kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОРКСЭ. Род и семья-исток нравственных отношений в истории человечества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ОРКСЭ. Род и семья-исток нравственных отношений в истории человечества. Цель: формирование представлений о семье как важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

- познакомить с понятиями «род», «семья», «родство»,  представить образ семьи как, великую духовную ценность;

- обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых категорий, развитие речевых и социально-коммуникативных навыков;

- обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.

Планируемые результаты: дать начальное представление об этических нормах взаимоотношений в семье; сформировать ценностные отношения к своей семье, старшему поколению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ. Род и семья-исток нравственных отношений в истории человечества. »

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»





















Урок по ОРКСЭ в 4 Е классе

Тема: «Род и семья – исток нравственных отношении»















Учительница: Валиева Светлана Рафитовна





г. Нефтекамск 2014 г


Род и семья – исток нравственных отношении

Цель: формирование представлений о семье как важнейшей нравственной ценности

Задачи:

- познакомить с понятиями «род», «семья», «родство», представить образ семьи как, великую духовную ценность;

- обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых категорий, развитие речевых и социально-коммуникативных навыков;

- обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.

Планируемые результаты: дать начальное представление об этических нормах взаимоотношений в семье; сформировать ценностные отношения к своей семье, старшему поколению.

I Психологический настрой

Добрый день, всем гостям! Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается нам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ!? А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

II Подготовка к изучению нового материала

Послушайте вот такую загадку:

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой-

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно всем друзьям,

Вместе вы – одна ….. (семья)

- Как вы думаете о чем будет у нас сегодня тема? Попробуйте формулировать тему урока.

1 слайд Род и семья – исток нравственных отношений

Беседа

- Что по-вашему семья?

- это - дом

- муж и жена

- бабушка и дедушка

-забота и радость

-несчастье и печаль

-привычка и традиции

-любовь

- Какие чувства испытываете, когда произносите слово семья? (радость, счастье, тепло, любовь, добро, забота)

- Давайте найдем значение этого слова по словарю Ожегова:

Слайд

Семья- группа живущих вместе близких родственников

- объединение людей, сплоченных общими интересами

III Постановка проблемы

Разыгрывание ситуации стр 42

- В чем противоречат друг другу Оля и Игорь? ( Игорь не хочет соблюдать семейных традиции)

- Какой вопрос возникает в этой ситуации?

Слайд

Почему надо уважать семейные традиции?

Сегодня мы попробуем все вместе найти ответ и на этот вопрос.

IV Открытие новых знаний

Раньше люди, как появились семьи, жили родами. Об этом расскажет ……….

Слайд рисунки

А сейчас узнаем значение этого слова по словарю

  1. Род – основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединенная кровным родством.

  2. Род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколения.

Подберите однокоренные слова к этому слову: родство, родные, родственные, родился, родители, родословная.

V Дальше как жили люди нас ознакомит ……….. стр 43

Учитель: Какую главную ценность унаследовали семьи от древних родов.

Слайд от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

Итак, семья-это люди , которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть и семьи большие, есть и маленькие.

VI Чтение произведения Г.Гребенщиков«Большая семья»

Есть такие семьи-пчельники, большие, дружные, от содружества веселые, в веселой работе неутомимые. Никогда не забуду свое первое знакомство с такой еврейской семьею в Семипалатинске, в городской больнице, где я готовил себя на медицинское поприще и мечтал быть когда-либо фельдшером....

Привезли к нам с гангреной на ноге молодую еврейку, а за нею на отдельной подводе приехала огромная семья: пятеро детей, муж, отец и мать-старуха. Четыре раза резали этой женщине ногу. Выжила и провела у нас в больнице более трех месяцев. И вся семья вваливалась к ней три раза в неделю и находилась столько, сколько ей позволит фельдшер. Я брал на себя ответственность и оставлял, когда было мое дежурство, некоторых детей при матери на всю ночь. Это были мои сверстники, по тринадцати, четырнадцати лет, мальчик и девочки, так как самых младших бабушка в больнице не оставляла. Вот тут-то я и насмотрелся на то, как могут эти бедные простые люди не только переносить свои страдания, но и проливать остаток своих сил на других. Изможденная, сухая и обескровленная, эта женщина никогда не стонала, ни на что не жаловалась, а из ее черных крупных глаз всегда почти сверкали искры смеха и улыбок. Сколько она знала сказок и разных забавных случаев из жизни, сколько в ней было любви к своим детям и как постепенно она эту любовь внушала и всем тем, кто был с нею в одной палате. Постепенно и невольно и сам я засиживался дольше, нежели полагается в палате, и дети ее стали моими друзьями...

  1. О какой мудрости говорится в этом рассказе?

  2. Согласны ли вы с тем, что жить в дружной и сплоченной семье –счастье?

  3. Как вы думаете, почему мать из этого рассказа, несмотря на свою болезнь, лучилась радостью и счастьем?

Какие пословицы можно подобрать к этому тексту?

- В дружной семье и в холод тепло.

- В хорошей семье хорошие дети растут.

А в семье всегда рядом с вами ваша опора, поддержка, с самого рождения с вами рядом – самый родной человек – мама –хранительница семейного очага.

VII У каждого из вас на парте лежит конверт. В нем находится вырезанные из бумаги две ладони: ваши и ваших мам. Возьмите ладошку мамы и на каждом пальчике напишите, какая ваша мама, вложив в эти слова свою любовь (заботливая, любимая, добрая, нежная, умная)

А теперь на пальчиках своей ладони напишите как вас ласково называет вас мама (котик, пупсик, солнышко, зайчик, лапушка, ты мой лучший, ты мой защитник, доченька, сынуля)

А теперь возьмите обе ладони на руку и протяните к солнцу. Три солнце тепло, при матери добро.

А Алия свою любовь к маме выразит песней. Давай те послушаем её.

VIII Физкультминутка. А сейчас проведем коротенькую игру.

- Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг другу, снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.

- Когда было легче удержаться на одной ноге?

- Почему в паре легче, как вы думаете? Что вам помогло?

- Да поддержка человеку всегда нужна, особенно необходима в семье.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремиться в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

Учитель: Как вы думаете какая семья называется дружной? Назовите признаки дружной семьи (любовь….. ) О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

IX Чтение учителем легенды «Как появилась дружная семья»

Давным–давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг другу, придерживаясь этих качеств: «Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба.

Прочтем название этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.

X Работа в группах

Сегодня мы затронули важную для каждого человека тему, поговорили о семье. Мне хочется, чтобы у вас были крепкие, дружные семьи и чтобы в ваших семьях царили мир и понимание.

Несомненно у каждого человека должен быть дом, а не просто крыша над головой, а место где любят и ждут, понимают и принимают, каков он есть. Это место, где человеку тепло и уютно. Сегодня мы будем строить дом своей мечты. Работать будем в группах. Сумейте договориться, из каких кирпичиков вы будете строить свой дом.

Понимание

Любовь

Уважение

Доверие

Доброта

Забота

Помощь

Дружба

Счастье

В гостях хорошо, а дома лучше.

Теплом встречает отчий дом

Мир дому нашему

Дом – это крепость

Дом – это рай

XI Традиции

Учитель: Семья играет особую роль в нашей жизни именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны. Давайте посмотрим значение этого слова по словарю

Слайд Традиции

Мозговой штурм «Как вы думаете, что можно отнести к семейным традициям?»

К семейным традициям относятся совместно проводимые праздники, дни рождения, свадьбы и другие значимые для семьи события. Кроме того, это и правила поведения за столом, распределение обязанностей при уборке дома. И привычка вместе играть, читать, ходить куда-то всей семьей.

У каждого свои увлечения. Каков же мир увлечений вашей семьи? (2-3 человека)

Под влиянием семейных традиции складывается внутренний мир человека, развивается его лучшие человеческие качества.

- Это традиции нужны семьям?

- Почему?

-сплощает всех членов семьи

- учатся чему-то

- объединяет родственников

- развивает позитивное отношение между членами

Учитель:

Какой вывод можно сделать? Надо уважать семейные традиции.

Я желаю вам сохранить ваши семейные традиции

XII Cинквеин о семье

Сейчас вы парами составьтесинквеин

XIII Напоследок я хочу вам прочитать стихотворение

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты.

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно

Всегда будьте вместе,

Любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу, чтоб про нас говорили друзья: «Какая хорошая Ваша семья!»

XIV Рефлексия

Попробуйте своими словами объяснить смысл выражения:

- Род и семья – исток нравственных отношений.

- Что вы расскажите своим членам семьи, друзьям о сегодняшнем уроке?

- Что вам запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке.

XV Домашнее задание:

Выбрать себе творческую работу и подготовить проект.

  1. Сочинение – размышление «Каким добрым правилfм научила моя семья»

  2. Фестиваль одноклассников «Добрые игры, в которые мы играем»

  3. Фотоальбом «Добрые традиции нашей семьи»









9





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Валиева Светлана Рафитовна

Дата: 31.05.2015

Номер свидетельства: 216622


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства