур-веды" древнеиндийского врача Сушрута.

В Древней Греции тысячелетия назад уже было известно множество пряно-ароматических растений, которые мы сегодня выращиваем на своих огородах: анис, тмин, фенхель, кориандр, мята перечная, петрушка, майоран, тимьян, шалфей, чеснок.

Традиционно начало научной медицины относят ко времени великого древнегреческого врача Гиппократа (460-377 гг. до н.э.). В своей врачебной деятельности Гиппократ широко использовал растительные препараты, ряд из которых был заимствован, по-видимому, из древнеегипетской медицины. Гиппократ описал более 200 видов растений, признанных древнегреческой медициной в качестве лекарственных средств. Гиппократ побывал также в свое время в Скифии и писал о прекрасных лекарствах из скифского корня (ревень), понтийской абсинтии (полынь) и ирного корня (аир).

Проводившиеся в наше время раскопки курганов и древних поселений скифов подтвердили, что древние славяне широко использовали лекарственные растения.

Первую медицинскую энциклопедию или лечебник создал древнеримский врач Авл Корнелий Цельс (конец I в. до н.э. - начало I в. н.э.). В восьми книгах "О медицине" он обобщил всю медицинскую литературу, весь врачебный опыт разных культур и народов, накопленный к тому времени. В его трактате значительное место отводится обзору лекарственных растений: их ботаническому описанию, способам приготовления из них лекарств и показаниям к применению. Среди описанных им растений есть мак, тмин, подорожник, пряные растения.

В середине I века врач римской армии Диоскорид составил обширный травник, включивший в себя большинство известных на тот момент лекарственных растений, их набралось более 500 видов. Эта книга по существу стала первым подробным травником в европейской медицинской науке. Одним из объяснений распространения лекарственных и пряно-ароматических растений по территории Европы является то, что римские солдаты во время своих военных походов перенесли через Альпы и распространили в северных землях наряду с овощами также лекарственные растения и зелень. Солдаты проводили в походах долгие годы, порой оседали на покоренных территориях и не хотели отказываться от привычных способов лечения и питания, принятых на их родине. Поэтому они занимались разведением овощей и трав на новых землях. Таким образом, нашим далеким предкам стал известен лук, чеснок, кориандр, купырь, кресс-салат, укроп и мята.

Революцию в учении о лекарственном применении растений совершил великий врач и фармацевт древности Клавдий Гален (131-210). Кроме многочисленных трудов по медицине он составил два травника, которые во многом перевернули представления медицины Старого Света о лекарственных свойствах растений. Травники Галена содержат стандартную технологию приготовления препаратов из растений - настоек, экстрактов и других лекарственных форм, которые до сих пор называются галеновыми препаратами и не утратили своего значения.

Первые систематические описания лекарственных средств, применяемых на Руси, относятся к XIII-XV векам. В конце ХV века вышла книга "Лечебник Строгановых лекарств", содержащая подробное описание препаратов, изготовляемых из растительного сырья. Интересно, что лекарственные растения, служившие сырьем для приготовления лечебных препаратов в XVI веке, привозили из Англии через Архангельск, часть сырья доставляли восточные купцы. К этому же времени относится появление первых "зелейных лавок" - прообразов современных аптек, в которых "зелейники", являвшиеся по сути первыми фармацевтами, продавали лекарственные растения и препараты.

В начале XVII века у аптеки появилась новая функция - снабжение армии лекарствами. Аптекарский приказ ведал всем медицинским и фармацевтическим делом, организовывал заготовки дикорастущих лекарственных растений, а начиная с 1694 года по его распоряжению в Москве были созданы так называемые "аптекарские огороды", где выращиваются отечественные и заморские лекарственные растения и пищевые пряности.

Но настоящий размах разведение лекарственных растений получило при Петре I. По его приказу во всех крупных городах при военных госпиталях создавались аптекарские огороды, являвшиеся плантациями лекарственных растений и служившие базой для поставки лекарственного сырья в учрежденные Петром I казенные аптеки.

В 1798 году в Санкт-Петербурге была открыта медико-хирургическая академия, которая стала центром по изучению лекарственных растений. Позже С.П. Боткин особенно настаивал на клинических испытаниях средств народной медицины, использующей препараты на основе сырья растительного происхождения.

Конец XIX - начало XX века ознаменовались небывалыми успехами в области создания синтетических и химических препаратов. В связи с этими объективными предпосылками применение растительных лекарственных средств сократилось, но не утратило своего значения, и с годами медицинская наука все больше осознает их ценность, а порою и незаменимость.

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает, стал наблюдать за животными - звери тоже травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Заметить, запомнить, другим передать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.


Растения в комнате.


Любое помещение без живой зелени - как бы хорошо оно ни выполняло свое функциональное назначение - выглядит скучным и прозаичным. Растения оживляют интерьер, привнося неповторимую атмосферу в любой уголок дома, и представляют собой нечто большее, чем просто украшение комнаты, потому что придают помещению как бы новое измерение. Они улучшают микроклимат в квартире и одновременно дают нам интересное занятие, помогающее снять напряжение в свободное время.


Растения и строительство.


Огромную роль играют растения в строительстве. Строители и архитекторы уже много веков занимаются изучением "архитектуры" растительного мира и заимствуют у природы методы и принципы конструирования. Уже в легких постройках африканцев отражены характерные черты цветков, растений. Возвышающиеся на Востоке пагоды подобны елям, а гробницы по форме напоминают сосны, как бы в знак поклонения местных жителей природе.

Изучение природы архитекторами прошлых времен обычно заключалось в познании законов гармонии, пропорций, единства частей и целого природных структур. Потому-то большинство древних построек так гармонирует с окружающей их природой. Архитекторы помнили, что здание - это как бы живое существо, создавая которое следует подражать природе. Например, Останкинская телебашня построена на основе стебля - соломины. Каждый лист, каждая травинка, каждый лепесток могут служить живой моделью технической конструкции и быть использованы при проектировании различных типов сооружений или их элементов.


Лес как важнейший растительный ресурс планеты.

Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса.

Роль леса в природе:

1. Очищает воздух;

2. Создает места обитания животных;

3. Защищает почву от эрозии;

4. Задерживает осадки (уменьшает поверхностный сток);

5. Создает благоприятный микроклимат для сельскохозяйственных растений;

6. Закрепляет пески;

7. Препятствует загрязнению вод.

Лес используется в различных отраслях народного хозяйства, он служит источником химических веществ, получаемых при переработке древесины, коры, хвои. Лес поставляет сырье для получения свыше 20 тыс. изделий и продуктов. Почти половина производимой в мире древесины расходуется на топливо, а треть идет на производство строительных материалов.

Древесные насаждения очищают воздух городов и поселков от пыли, вредных газов, копоти, защищают жителей от шума.

Многие хвойные деревья выделяют особые вещества - фитонциды, убивающие болезнетворные микроорганизмы. В промышленности используют дубильные, эфиромасличные, красильные и другие полезные растения. Следует учитывать побочную полезную продукцию лесов:грибы, ягоды, орехи.


Заключение.

Роль растений в природе и жизни человека не поддается оценке. Среди ученых существует мнение, что человек смог подняться на современный уровень только потому, что его окружал растительный мир: овладевая его тайнами и познавая его свойства, человек одновременно совершенствовал свой разум и тело. Считая флору своим родным домом, питаясь плодами земли, люди глубже узнавали свойства растений, научились выделять среди них друзей и недругов. Растения давали человеку почти все для существования - пищу, одежду, материалы для построек, топливо, посуду, мебель, лекарства, красители и массу других полезных веществ. И сегодня, не смотря на бурное развитие научно-технического прогресса, роль и значение растений в жизни общества не уменьшаются, а, наоборот, увеличиваются, становясь все более разнообразными и заметными. Они являются для нас важным источником материальных благ, здоровья, эстетического наслаждения, вдохновения. И в дальнейшем с ростом интенсификации человеческой деятельности, которая в свою очередь накладывает определенный отпечаток на мир растений, роль в биосфере растительного мира в целом и отдельных его видов также не уменьшится.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль растений в природе и жизни человека.

Автор: Улюмжиева Илона Алексеевна

Дата: 05.06.2020

Номер свидетельства: 552648

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему Роль растений в жизни животных"
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rol-rastienii-v-zhizni-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "305799"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457982582"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Роль леса в жизни человека"
    ["seo_title"] => string(30) "rol_liesa_v_zhizni_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "378660"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484244489"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "открытый урок на тему "Космическая роль растений""
    ["seo_title"] => string(45) "otkrytyiuroknatiemukosmichieskaiarolrastienii"
    ["file_id"] => string(6) "309977"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458902573"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока на тему "Поможем сохранить удивительный мир растений" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pomozhiem-sokhranit-udivitiel-nyi-mir-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "165968"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422892501"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Урок "Охрана растений" "
    ["seo_title"] => string(22) "urok-okhrana-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "155263"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421254210"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства