kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Род имён существительных: мужской, женский, средний

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочий урок. 3 класс ссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Род имён существительных: мужской, женский, средний»

Урок русского языка 3 класс

Тема Род имён существительных: мужской, женский, средний

Имена существительные общего рода

Цель: познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом; создать условия для усвоения способа определения рода имени существительного через алгоритмизацию деятельности учащихся.

Задачи:

Развивающие:

• развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;

• формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;

• развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля;

• развивать речь детей, словарный запас, мышление.

Образовательные:

• научить определять род имён существительных;

• продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.

Воспитательные:

• воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Планируемые результаты

- знание о постоянных признаках существительного;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение определять род существительных.


Ход урока

Организационный момент

Чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь.

Сегодня я предлагаю вам начать урок с высказывания великого русского ученого М.В. Ломоносова:

«Всем, кто хочет добиться успеха визучении языка, нужно научиться открывать его тайны».

Если будем активны, внимательны и старательны, обязательно откроем одну из тайн нашего языка. 

.


Актуализация знаний.

Все готовы. Тогда за открытием тайны. (звучит музыка)

Упражнение по чистописанию

- Ребята, а зачем нужно писать красиво? Какие правила вы должны соблюдать при письме?

- Открываем тетрадь, записываем сегодняшнее число и прописываем данные буквы. На каждой строчке обведите карандашом в кружочек самые красивые буквы.

Орфографическая минутка.

- Запишем предложение.

На опушке леса расцвела молодая ива. (Слайд)

- Найдём грамматическую основу предложения, определим части речи, подчеркнём опасные места.

Индивидуальная работа (определить число сущ.) – за доску 1 ученик

Словарная работа.

- Запишем слова под диктовку. Найдите орфограмму.

Молоко, девочка, пальто, яблоко, Алина, мыши, город.

- Что можете сказать о этих словах? (Являются именем существительным.)

- Что такое имя существительное?

Давайте расскажем, что мы уже знаем об имени существительном? (Ответы детей )

Отвечает на вопросы КТО? и ЧТО?

Обозначает предмет.

Бывает собственными и нарицательными.

Бывают одушевленными и неодушевленными.

Изменяются по числам: Бывают единственного и множественного числа.

Возвращаемся к словам.

- Какое из данных слов можно исключить? (Алина – собственное имя сущ.)

-Какое еще можно слово исключить? ( мыши –мн.ч.)

-Разделите эти имена существительные на две группы.

- По какому признаку вы разделили слова? (од. и неод. )

Самоопределение к деятельности. Проблемный вопрос.

- Теперь разделите эти существительные на три группы.

- Вы смогли выполнить задание?

- Нет? Почему? В чем затруднение?

В русском языке много тайн. Наша задача – раскрыть еще одну ТАЙНУ Русского языка

Самоопределение к деятельности.

Проблема.


Слушаем сказку.

Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да настолько похожими, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награждён».

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не смогли разделить их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. ( Туда попали стул, и стол, и дом, и мир, и много других). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие). А те, что остались неопределёнными, пусть станут среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.)

Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.

Открытие детьми нового знания.

- Какая тема урока? (Слайд)

-Чтобы раскрыть тему, какие задачи на уроке мы должны

поставить?

1. узнать (какого рода бывают имена существительные) (Слайд)

2. составить (алгоритм определения рода имён существительных)

3. научиться (классифицировать имена существительные по родам)

4. применить (новое знание в работе)

5. Ставят цели, формулируют и уточняют тему урока.

-Как определить род имени сущ.? ( Слайд . учебник правила)

Работа по теме урока.

Какой частью речи можно заменить каждое из этих слов? (например: сова – она, так обращаются к женщине или к мужчине? Значит это существительное  женского рода и т.д. К слову ОНА можно добавить ещё одно слово – подсказку МОЯ и т.д.)

- Назовите имена существительные женского рода, мужского рода, среднего рода. (НА ПИСЬМЕ РОД ПИШЕТСЯ СОКРАЩЁННО: м.р., ж.р, ср.р)

- На какие 3 группы вы разделили имена существительные? (м.р., ж.р, ср,р)

- По какому признаку их разделили? (по родам)

 Ребята, как вы считаете у имён существительных род  - это признак постоянный или непостоянный? (постоянный)

Имя существительное имеет род:

- мужской

- женский

-средний


Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю вам такое стихотворение.

(экран)

Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой
Средний род – оно моё
Это правило твоё!

Устно разбираем слова. (начало урока)


-Проблемный вопрос:

- Как вы думаете, если слово девочка женского рода, может оно

стать мужского рода или среднего? Проверьте. Что получилось?

Нет.

Запомните!

Слайд

По родам существительные не изменяются. Род- это постоянный

грамматический признак. Имя существительное бывает либо

мужского, либо женского, либо среднего рода.

ФИЗМИНУТКА


Работа в тетрадях Творческое задание .

1.Картинный диктант (показываю картинки). Распредели слова в соответствии с родом. Определи орфограммы.

Заяц, муха, земляника, арбуз, гнездо, морковь, яблоко, лимон, белка, солнце. ( При помощи сигнальных карточек указывают род существительного)


2. Дидактическая игра «Найди лишнее слово»

Самостоятельно выпишите лишнее слово.

Деревня, дядя, воля, земля;

Дерево, перо, стул, село;

Поле, огонь, конь, окунь;

Место, стена, ведро, весло

Проверка.

3.Работа в парах.

Выполнения задания по карточке

  Вписать пропущенные слова, определить и подписать род имён существительных на карточке.


Карточка                  

 Без труда не вытащишь и    …    из пруда. Волков бояться — в    …    не ходить. Труд человека кормит, а    …    портит.   Не спеши языком, торопись   …   .

(Рыбка, лес, дело, день, лень.)



4.Дифференцированная работа

- задание слабым (придумать по 2 слова разного рода)

- задание осложненное (в парах или группах)

Задание: Из каждого слова возьми нужную часть, составь новое слово и определи род.


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

Род

1

переход

лесной

островок

пирог

 

 

2

побелка

дорожка

грибник

луг

 

 

3

побег

ходики

краска

дочка

 

 

4

трава

местный

вода

дерево





Закрепление итог урока

5 . Игра «У каждого рода свой домик»

Детям раздаются слова, записанные на карточках. По команде учителя, нужно выбежать со своим словом к доске и занять нужный домик. (Волна, гнездо, тетя, дядя, море, стол, дедушка, метель, платье, земля, пальто, диван).

Домашнее задание

Оценивание

Рефлексия

Сегодня на уроке Я:

(узнал, узнала, узнало), что имя существительное бывает мужского, женского, среднего рода

(научилась, научился, научилось) определять род имен существительных

(работала, работало, работал) продуктивно





И сегодняшний урок я хочу закончить словами французского философа, писателя.

Жан Жаком Руссо

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много вы знаете и умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Род имён существительных: мужской, женский, средний

Автор: Марченко Оксана Владимировна

Дата: 06.10.2020

Номер свидетельства: 559302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен существительных" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "284995"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454073757"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Презентация для урока русского языка "Род имён существительных""
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-rod-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "287042"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454427077"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "« Род имён существительных». "
    ["seo_title"] => string(33) "rod-imion-sushchiestvitiel-nykh-1"
    ["file_id"] => string(6) "122196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414166431"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока на тему "Род имён существительных". "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rod-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "102796"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402552816"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "«Род имён существительных» "
    ["seo_title"] => string(33) "rod-imion-sushchiestvitiel-nykh-2"
    ["file_id"] => string(6) "152600"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420884648"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства