kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рефлексия для уроков в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексию можно использовапть в начале урока и  в конце урока, 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия для уроков в начальной школе»

Рефлексия  учащихся на уроках  в начальной школе     Учитель начальных классов I квалификационной категории  Демкина Г.А.

Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе

Учитель начальных классов I квалификационной категории

Демкина Г.А.

Ц Е Л Ь:  Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Вопросы:  Что такое рефлексия?  Цель рефлексии на уроке  Виды рефлексии  Приемы рефлексии

Ц Е Л Ь:

  • Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
  • Вопросы:

Что такое рефлексия?

Цель рефлексии на уроке

Виды рефлексии

Приемы рефлексии

Что такое рефлексия?  Обращение назад  Размышление о внутреннем состоянии  Самопознание  Умение размышлять  Самоанализ деятельности и ее результатов  Оценка внутренней жизни

Что такое рефлексия?

  • Обращение назад
  • Размышление о внутреннем состоянии
  • Самопознание
  • Умение размышлять
  • Самоанализ деятельности и ее результатов
  • Оценка внутренней жизни

Цель рефлексии на уроке   О дин из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Цель рефлексии на уроке

  • О дин из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Цель рефлексии на уроке С овременная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

Цель рефлексии на уроке

  • С овременная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

Рефлексия  может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Рефлексия

  • может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Рефлексивная деятельность Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.  Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.  Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Рефлексивная деятельность

  • Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
  • Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
  • Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Рефлексия деятельности Виды рефлексии Рефлексия настроения и эмоционального состояния      Рефлексия содержания  учебного материала.

Рефлексия деятельности

Виды рефлексии

Рефлексия настроения и

эмоционального

состояния

Рефлексия содержания

учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния  П роведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце  деятельности .  Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия настроения и

эмоционального

состояния

  • П роведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности . Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

П Р И Ё М Ы

П Р И Ё М Ы

1. Рисуем настроение Настроение человека прежде всего отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребёнка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Моё настроение».  1-й вариант:  мокрый лист бумаги и краски. Попросите ребёнка нарисовать своё настроение.  2-й вариант : на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).

1. Рисуем настроение

  • Настроение человека прежде всего отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребёнка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Моё настроение».
  • 1-й вариант: мокрый лист бумаги и краски. Попросите ребёнка нарисовать своё настроение.
  • 2-й вариант : на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).

П Р И Ё М Ы  Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.  После этого обсуждают получившийся рисунок.  Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:

П Р И Ё М Ы

  • Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.
  • После этого обсуждают получившийся рисунок.
  • Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:

П Р И Ё М Ы красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии; синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть; зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым; жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка; фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает; чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся; коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.  07.04.17 http://aida.ucoz.ru

П Р И Ё М Ы

  • красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
  • синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
  • зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
  • жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
  • фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;
  • серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
  • чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
  • коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

07.04.17

http://aida.ucoz.ru

2. Образная рефлексия.  Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).  Нарисовать образ урока (мероприятия, игры).  Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению .

2. Образная рефлексия.

  • Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).
  • Нарисовать образ урока (мероприятия, игры).
  • Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению .

3. Солнышко.  Закончи предложение: «Моё настроение похоже на: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией.  В классном уголке висит «солнышко». Количество лучиков соответствует количеству детей в классе. Лучик – косичка с бантом на конце, которая есть у каждого ребёнка. Цвет бантика соответствует настроению ребёнка.

3. Солнышко.

  • Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:
  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией.
  • В классном уголке висит «солнышко». Количество лучиков соответствует количеству детей в классе. Лучик – косичка с бантом на конце, которая есть у каждого ребёнка. Цвет бантика соответствует настроению ребёнка.

4. Ёлочка настроения.  Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки , на которых они рисуют своё настроение.  07.04.17 http://aida.ucoz.ru

4. Ёлочка настроения.

  • Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки , на которых они рисуют своё настроение.

07.04.17

http://aida.ucoz.ru

5. Моё настроение Каждый ребёнок рисует в течение минуты своё настроение.

5. Моё настроение

  • Каждый ребёнок рисует в течение минуты своё настроение.

6. Состояние моей души Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название: 1) Крайне скверно,  2) Плохо, 3) Хорошо, 4) Уверен в своих силах,  5) Комфортно. Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

6. Состояние моей души

  • Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название:
  • 1) Крайне скверно,
  • 2) Плохо,
  • 3) Хорошо,
  • 4) Уверен в своих силах,
  • 5) Комфортно.
  • Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

7. Мишень настроения День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется ( наклеивается) кружок-попадание в одной из цветовых зон.  Внутри –  дата и мотивация . В конце недели (четверти, месяца) вся мишень «прострелена» днями.

7. Мишень настроения

  • День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется ( наклеивается) кружок-попадание в одной из цветовых зон. Внутри – дата и мотивация . В конце недели (четверти, месяца) вся мишень «прострелена» днями.

8. Маятник настроения Идея та же – оценка настроения.  Сама картинка (слева - хмурый день, тучи, дождь; справа - солнце, безоблачное небо) нарисована на листе ватмана.  Маятник – подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая наверху.  В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина (по аналогии с «розой настроения»).  07.04.17

8. Маятник настроения

  • Идея та же – оценка настроения.
  • Сама картинка (слева - хмурый день, тучи, дождь; справа - солнце, безоблачное небо) нарисована на листе ватмана.
  • Маятник – подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая наверху.
  • В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина (по аналогии с «розой настроения»).

07.04.17

9. Музыкальный тест Нотный стан каждого ребёнка небольших размеров (с тетрадный лист). Ребёнку даётся маленькая нотка . Если дети знакомы с нотной грамотой, то для них не составит труда нахождение нот на нотном стане.  Итак, прошёл день (урок). Детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибалльной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотка прикрепляется в нужном месте. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало сегодня у каждого ученика. В зависимости от этого палочка у нотки «смотрит» вниз (минор) или вверх (мажор).

9. Музыкальный тест

  • Нотный стан каждого ребёнка небольших размеров (с тетрадный лист). Ребёнку даётся маленькая нотка . Если дети знакомы с нотной грамотой, то для них не составит труда нахождение нот на нотном стане.
  • Итак, прошёл день (урок). Детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибалльной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотка прикрепляется в нужном месте. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало сегодня у каждого ученика. В зависимости от этого палочка у нотки «смотрит» вниз (минор) или вверх (мажор).

10. Роза настроения «Роза» делится на секторы – по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня: жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение; зелёный цвет – спокойное, уравновешенное; синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.  В зависимости от этого дуга опускается вниз либо поднимается вверх, образуя один лепесток «розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в конце дня изменилось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой.  Внутри лепестка можно написать объяснение, почему выбраны такой цвет и форма лепестка. В этом случае «роза» станет своеобразным дневником с оценкой каждого дня.

10. Роза настроения

  • «Роза» делится на секторы – по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня:
  • жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение;
  • зелёный цвет – спокойное, уравновешенное;
  • синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.
  • В зависимости от этого дуга опускается вниз либо поднимается вверх, образуя один лепесток «розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в конце дня изменилось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой.
  • Внутри лепестка можно написать объяснение, почему выбраны такой цвет и форма лепестка. В этом случае «роза» станет своеобразным дневником с оценкой каждого дня.

11. Цветик – многоцветик Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

11. Цветик – многоцветик

  • Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

12. Сказочное дерево Разноцветные бабочки, цветки, птички. По аналогии с предыдущим.

12. Сказочное дерево

  • Разноцветные бабочки, цветки, птички. По аналогии с предыдущим.

13. Мишки. Ребёнок отдаёт жетон тому нарисованному мишке, настроение которого разделяет в данный момент.

13. Мишки.

  • Ребёнок отдаёт жетон тому нарисованному мишке, настроение которого разделяет в данный момент.

Рефлексия деятельности  Д анная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.  Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки  домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, приём «лестницы успеха».  Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость». 07.04.17 http://aida.ucoz.ru

Рефлексия

деятельности

  • Д анная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
  • Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, приём «лестницы успеха».
  • Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».

07.04.17

http://aida.ucoz.ru

Приемы

Приемы

1. Огонёк общения Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным. Дети садятся в круг и  передают по кругу сердечко . Тот, у кого в руках  сердечко, говорит: - Сегодня меня порадовало… - Сегодня меня огорчило… 3. На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:  - Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); -зелёный – самому уступчивому, покладистому; - фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.  Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя. - Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему? 07.04.17

1. Огонёк общения

  • Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.
  • Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко . Тот, у кого в руках сердечко, говорит:
  • - Сегодня меня порадовало…
  • - Сегодня меня огорчило…

3. На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:

- Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо);

-зелёный – самому уступчивому, покладистому;

- фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.

Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.

  • - Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?

07.04.17

2. Дерево творчества По окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.  Плоды – дело прошло полезно, плодотворно.  Цветок – довольно неплохо.  Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.  Жёлтый листик – «чахлый», пропащий день.

2. Дерево творчества

  • По окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.
  • Плоды – дело прошло полезно, плодотворно.
  • Цветок – довольно неплохо.
  • Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.
  • Жёлтый листик – «чахлый», пропащий день.

3. Метод пяти пальцев.  М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?  Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?  С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?  У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?  Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

3. Метод пяти пальцев.

  • М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
  • Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
  • С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?
  • У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
  • Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

4. Гусеница Гусеница – ребёнок. Яблоко – его внутренний, неведомый мир.  Насколько сегодня учитель смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал – в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают её из отверстия.

4. Гусеница

  • Гусеница – ребёнок. Яблоко – его внутренний, неведомый мир.
  • Насколько сегодня учитель смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал – в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают её из отверстия.

5. Закрой глаза Обычно предлагается делать в конце урока.  Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса: - Что нового я узнал сегодня на уроке? - Что было особенно интересным и познавательным? - В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?

5. Закрой глаза

  • Обычно предлагается делать в конце урока.
  • Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса:
  • - Что нового я узнал сегодня на уроке?
  • - Что было особенно интересным и познавательным?
  • - В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?

Рефлексия содержания  учебного материала.   Э та рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания  пройденного . Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса,  подбора афоризма . Рефлексия достижения цели с использованием «дерева  целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей ( высказывания ,,Я  не знал… - Теперь я знаю…’’ ); приём анализа субъективного опыта и достаточно известный приём  скинвейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.  Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 07.04.17

Рефлексия содержания

учебного материала.

  • Э та рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного . Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма . Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей ( высказывания ,,Я не знал… - Теперь я знаю…’’ ); приём анализа субъективного опыта и достаточно известный приём скинвейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
  • Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

07.04.17

П Р И Ё М Ы

П Р И Ё М Ы

Самооценка 1. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Самооценка

  • 1. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрёл…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

«Плюс – минус – интересно».  Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

«Плюс – минус – интересно».

  • Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

И Т О Г У Р О К А  В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету , которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять - это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ. 1. На уроке я работал активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3. Урок мне показался коротким/длинным 4. За урок я не устал/устал 5. Моё настроение стало лучше/стало хуже 6. Материал урока мне был понятен/ не понятен  полезен/бесполезен  интересен/скучен 7. Домашнее задание мне  кажется лёгким/трудным  интересно/не  интересно  

И Т О Г У Р О К А

  • В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету , которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять - это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.
  • 1. На уроке я работал активно/пассивно
  • 2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
  • 3. Урок мне показался коротким/длинным
  • 4. За урок я не устал/устал
  • 5. Моё настроение стало лучше/стало хуже
  • 6. Материал урока мне был понятен/ не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

  • 7. Домашнее задание мне

кажется лёгким/трудным

интересно/не интересно

 

Р Е З У Л Ь Т А Т Ы Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить на листочке условно отмечать свои ответы:  «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный  «-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный  «П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный  «Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный  «0» - не ответил    Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, ученики смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

Р Е З У Л Ь Т А Т Ы

  • Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить на листочке условно отмечать свои ответы:
  • «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
  • «-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
  • «П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
  • «Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный
  • «0» - не ответил
  • Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, ученики смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

К О М П Л И М Е Н Т Ы Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент» (Комплимент – похвала. Комплимент деловым качествам. Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

К О М П Л И М Е Н Т Ы

  • Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент» (Комплимент – похвала. Комплимент деловым качествам. Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

В Ы Б Е Р И У Т В Е Р Ж Д Е Н И Е  .всё понял, могу помочь другим; всё понял; могу, но нужна помощь; ничего не понял; интересный; хороший; отличный; запомню надолго; однообразный; неинтересный; скучный.

В Ы Б Е Р И У Т В Е Р Ж Д Е Н И Е

.всё понял, могу помочь другим;

  • всё понял;
  • могу, но нужна помощь;
  • ничего не понял;
  • интересный;
  • хороший;
  • отличный;
  • запомню надолго;
  • однообразный;
  • неинтересный;
  • скучный.

Ощущал себя: хорошо; уверенно; смело; гордо; комфортно; глупо; неуверенно; испуганно; сердито; грустно.

Ощущал себя:

  • хорошо;
  • уверенно;
  • смело;
  • гордо;
  • комфортно;
  • глупо;
  • неуверенно;
  • испуганно;
  • сердито;
  • грустно.

Светофор.    Зелёный цвет – побольше таких дел.  Жёлтый цвет – понравилось, но не всё. Красный цвет – дело не понравилось.

Светофор.

  • Зелёный цвет – побольше таких дел.
  • Жёлтый цвет – понравилось, но не всё.
  • Красный цвет – дело не понравилось.

Свет молнии Развивает заинтересованность, творчество, инновационный подход.  Выразить своё отношение к услышанному на уроке одним словом: увлечён; полезно; заинтересован; нужно; узнал и т.д.

Свет молнии

  • Развивает заинтересованность, творчество, инновационный подход.
  • Выразить своё отношение к услышанному на уроке одним словом:
  • увлечён;
  • полезно;
  • заинтересован;
  • нужно;
  • узнал и т.д.

Незаконченное предложение В конце учебного занятия школьникам предлагаются на карточках несколько незаконченных предложений:  «Для меня самым главным на учебном занятии было…, потому что…»  «Если бы люди не знали о…, так как…»  «Мне показалось, что на занятии…, так как…» Эта техника очень проста в применении, но позволяет увидеть так называемый «сухой остаток» учебного занятия.

Незаконченное предложение

  • В конце учебного занятия школьникам предлагаются на карточках несколько незаконченных предложений:
  • «Для меня самым главным на учебном занятии было…, потому что…»
  • «Если бы люди не знали о…, так как…»
  • «Мне показалось, что на занятии…, так как…»
  • Эта техника очень проста в применении, но позволяет увидеть так называемый «сухой остаток» учебного занятия.

Урок:  Привлёк меня тем… Показался интересным… Взволновал… Заставил задуматься… Навёл на размышления… Что на вас произвело наибольшее впечатление? Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке, в дальнейшей жизни? Что нового вы узнали на уроке? Что вы считаете нужным запомнить? Над чем ещё надо поработать?

Урок:

  • Привлёк меня тем…
  • Показался интересным…
  • Взволновал…
  • Заставил задуматься…
  • Навёл на размышления…
  • Что на вас произвело наибольшее впечатление?
  • Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке, в дальнейшей жизни?
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что вы считаете нужным запомнить?
  • Над чем ещё надо поработать?

Я выбрал эти задания на уроке, потому что:  Они мне нравятся больше остальных; Я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями; Они легче остальных заданий; Затрудняюсь ответить.

Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

  • Они мне нравятся больше остальных;
  • Я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;
  • Они легче остальных заданий;
  • Затрудняюсь ответить.

Дерево.  ( Фрагмент урока литературного чтения )   Учитель: - Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья. - Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни. Кто познакомился с творчеством Р. Сефа, научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки – ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях. На ветках набухают почки – кулачки, а раскрытые ладошки – листья. Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим произведением Р. Сеф, раскройте кулачки – почки. - Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность художнику – поэту Роману Семёновичу Сефу.     

Дерево. ( Фрагмент урока литературного чтения )

Учитель:

- Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья.

- Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни. Кто познакомился с творчеством Р. Сефа, научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки – ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях. На ветках набухают почки – кулачки, а раскрытые ладошки – листья. Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим произведением Р. Сеф, раскройте кулачки – почки.

- Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность художнику – поэту Роману Семёновичу Сефу.

 

 

Рефлексия моей сегодня деятельности  Я предлагаю оценить мою сегодня работу.  Перед вами яркая , солнечная полянка. Не хватает бабочек. -Понравился Мастер – класс. Буду применять рефлексию в своей работе пусть прилетят бабочки красного  цвета. Неплохо было. Но о том, буду ли я применять  рефлексию среди учащихся не знаю, пусть прилетят Бабочки  зелёного цвета. Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо ,  пусть прилетят бабочки  желтого  цвета.

Рефлексия моей сегодня деятельности

Я предлагаю оценить мою сегодня работу.

Перед вами яркая , солнечная полянка. Не хватает бабочек.

-Понравился Мастер – класс. Буду применять

рефлексию в своей работе пусть прилетят бабочки красного

цвета.

  • Неплохо было. Но о том, буду ли я применять
  • рефлексию среди учащихся не знаю, пусть прилетят
  • Бабочки зелёного цвета.
  • Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо ,
  • пусть прилетят бабочки желтого цвета.

за внимание!          Спасибо

за внимание!

Спасибо


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рефлексия для уроков в начальной школе

Автор: Демкина Галина Алексеевна

Дата: 07.04.2017

Номер свидетельства: 407552

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация мастер-класса "Организация рефлексии на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(89) "priezientatsiia-mastier-klassa-orghanizatsiia-rieflieksii-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "249246"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446869351"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
    ["seo_title"] => string(89) "ikt-v-nachal-noi-shkolie-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "315258"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459856518"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Мастер класс: «Приёмы становления и развития навыков правильной устной речи учащихся на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_priiomy_stanovleniia_i_razvitiia_navykov_pravilnoi_ustnoi_rechi_uch"
    ["file_id"] => string(6) "633715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1686769472"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Урок "Безопасный интернет" (для учащихся начальной школы) "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-biezopasnyi-intierniet-dlia-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "244506"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445952198"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Разработка портфолио ученика начальной школы"
    ["seo_title"] => string(48) "razrabotka-portfolio-uchienika-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "279162"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453202245"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства