kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль прилагательного в речи (прямое и переносное значение, синонимы, антонимы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

- ???????? ????? ????????? ?????.
- ??? ??????????? ?? ????? ??????? ??????????????? ?? ??????.
???????
??????????
????????    ???????
???????
??????
- ????? ??? ??????
(???????)
- ??? ?? ???????????
- ????????? ??????????? ???????? ????? ?????.
??????? - ????????, ????????? ????????????, ??????? ??????.
- ??? ?? ????????? ????????? "???? ??????? ????????"?
- ??????, ????? "???????" ????? ? ?????? ????????.
??????? - ???????, ????????.
- ??????? ???????? ????? ??? ??????
- ????, ?? ????? ???????, ??? ??? ?????, ??????
(????????????)
- ????????? ????????? ?????? ?????.
(? ????? ??????? ??? ????????? ??????? ? ?? ?????? ?????, ???? ????????? ?????????? ??????? ? ? ?????? ?????)
- ???????? ??? ?????. ?????????? ??????????.
- ????????? ???????????, ?????????????? ? ?????? ??????.
(???????????? ???????? ?????????,
??????????  ??????? ?????, ????? ?? ??????? ???????, ???????????? ?? ????????, ??????? ??????? ??? ??????????)
- ?? ???????? ? ?????????????? ????? ????????????????.
- ? ???? ?? ???????????? ????? ??????????????? - ???????? ????????????.
?????? ???? -
?????? ????? -
?????? ?????? -
- ?????????? ??????????????.
- ???????? ?????????????? ??????????.
- ????? ?????????????? ??????????
 (????????, ????? ????
?????? ?????
?????? ??????)
- ???????? ?????????????? ??????.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль прилагательного в речи (прямое и переносное значение, синонимы, антонимы)»

Предмет русский язык

Класс 4

Дата:26.11

Урок №45

Тема

Роль прилагательного в речи (прямое и переносное значение, синонимы, антонимы)



Цель обучения

Показать роль прилагательного в речи: формирование образной речи

Задачи:


Обогащение речи именами прилагательными, синонимами и антонимами; использование в речи имён прилагательных в прямом и переносном значении.

Умение видеть и передавать словами – прилагательными красоту окружающего мира.

Развитие внимания, памяти, мышления, речи; умение сравнивать прилагательные по значению и грамматическим признакам; группировать их; выбирать прилагательные для описания природы, животных; делать выводы и обобщения.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Ресурсы, оборудование

Создание коллаборативной среды. Психологический настрой

Пусть этот день несет нам 
Радость общения, 
Наполнит сердце 
Благородными чувствами. 

Заходите, дети, в класс,

Прозвенел звонок сейчас.

Все тихонько быстро встали,

Подравнялись и собрались.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу

И посмотрим на столы

Всё, что нужно принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок,

Рты закрыли на замок.

Дети слушают, включаются в активную работу.


Наблюдения учителя

ноутбук

Актуализация мыслительной деятельности

1.Чистописание.

Лоскуток на лоскутке —

Зелёные заплатки,

Целый день на животе

Нежится на грядке. (Капуста)

- Догадались, о какой букве речь?

- Запишите:

(на доске) Кк, кк, кл, км

2. Работа с учебным диалогом. Работа в парах.

Прописывают всю строчку




Работа в парах

Контроль учителя

Взаимопроверка взаимооценивание

Доска

Рабочая тетрадь

стул

Вызов

Сообщение темы и цели урока

- Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

Ребята, сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос.

- Сегодня мы продолжим работать с именем прилагательным. Вспомним, что такое синонимы и антонимы.

- Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?

- Что вы бы хотели узнать? Какую цель вы поставите для себя?

Работа в парах



Отвечают на вопросы

Суммативное оценивание





Работа по теме урока

Билингвальный компонент:

Физминутка

- Послушайте стихотворение.

- Какая часть речи о себе так говорит?

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить.

- Как вы догадались?

(Имя прил. описывает предметы, делает нашу речь более точной и выразительной)

- Что вы знаете об имени прилагательном?

- В народе говорят:

Верёвка хороша длинная, а речь короткая.

- Как вы её понимаете?

(Надо учиться говорить чётко, правильно, лаконично, ясно излагать свои мысли)

- Какие прилагательные вы услышали в этой пословице?

- Чем интересна эта пара слов?

(Эти прилагательные противоположные по значению)

- А как называются прилагательные противоположные по значению?

большой – маленький  

старый –

сухой –

твёрдый –

глубокий –

- Прочитайте слова первого столбика.

- По какому признаку их  объединили в одну группу?

( Прилаг., ед. ч., м. р., начинаются с тв. согл. звуков)

- Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать.

(К словам левого столбика надо подобрать слова противоположные по смыслу и начинающиеся на букву м)

- Назовите составленные пары слов.

- Какую букву мы будем писать?

- Что вы можете рассказать об этой букве?

(Этой буквой обозначаются звуки [м], [м,])

- Дайте характеристику этим звукам.

- Посмотрите на запись, определите порядок следования букв в данном ряду:

мб  мв  мг  мд  мж …

(Строчная буква м чередуется с согласными буквами, идущими в алфавитном порядке)

- Напишите этот ряд букв в указанной последовательности и допишите следующие три сочетания.

(мз  мй мк)

- С какими буквами вы написали сочетания.

Упр. 270 Повторение основных грамматических признаков прилагательных на материале загадок.


Работа в группах





Работа в парах.

Работа с таблицей


Суммативное оценивание

Взаимопроверка пар, групп







Учебник, рабочая тетрадь,


Закрепление


- Угадайте новое словарное слово.

- Оно согласуется со всеми данными прилагательными по смыслу.

морской

бескрайний

огромный

капитан

простор

компас

- Какое это слово?

(простор)

- Как вы догадались?

- Объясните лексическое значение этого слова.

Простор – обширное, свободное пространство, видимое глазом.

- Как вы понимаете выражение «дать простор фантазии»?

- Значит, слово «простор» имеет и другое значение.

Простор – свобода, раздолье.

- Сколько значений имеет это слово?

- Итак, мы можем сказать, что это слово, какое?

(многозначное)

- Объясните написание нового слова.

(В слове простор под ударением гласная о во втором слоге, надо запомнить безударную гласную о в первом слоге)

- Запишите это слово. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложения, словосочетания с данным словом.

(безграничные просторы Вселенной,

бескрайний  простор полей, выйти на морской простор, повеселиться на просторе, широкий простор для творчества)

- Мы говорили о многозначности имени существительного.

- А есть ли многозначные имена прилагательные? - Проведём исследование.

Свежий хлеб –

свежий ветер –

свежая газета –

- Прочитайте словосочетания.

- Замените прилагательные антонимами.

- Какие словосочетания составили?

 (чёрствый, сухой хлеб

тёплый ветер

старая газета)

- Запишите словосочетания парами.

- В устном народном творчестве люди часто использовали слова-антонимы.

- Предлагаю вам работу с пословицами по выбору. Познакомьтесь со всеми заданиями и выберите для выполнения то, которое вам под силу.

- Какие пословицы вы составили?


 (Старый друг, лучше новых двух.

Родная сторона-мать, а чужая мачеха.

Маленькое дело лучше большого безделья.)

- Как вы их понимаете?

- Какую роль играют прилагательные-антонимы в речи?

(Способствуют более выразительной и яркой передачи мысли)

Обозначьте орфограммы.

Проверка.

- Какие орфограммы встретились?

- Назовите слова с безударными гласными в корне слова.

- Со звонкими и глухими согласными.

- С разделительным ь.

- С ь знаком после шипящих на конце существительных.

Работа по учебнику.                     упр. 271

- Прочитайте задание.

- Что мы должны сделать?

- Выполните эту часть задания.

- Назовите прилагательные, которые встретились в тексте.

весенний                      

солнечный

светло-синее

чистое

ясное

лёгкие

тёплый

- Какую смысловую роль они играют?

(Позволяют описать день, выразить настроение, поделиться впечатлением об увиденном)

- Какое настроение создают прилагательные в тексте?

(приятное, тёплое, радостное…)

- Замените в названии слово «ясный» на прилагательное-антоним.

- Что получилось?

(Пасмурный день)

- Должен ли измениться смысл текста, его настроение?

- Что для этого нужно сделать?

(заменить прилагательные антонимами)

- Подберите слова антонимы.

- Назовите варианты ответов.

осенний

дождливый

темно-синее

облачное

хмурое

тяжёлые

холодный

- Вставьте новые слова в текст.

- Подумайте, какую ещё часть текста надо отредактировать. Попробуйте сделать это самостоятельно.

- Прочитайте текст.

- Что вы можете о нём сказать?

- Какую часть текста мы должны отредактировать?

- В чём особенность этого предложения?

(предложение с прямой речью)

- С каким настроением говорят деревья?

(грустно, печально, тоскливо)

- Что они говорят?

(«Солнце уже не греет… Как холодно, зябко!»

 «Дождь… Сыро, мокро!»)

- Запишите отредактированный текст.

Самопроверка.

- Какую роль играют прилагательные-антонимы?

Вывод: употребление антонимов делает речь более выр

азительной. Усиливает эмоциональность речи.

Работа в группах.

Пасмурный день

  Осенний пасмурный (дождливый) день. Небо тёмно-синее, облачное, хмурое. Тяжёлые облака скользят по этой бездонной синеве. Холодный ветер чуть колышет ветви деревьев. Они тихонько шумят, как будто шепчут печально (грустно): «Солнце уже не греет… Как холодно, зябко!» («Дождь… Сыро, мокро!»)


Выполнение индивидуальной работы.

взаимопроверка

Учебник, тетрадь

Рефлексия.

Подведение итогов














Домашнее задание.

- Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает?

-Какими членами предложения бывают имена существительные?

- На какие вопросы отвечает?

- От какой части речи зависит род, число, падеж имени прилагательного?

- Какое окончание имеют имена прилагательные мужского, женского и среднего рода?

- Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

- Где в вашей жизни вы можете применить полученные

знания?

- Над чем работали на уроке?

- Что запомнилось на уроке больше всего?

- Чему вас научил этот урок? (Я сегодня на уроке учился____________)

- Я работал с _____________настроением.

- Я________доволен собой.

- Я испытывал затруднения, когда _________________ . (Ответы детей)

- Как думаете, все ли узнали о написании безударных падежных окончаний существительных?

- Нас еще ожидает много интересного.

Выучить правила об имени прилагательном. Упр. 276


Подводят итог своей работы






Ученики записывают д/з в тетрадь

Комментарии учителя

смайлики







Дневник ученика




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль прилагательного в речи (прямое и переносное значение, синонимы, антонимы)

Автор: Петрова Инна Викторовна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275648

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Проект по русскому языку на тему: "Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина."
    ["seo_title"] => string(80) "proiekt_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_imiena_prilaghatiel_nyie_v_skazkie_o_rybakie"
    ["file_id"] => string(6) "416471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1495054784"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по грамоте:Согласные звуки Д,Д.   Буквы Дд"
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-ghramotie-soghlasnyie-zvuki-d-d-bukvy-dd"
    ["file_id"] => string(6) "249905"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446992578"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "«Работа со словом и текстом при изучении лексики»"
    ["seo_title"] => string(51) "rabota_so_slovom_i_tiekstom_pri_izuchienii_lieksiki"
    ["file_id"] => string(6) "411618"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1493140978"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Программа факультатива "Занимательная грамматика" по русскому языку для 7 класса казахской школы "
    ["seo_title"] => string(102) "proghramma-fakul-tativa-zanimatiel-naia-ghrammatika-po-russkomu-iazyku-dlia-7-klassa-kazakhskoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "143881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418593648"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства