Просмотр содержимого документа
«Рефлексия для уроков в начальной школе»
Рефлексияучащихся на урокахв начальной школе
Учитель начальных классов I квалификационной категории
Демкина Г.А.
Ц Е Л Ь:
Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Вопросы:
Что такое рефлексия?
Цель рефлексии на уроке
Виды рефлексии
Приемы рефлексии
Что такое рефлексия?
Обращение назад
Размышление о внутреннем состоянии
Самопознание
Умение размышлять
Самоанализ деятельности и ее результатов
Оценкавнутренней жизни
Цель рефлексии на уроке
О дин из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Цель рефлексии на уроке
С овременная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
Рефлексия
может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Рефлексивная деятельность
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Рефлексия деятельности
Виды рефлексии
Рефлексия настроения и
эмоционального
состояния
Рефлексия содержания
учебного материала.
Рефлексия настроения и
эмоционального
состояния
П роведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в концедеятельности.Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
П Р И Ё М Ы
1. Рисуем настроение
Настроение человека прежде всего отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребёнка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Моё настроение».
1-й вариант:мокрый лист бумаги и краски. Попросите ребёнка нарисовать своё настроение.
2-й вариант:на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).
П Р И Ё М Ы
Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.
После этого обсуждают получившийся рисунок.
Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:
П Р И Ё М Ы
красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.
07.04.17
http://aida.ucoz.ru
2. Образная рефлексия.
Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).
Нарисовать образ урока (мероприятия, игры).
Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению .
3. Солнышко.
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку;
тучку с дождиком;
тучку с молнией.
В классном уголке висит «солнышко». Количество лучиков соответствует количеству детей в классе. Лучик – косичка с бантом на конце, которая есть у каждого ребёнка. Цвет бантика соответствует настроению ребёнка.
4. Ёлочка настроения.
Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки , на которых они рисуют своё настроение.
07.04.17
http://aida.ucoz.ru
5. Моё настроение
Каждый ребёнок рисует в течение минуты своё настроение.
6. Состояние моей души
Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название:
1) Крайне скверно,
2) Плохо,
3) Хорошо,
4) Уверен в своих силах,
5) Комфортно.
Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
7. Мишень настроения
День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется ( наклеивается) кружок-попадание в одной из цветовых зон.Внутри –дата и мотивация . В конце недели (четверти, месяца) вся мишень «прострелена» днями.
8. Маятник настроения
Идея та же – оценка настроения.
Сама картинка (слева - хмурый день, тучи, дождь; справа - солнце, безоблачное небо) нарисована на листе ватмана.
Маятник – подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая наверху.
В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина (по аналогии с «розой настроения»).
07.04.17
9. Музыкальный тест
Нотный стан каждого ребёнка небольших размеров (с тетрадный лист). Ребёнку даётся маленькая нотка . Если дети знакомы с нотной грамотой, то для них не составит труда нахождение нот на нотном стане.
Итак, прошёл день (урок). Детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибалльной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотка прикрепляется в нужном месте. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало сегодня у каждого ученика. В зависимости от этого палочка у нотки «смотрит» вниз (минор) или вверх (мажор).
10. Роза настроения
«Роза» делится на секторы – по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня:
жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение;
зелёный цвет – спокойное, уравновешенное;
синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.
В зависимости от этого дуга опускается вниз либо поднимается вверх, образуя один лепесток «розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в конце дня изменилось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой.
Внутри лепестка можно написать объяснение, почему выбраны такой цвет и форма лепестка. В этом случае «роза» станет своеобразным дневником с оценкой каждого дня.
11. Цветик – многоцветик
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
12. Сказочное дерево
Разноцветные бабочки, цветки, птички. По аналогии с предыдущим.
13. Мишки.
Ребёнок отдаёт жетон тому нарисованному мишке, настроение которого разделяет в данный момент.
Рефлексия
деятельности
Д анная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверкидомашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, приём «лестницы успеха».
Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».
07.04.17
http://aida.ucoz.ru
Приемы
1. Огонёк общения
Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.
Дети садятся в круг ипередают по кругу сердечко . Тот, у кого в рукахсердечко, говорит:
- Сегодня меня порадовало…
- Сегодня меня огорчило…
3. На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:
- Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо);
-зелёный – самому уступчивому, покладистому;
- фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.
Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.
- Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?
07.04.17
2. Дерево творчества
По окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно.
Цветок – довольно неплохо.
Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.
Жёлтый листик – «чахлый», пропащий день.
3. Метод пяти пальцев.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
4. Гусеница
Гусеница – ребёнок. Яблоко – его внутренний, неведомый мир.
Насколько сегодня учитель смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал – в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают её из отверстия.
5. Закрой глаза
Обычно предлагается делать в конце урока.
Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса:
- Что нового я узнал сегодня на уроке?
- Что было особенно интересным и познавательным?
- В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?
Рефлексия содержания
учебного материала.
Э та рефлексия используется для выявления уровня осознания содержанияпройденного . Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса,подбора афоризма . Рефлексия достижения цели с использованием «деревацелей», оценки «приращения» знаний и достижения целей ( высказывания ,,Яне знал… - Теперь я знаю…’’ ); приём анализа субъективного опыта и достаточно известный приёмскинвейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
07.04.17
П Р И Ё М Ы
Самооценка
1. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
«Плюс – минус – интересно».
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
И Т О Г У Р О К А
В конце урокаможно дать ребятамнебольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять - это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок мне показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/устал
5. Моё настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/ не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
7. Домашнее задание мне
кажется лёгким/трудным
интересно/неинтересно
Р Е З У Л Ь Т А Т Ы
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на урокеможно предложить на листочке условно отмечать свои ответы:
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный
«0» - не ответил
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, ученики смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
К О М П Л И М Е Н Т Ы
Для того, чтобызакончить урок на положительной нотеможно воспользоватьсяодним из вариантов упражнения «Комплимент» (Комплимент – похвала. Комплимент деловым качествам. Комплимент в чувствах),в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Выразить своё отношение к услышанному на уроке одним словом:
увлечён;
полезно;
заинтересован;
нужно;
узнал и т.д.
Незаконченное предложение
В конце учебного занятия школьникам предлагаются на карточках несколько незаконченных предложений:
«Для меня самым главным на учебном занятии было…, потому что…»
«Если бы люди не знали о…, так как…»
«Мне показалось, что на занятии…, так как…»
Эта техника очень проста в применении, но позволяет увидеть так называемый «сухой остаток» учебного занятия.
Урок:
Привлёк меня тем…
Показался интересным…
Взволновал…
Заставил задуматься…
Навёл на размышления…
Что на вас произвело наибольшее впечатление?
Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке, в дальнейшей жизни?
Что нового вы узнали на уроке?
Что вы считаете нужным запомнить?
Над чем ещё надо поработать?
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
Они мне нравятся больше остальных;
Я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;
Они легче остальных заданий;
Затрудняюсь ответить.
Дерево. ( Фрагмент урока литературного чтения )
Учитель:
- Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья.
- Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни. Кто познакомился с творчеством Р. Сефа, научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки – ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях. На ветках набухают почки – кулачки, а раскрытые ладошки – листья. Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим произведением Р. Сеф, раскройте кулачки – почки.
- Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность художнику – поэту Роману Семёновичу Сефу.
Рефлексия моей сегодня деятельности
Я предлагаю оценить мою сегодня работу.
Перед вами яркая , солнечная полянка. Не хватает бабочек.
-Понравился Мастер – класс. Буду применять
рефлексию в своей работе пусть прилетят бабочки красного