Конспект урока по ОРКСЭ. Род и семья-исток нравственных отношений в истории человечества.
Конспект урока по ОРКСЭ. Род и семья-исток нравственных отношений в истории человечества.
Конспект урока по ОРКСЭ. Род и семья-исток нравственных отношений в истории человечества. Цель: формирование представлений о семье как важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
- познакомить с понятиями «род», «семья», «родство», представить образ семьи как, великую духовную ценность;
- обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых категорий, развитие речевых и социально-коммуникативных навыков;
- обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.
Планируемые результаты: дать начальное представление об этических нормах взаимоотношений в семье; сформировать ценностные отношения к своей семье, старшему поколению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ. Род и семья-исток нравственных отношений в истории человечества. »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Урок по ОРКСЭ в 4 Е классе
Тема: «Род и семья – исток нравственных отношении»
Учительница: Валиева Светлана Рафитовна
г. Нефтекамск 2014 г
Род и семья – исток нравственных отношении
Цель: формирование представлений о семье как важнейшей нравственной ценности
Задачи:
- познакомить с понятиями «род», «семья», «родство», представить образ семьи как, великую духовную ценность;
- обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых категорий, развитие речевых и социально-коммуникативных навыков;
- обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.
Планируемые результаты: дать начальное представление об этических нормах взаимоотношений в семье; сформировать ценностные отношения к своей семье, старшему поколению.
I Психологический настрой
Добрый день, всем гостям! Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается нам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ!? А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
II Подготовка к изучению нового материала
Послушайте вот такую загадку:
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой-
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно всем друзьям,
Вместе вы – одна ….. (семья)
- Как вы думаете о чем будет у нас сегодня тема? Попробуйте формулировать тему урока.
1 слайд Род и семья – исток нравственных отношений
Беседа
- Что по-вашему семья?
- это - дом
- муж и жена
- бабушка и дедушка
-забота и радость
-несчастье и печаль
-привычка и традиции
-любовь
- Какие чувства испытываете, когда произносите слово семья? (радость, счастье, тепло, любовь, добро, забота)
- Давайте найдем значение этого слова по словарю Ожегова:
Слайд
Семья- группа живущих вместе близких родственников
- объединение людей, сплоченных общими интересами
III Постановка проблемы
Разыгрывание ситуации стр 42
- В чем противоречат друг другу Оля и Игорь? ( Игорь не хочет соблюдать семейных традиции)
- Какой вопрос возникает в этой ситуации?
Слайд
Почему надо уважать семейные традиции?
Сегодня мы попробуем все вместе найти ответ и на этот вопрос.
IV Открытие новых знаний
Раньше люди, как появились семьи, жили родами. Об этом расскажет ……….
Слайд рисунки
А сейчас узнаем значение этого слова по словарю
Род – основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединенная кровным родством.
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколения.
Подберите однокоренные слова к этому слову: родство, родные, родственные, родился, родители, родословная.
V Дальше как жили люди нас ознакомит ……….. стр 43
Учитель: Какую главную ценность унаследовали семьи от древних родов.
Слайд от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.
Итак, семья-это люди , которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть и семьи большие, есть и маленькие.
VI Чтение произведения Г.Гребенщиков«Большая семья»
Есть такие семьи-пчельники, большие, дружные, от содружества веселые, в веселой работе неутомимые. Никогда не забуду свое первое знакомство с такой еврейской семьею в Семипалатинске, в городской больнице, где я готовил себя на медицинское поприще и мечтал быть когда-либо фельдшером....
Привезли к нам с гангреной на ноге молодую еврейку, а за нею на отдельной подводе приехала огромная семья: пятеро детей, муж, отец и мать-старуха. Четыре раза резали этой женщине ногу. Выжила и провела у нас в больнице более трех месяцев. И вся семья вваливалась к ней три раза в неделю и находилась столько, сколько ей позволит фельдшер. Я брал на себя ответственность и оставлял, когда было мое дежурство, некоторых детей при матери на всю ночь. Это были мои сверстники, по тринадцати, четырнадцати лет, мальчик и девочки, так как самых младших бабушка в больнице не оставляла. Вот тут-то я и насмотрелся на то, как могут эти бедные простые люди не только переносить свои страдания, но и проливать остаток своих сил на других. Изможденная, сухая и обескровленная, эта женщина никогда не стонала, ни на что не жаловалась, а из ее черных крупных глаз всегда почти сверкали искры смеха и улыбок. Сколько она знала сказок и разных забавных случаев из жизни, сколько в ней было любви к своим детям и как постепенно она эту любовь внушала и всем тем, кто был с нею в одной палате. Постепенно и невольно и сам я засиживался дольше, нежели полагается в палате, и дети ее стали моими друзьями...
О какой мудрости говорится в этом рассказе?
Согласны ли вы с тем, что жить в дружной и сплоченной семье –счастье?
Как вы думаете, почему мать из этого рассказа, несмотря на свою болезнь, лучилась радостью и счастьем?
Какие пословицы можно подобрать к этому тексту?
- В дружной семье и в холод тепло.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
А в семье всегда рядом с вами ваша опора, поддержка, с самого рождения с вами рядом – самый родной человек – мама –хранительница семейного очага.
VIIУ каждого из вас на парте лежит конверт. В нем находится вырезанные из бумаги две ладони: ваши и ваших мам. Возьмите ладошку мамы и на каждом пальчике напишите, какая ваша мама, вложив в эти слова свою любовь (заботливая, любимая, добрая, нежная, умная)
А теперь на пальчиках своей ладони напишите как вас ласково называет вас мама (котик, пупсик, солнышко, зайчик, лапушка, ты мой лучший, ты мой защитник, доченька, сынуля)
А теперь возьмите обе ладони на руку и протяните к солнцу. Три солнце тепло, при матери добро.
А Алия свою любовь к маме выразит песней. Давай те послушаем её.
VIII Физкультминутка. А сейчас проведем коротенькую игру.
- Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг другу, снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге?
- Почему в паре легче, как вы думаете? Что вам помогло?
- Да поддержка человеку всегда нужна, особенно необходима в семье.
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может семья.
Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремиться в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.
Учитель: Как вы думаете какая семья называется дружной? Назовите признаки дружной семьи (любовь….. ) О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.
IX Чтение учителем легенды «Как появилась дружная семья»
Давным–давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг другу, придерживаясь этих качеств: «Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба.
Прочтем название этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
X Работа в группах
Сегодня мы затронули важную для каждого человека тему, поговорили о семье. Мне хочется, чтобы у вас были крепкие, дружные семьи и чтобы в ваших семьях царили мир и понимание.
Несомненно у каждого человека должен быть дом, а не просто крыша над головой, а место где любят и ждут, понимают и принимают, каков он есть. Это место, где человеку тепло и уютно. Сегодня мы будем строить дом своей мечты. Работать будем в группах. Сумейте договориться, из каких кирпичиков вы будете строить свой дом.
Понимание
Любовь
Уважение
Доверие
Доброта
Забота
Помощь
Дружба
Счастье
В гостях хорошо, а дома лучше.
Теплом встречает отчий дом
Мир дому нашему
Дом – это крепость
Дом – это рай
XI Традиции
Учитель: Семья играет особую роль в нашей жизни именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны. Давайте посмотрим значение этого слова по словарю
Слайд Традиции
Мозговой штурм «Как вы думаете, что можно отнести к семейным традициям?»
К семейным традициям относятся совместно проводимые праздники, дни рождения, свадьбы и другие значимые для семьи события. Кроме того, это и правила поведения за столом, распределение обязанностей при уборке дома. И привычка вместе играть, читать, ходить куда-то всей семьей.
У каждого свои увлечения. Каков же мир увлечений вашей семьи? (2-3 человека)
Под влиянием семейных традиции складывается внутренний мир человека, развивается его лучшие человеческие качества.
- Это традиции нужны семьям?
- Почему?
-сплощает всех членов семьи
- учатся чему-то
- объединяет родственников
- развивает позитивное отношение между членами
Учитель:
Какой вывод можно сделать? Надо уважать семейные традиции.
Я желаю вам сохранить ваши семейные традиции
XIICинквеин о семье
Сейчас вы парами составьтесинквеин
XIII Напоследок я хочу вам прочитать стихотворение
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты.
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно
Всегда будьте вместе,
Любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: «Какая хорошая Ваша семья!»
XIV Рефлексия
Попробуйте своими словами объяснить смысл выражения:
- Род и семья – исток нравственных отношений.
- Что вы расскажите своим членам семьи, друзьям о сегодняшнем уроке?
- Что вам запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке.
XV Домашнее задание:
Выбрать себе творческую работу и подготовить проект.