Тема. Уравнения вида х + 15 = 68 : 2 (4 класс.)
 Тип урока: урок изучения нового материала.
 Основные понятия: уравнение, алгоритм, компоненты действия, результат действия, выражения.
 Ресурсы.
 Информационный материал: учебник “Математика”, ч. 1; памятка “Алгоритм решения уравнений”; раздаточный материал ( сигнальные карточки, оценочные листы ), разрезной алгоритм  
 Демонстрационный материал: карточки уравнений;  
 Интерактивный материал: компьютер, мультимедиа проектор, презентация PowerPoint.
 Ход урока
 1. Организационный этап. (Мотивация к учебной деятельности)
 Я рада видеть каждого из вас!
И пусть нам холодом зима в окошко дышит.
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит!
 Пусть сегодня для нас всех,
На уроке сопутствует успех!
 2. Актуализация опорных знаний.
 - Ребята, сегодня я приглашаю Вас в путешествие, но не обычное, а математическое - путешествие за новыми знаниями. Нас ждут в пути испытания, но я верю, что вы их легко преодолеете. Готовы? Тогда вперёд! И пусть девизом нашего урока станут слова “Думаю, знаю, могу!”.
 Не бойтесь ошибаться. Мы учимся, и каждый из вас имеет право на ошибку.
 Итак, испытание 1: “Я это знаю”.
  Таблица.
 
 -Прочитайте название компонентов действия.
 -Сумма –это результат какого действия?
 -Вспомните как связаны между собой компоненты действия сложения и заполните пропуски.
         |   Слагаемое   |    3   |    62   |    52   |    706   |    1017   |  
  |   Слагаемое   |    4   |    20   |    24   |    140   |    23   |  
  |   Сумма   |    7   |    82   |    76   |    846   |    1040   |  
 
  
 
 
 
 
 
 -Каким правилом вы пользовались для нахождения неизвестного слагаемого?
 2) Решение простых уравнений.
 -Что можно составить по данной таблице? ( Уравнение )
 - Что такое уравнение? (Равенство с неизвестным числом, значение которого надо найти)
 - Что значит “решить уравнение”? (Найти значение неизвестного числа, при котором равенство будет верным)
 - Следующее наше испытание“Я это умею!”.
 -Решите это уравнение с объяснением ( у доски )
 Х + 140 = 846
  3. Совместное “открытие” новых знаний
 Давайте распределим роли в группе.
 Определим критерии оценивания работы групп.( Выполнено верно-зелёный кружок, есть недочёты -жёлтый, неверно выполнено-красный ). Оцениваете работу групп в оценочных листах.
 -Основываясь на правиле нахождения неизвестного слагаемого, составьте и решите следующее уравнение( по модели с деньгами ) ( на чистом листе )
 ( Групповая работа )
 х + 15 = 68 : 2
 Выполняют ( 3 мин )
 Вывешивают. ( Оценивают работу групп )
 Задайте вопросы, если что-то непонятно.
 Если кому то не видно, то возьмите и переделайте.
 Посмотрите результаты групп, все ли мнения одинаковы?
 Давайте соберем, соединим, если что добавим или уберем.
 Как мне узнать, кто прав?
 4. Постановка проблемы, определение темы урока, целеполагание.
 - Чем оно отличается от тех, которые мы умеем решать?
 - Какова же тема нашего урока математики? Нахождение неизвестного слагаемого в сложном уравнении
 Давайте составим алгоритм для решения уравнений нового вида ( Групповая работа )
 Выполняют ( 4 мин )
  Найти значение в правой части уравнения.
 Вспомнить название компонентов.
 Назвать неизвестный компонент.
 Вспомнить правило.
 Найти значение х.
 Сделать проверку.
 
 -А теперь проверим, правильно ли вы составили алгоритм.
 Вывешивают.
 Доказывают.
 - Задайте вопросы, если что-то непонятно.
 Соотнесите с образцом ( Оценивают работу групп )
 Как мне узнать какой алгоритм правильный?
 А теперь проверим работает ли ваш алгоритм.
 5. Закрепление новых знаний.( групповая работа) 
 1)Решите уравнение: х + 78=97+3  
 Посмотрите результаты групп, все ли мнения одинаковы? (оценивание групп)
 2) Введение новых знаний в решение задачи.
 стр.64 № 311 Решите задачу, составив уравнение.( Групповая работа )
 -А теперь проверим, правильно ли вы составили уравнение и решили его.
 Вывешивают.
 - А теперь проверьте свою работу по доске.( х + 390=70 х 6 ) ( Оценивают работу групп )
 6. Самостоятельная работа. ( Инд. работа )
 - Ну, что же, ребята, наше путешествие в Страну новых знаний подходит к концу. Осталось последнее испытание “Я это могу!” Пользуясь алгоритмом решите уравнения
  ( Инд. работа по карточкам )
 х + 5 = 100 : 10
       |   Имя     |    Решение     |    Где ошибка   |    Как бы решил ты это уравнение   |  
  |   Таня     |    х + 5 = 100 : 10  х = 100:5    х = 20   |         |         |  
  |   Витя     |    х + 5 = 100 : 10  х=100:10  х=10  х=10+5  х=15   |         |  
  |   Катя     |    х + 5 = 100 : 10  х=100:10  х=10  х=10:5  х=2   |         |  
 
 
 
 7. Итог урока. Рефлексия.
  Итак, друзья, преодолев немало испытаний,
 За труд на уроке всех вас хвалю.
 С какой темой мы познакомились на уроке?
 Оцените свою работу на уроке.
 -Оценить работу своей группы ( сигнальными карточками )
 -Оцените свою работу. (на индивид. карточках)
 -Покажите на смайлике свое настроение
  Уравнение
 Решить уравнение
 Нахождение неизвестного слагаемого  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 х + 15 = 68 : 2
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 х + 78=97+3
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
      |   Фамилия   |  
  |   Имя     |    Решение     |    Где ошибка   |    Как бы решил ты это уравнение   |  
  |   Таня     |    х + 5 = 100 : 10  х = 100:5    х = 20   |         |         |  
  |   Витя     |    х + 5 = 100 : 10  х=100:10  х=10  х=10+5  х=15   |         |  
  |   Катя     |    х + 5 = 100 : 10  х=100:10  х=10  х=10:5  х=2   |         |  
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ![]()
       |   Фамилия   |  
  |   Имя     |    Решение     |    Где ошибка   |    Как бы решил ты это уравнение   |  
  |   Таня     |    х + 5 = 100 : 10  х = 100:5    х = 20   |         |         |  
  |   Витя     |    х + 5 = 100 : 10  х=100:10  х=10  х=10+5  х=15   |         |  
  |   Катя     |    х + 5 = 100 : 10  х=100:10  х=10  х=10:5  х=2   |         |  
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       |   Фамилия   |  
  |   Имя     |    Решение     |    Где ошибка   |    Как бы решил ты это уравнение   |  
  |   Таня     |    х + 5 = 100 : 10  х = 100:5    х = 20   |         |         |  
  |   Витя     |    х + 5 = 100 : 10  х=100:10  х=10  х=10+5  х=15   |         |  
  |   Катя     |    х + 5 = 100 : 10  х=100:10  х=10  х=10:5  х=2   |         |