Презентация мастер-класса "Организация рефлексии на уроках в начальной школе"
Презентация мастер-класса "Организация рефлексии на уроках в начальной школе"
Презентация используется для проведения мастер-класса для учителей начальной школы по теме "Организация рефлексии на уроках в начальной школе". Показана актуальность данной темы, сформулирована проблема мастер-класса. В работе дано представлении о классификации рефлексии, показаны конкретные варианты проведения этапа рефлексии на уроках. Также раскрыты способы самоанализа, самооценки учащихся на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация мастер-класса "Организация рефлексии на уроках в начальной школе"»
Мастер-класс «Организация рефлексии на уроках в начальной школе»
Учитель начальных классов, зам. директора по УВР Колебер Г. Ф.
Постановка проблемы
Что вы знаете о рефлексии учащихся на уроке?
Методический прием
«Корзина идей»
Цель мастер-класса:
- повышение мотивации коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
Дать представление о классификации рефлексии;
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
Раскрыть способы самоанализа, самооценки учащихся на уроке;
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
Задание:
Заполните вторую графу таблицы-фиксации знания и незнания о каком – либо понятии
Понятие
Знал
Рефлексия
Узнал
Хочу узнать
Рефлексия это..
В переводе с латинского – «обращение назад».;
Словарь иностранных слов определяет рефлексию какразмышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Рефлексия это..
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию каксамоанализ(по Ожегову) или как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой).
Рефлексия это..
В современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
4 группа: составить кластер «Рефлексия содержания материала»
Формы рефлексии
а ) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);
Формы рефлексии
б ) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).
Виды рефлексии :
Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Виды рефлексии :
Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Виды рефлексии :
Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Рефлексивный прием Солнышко»-самооценка эмоционального состояния
Рефлексивный прием «Смайлики »
Рефлексия деятельности
Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса. Можно использовать методику безотметочного обучения (Г.А. Цукерман)- «Волшебные линеечки».
«Волшебные линеечки»
«Лесенка успеха»
«Лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось;
средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы;
верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.
«Лесенка успеха»
мне всё удалось
у меня были проблемы
у меня ничего не получилось
2. Рефлексия деятельности
Рефлексивный прием «Лесенка успеха» - ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты
( самооценка)
Рефлексивный прием «Яблоня»
«Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.
«Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо);
Белый – самому уступчивому, покладистому;
фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения».
Методика «Букет» - взаимооценка
Рефлексивный прием «Светофор»
«Дерево успеха» - самооценка своей деятельности
«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
Рефлексия содержания учебного материала
Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу.
Методика «Рефлексивный экран»
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Методика «Рефлексивный экран»
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Методика «Рефлексивный экран»
Мне больше всего удалось ...
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
Метод пяти пальцев
М (мизинец) –мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) –близостьцели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) –состояниедуха, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?
У (указательный) –услуга,помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) –бодрость,здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?
Прием «Синквейн»
1-я строка.
Кто? Что? -1 существительное
2-я строка.
Какой? -2 прилагательных.
3-я строка.
Что делает?- 3 глагола.
4-я строка.
Что автор думает о теме? - Фраза.
5-я строка.
Кто? Что? (Новое звучание темы)
1 существительное
Прием «Светофор»
Я всё понял и могу помочь другим
Я почти понял, но мне нужна помощь.
Мне было трудно на уроке.
Рефлексия в конце урока
Портфолио ученика
Из материалов портфеля достижений (Основная образовательная программа начального общего образования):
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
21
РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА
Работа в группах. Составьте синквейн по теме Мастер-класса:
Возьмите карточку с таблицей-фиксацией, если есть, чем дополнить, впишите в третий столбик;
Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.