РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Метод проектов в начальной школе рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей. В связи с этим, в статье раскрывается суть понятия «метод проектов» в контексте образовательного процесса, приводится характеристика его отличительных особенностей, рассматриваются ведущие принципы метода и их обусловленность в обучении. Указано, что включает в себя проект.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА »
Савкина М. В.
Студент, педагогический факультет, кафедра теории и методики
начального и дошкольного образования,
филиал ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
в г. Ишиме
Роль метода проектов в развитии способностей младших школьников на уроках русского языка
По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проект (от латинского projectus – брошенный вперед) – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта (состояния), в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.
Для развития творческих способностей учащихся, привития интереса к предмету желательно применять различные формы проведения уроков, привлекать учащихся к подготовке докладов и рефератов. Широкие возможности регулярной творческой деятельности на уроках предоставляет применение метода проектов, который реализуется в форме выполнения творческих проектов.
В педагогическом и творческом контексте проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самостоятельной деятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, ее созидания и творческого пребывания в ней, с сохранением при этом своего «Я», свого позитивного отношения к жизни [1].
Метод проектов в начальной школе рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей:
предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и получению продукта совместной деятельности;
обеспечивает единство и преемственность различных сторон образовательного процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков;
предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности, как целенаправленность, изобретательность, настойчивость;
включает формирование у детей навыков по организации и использованию рабочего пространства и времени, умений оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
ориентирован на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять и прогнозировать, формирует адекватную самооценку. В качестве средства обучения проектная деятельность позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе на всех ступенях образования; находит свое отражение в научных изысканиях многих педагогов (А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянская, Н.В. Иванова, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко и др.). Организация проектной деятельности учащихся (К вопросу о креативных образовательных технологиях) Е.Г. Новолодская [12].
К ведущим принципам организации проектной деятельностиучащихся можно отнести следующие:
последовательность в планировании и осуществлении проекта;
регулярность (проект носит кольцевой характер: при подведении итогов работы учащиеся возвращаются к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился жизненный опыт, что влияет на положительную мотивацию в учении);
динамичность (проект должен иметь разумные временные рамки);
учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и способностей учащихся;
гуманность: добровольность участия, тактичное рассмотрение всех предложенных детьми вариантов решения проблемы;
равенство всех членов команды, каждый из которых имеет право на ошибку, свое мнение, отказ от участия в проекте или, напротив, на согласие участвовать одновременно в различных проектах в различных ролях, на выход из проекта в любой момент, разработку своего, нового проекта;
инициативность: значимость для детей предполагаемых результатов проекта, поддержка инициативы, ориентация на творческую деятельность несет мощный положительный заряд, создает благоприятный микроклимат, атмосферу заинтересованности и неравнодушия к общему делу;
гедонизм: участники проекта должны получать удовольствие от совместного общения и выполнения задания; через творческую работу, через созидание самих себя и предметно-пространственной, природной и социальной среды ученики включаются в процесс жизнетворения, получают от этого моральное удовлетворение, приобретают умение преодолевать негатив волевыми усилиями;
творческое партнерство: создание атмосферы сотрудничества, вовлечение родителей и других взрослых в проектную работу;
самостоятельность и индивидуальность: реализация проекта осуществляется посредством включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в тесном контакте с объектами социальной среды; учащиеся сами намечают программу действий и активно ее выполняют, ответственность за конечный результат несут все члены группы;
здоровьетворение: создание творческого поля деятельности является мощным стимулом в приобщении учащихся к здоровому стилю жизни; творчество выступает действенным профилактическим средством, альтернативой вредным пристрастиям – у детей возникают новые интересы, новые ориентиры деятельности, формируется новая система ценностей; в ходе реализации валеологических проектов ребята занимаются само_ оздоровлением, при выполнении экологических проектов активно способствуют здоровьетворению предметно-пространственной и природной среды;
развитие: повышение готовности учащихся к проектной деятельности, достижение определенной «зрелости», развитие творческих навыков, самооценки и пр.;
новизна и оригинальность: проектная деятельность является творческой по своей сути, так как в результате ее создается продукт, отличающийся новизной и оригинальностью; при этом необходимой составляющей проектирования является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач;
результативность: деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной задачи;
завершенность и презентативность: проект должен быть доведен до логического завершения и представлен (защищен), с тем чтобы у каждого ребенка осталось чувство гордости за полученный результат [2].
Таким образом, в педагогическом и творческом контексте проект– это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно-поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, ее созидания и творческого пребывания в ней, с сохранением при этом своего «Я», свого позитивного отношения к жизни.
Список литературы
Гузеев В.В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий. В.В. Гузеев // Метод проектов. Вып. 2 / Белорус. гос. унт, Центр проблем развития образования, Республиканский инт высшей школы БГУ. – Минск РИВШ БГУ, 2003.
Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. Матяш, Н.В., Симоненко В.Д. // Книга для учителя нач. классов. – М.: Просвещение 2004. 264 с.
Н. Г. Савкина – Эволюция словарей в современном информационном пространстве. Н.Г. Савкина, М.В. Савкина // В мире научных открытий. – 2014. – № 10, 11. – С. 4002-4012.
Н.Г. Савкина – Сущность, принципы, условия оказания детям педагогической помощи /международный научно-исследовательский журнал. 2013. №1-2 (8) – С. 40-43.
Н.Г. Савкина – Развитие умения формулировать определение понятий на уроках русского языка в начальных классах// Ершовские чтения. Международный сборник научных статей, Ишим. – 2013. – С.131-135.