Этап урока | Содержание и уровень задания | Цель заданий | Формы организаций учебной деятельности | Дидактическое средство, оборудование | Планируемые результаты | Форма контроля | Предполагаемые ответы учащихся |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! - Проверяем готовность к уроку, сегодня у нас новая тема работаем дружно помогая друг другу. -Вспомним правила учащегося. - Перед началом работы откройте тетради и запишите число, классная работа. — На партах вы видите Карточки «Моя успешность на уроке». В них вы будете оценивать свои результаты смайликами. Улыбающийся – с заданием справился(ась), грустный – были допущены ошибки. | Создать условия для осознанного включения учащихся в учебную деятельность, сформировать положительную мотивацию, настроить на работу. | ФИ | Презентация, слайд 1 Тетрадь Карточка | | РУУД: Умение организовывать свое рабочее место КУУД: Умение слушать учителя и выполнять его требования | Эмоциональный положительный настрой на урок Положительное отношение к уроку математики | Самоконтроль | -Здравствуйте! Проверяют готовность к уроку. Вспоминают правила учащегося. Открывают тетради и записывают число. |
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Задание 1. Решите уравнения методом подбора числа: x + 5 = 9 4 + x = 7 x + 2 = 6 -Подберите число для x так, чтобы уравнение стало верным. -Проверьте, подставив полученное число обратно в уравнение. (базовый уровень) | Актуализировать знания и умения решать уравнение методом подбора. | И | Презентация, слайд 2 Тетрадь | Знают, как решать уравнения подбором неизвестного числа. Умеют решать уравнения методом подбора. | ПУУД: Умеют логически рассуждать и проверять решение уравнения. Умеют сравнивать разные варианты ответов; РУУД: Умеют оценивать правильность выполнения своих и чужих действий. КУУД: Умеют взаимодействовать с другими одноклассниками при разборе заданий. | | Самоконтроль | 1) Для уравнения x + 5 = 9: Подбираю число, которое, прибавленное к 5, даст 9. 9 – 5 = 4. Значит, x = 4. Проверка: 4 + 5 = 9 2) Для уравнения 4 + x = 7: Подбираю число, которое, прибавленное к 4, даст 7. 7 – 4 = 3. Значит, x = 3. Проверка: 4 + 3 = 7 3) Для уравнения x + 2 = 6: Подбираю число, которое, прибавленное к 2, даст 6. 6 – 2 = 4. Значит, x = 4. Проверка: 4 + 2 = 6 |
Этап выявления места и причины затруднения | Задание 2. Устно решите уравнения методом подбора числа. 2+х=5 х+3=8 32+х=40 х+30=82 -Какие уравнения сложно решать? Почему? -Какой способ использовали для решения каждого примера? -Как вы думаете, есть ли способ решать уравнения с большими числами? (базовый уровень) | Выявить в примерах решать уравнение методом подбора числа и почему возникло затруднение. | Ф | Презентация, слайд 3 | Знают, как решать уравнения подбором неизвестного числа. Умеют решать уравнения методом подбора. | ПУУД: Умеют логически рассуждать и проверять решение уравнения. Умеют сравнивать разные варианты ответов; Умеют определять границы знания и незнания РУУД: Умеют оценивать правильность выполнения своих действий. КУУД: Умеют взаимодействовать с другими одноклассниками при разборе заданий. | | Устный еонтроль | 2+х=5, подбираю число, которое, прибавленное к 2, даст 5. 2+3=5. Значит, х=3. х+3=8, подбираю число, которое, прибавленное к 3, даст 8. 5+3=8. Значит, х=5. 32+х=40- сложно х+30=82-сложно -Третье и четвертое уравнения. Потому, что сложно подбирать число в уме. - Отнимали число с другой стороны уравнения или думал, какое число прибавить или отнять, чтобы получить нужный результат. -Да, есть. |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Задание 3. -Как вы думаете, что мы сегодня будем с вами делать на уроке? - Попробуйте сформулировать тему урока. Дополните её. Тема урока: «Решение ______ с неизвестным _______» - Какую цель мы поставим на урок? - Давайте вместе составим план нашего урока (в паре). Для этого перейдите по QR-коду (на слайде представлен QR-код). 1)Узнаем…. 2)Научимся… 3)Выполним… (базовый уровень) | Сформулировать цель урока, составить план действий. | ФП | Презентация, слайд 4 Образовательная платформа | | РУУД: умеют ставить учебную задачу вместе с учителем; Умеют планировать свою деятельность с помощью плана; КУУД: умеют высказывать свое мнение. | | Устный контроль Взаимоконтроль | -Будем решать уравнения с большими числами. -Решение уравнений с неизвестным слагаемым. -Будем учиться решать уравнения с неизвестным слагаемым. План: 1) Узнаем, как решать уравнения с неизвестным слагаемым, которые подбором решить трудно. 2) Научимся решать уравнения с неизвестным слагаемым, которые подбором решить трудно. 3) Выполним задания на решение уравнений с неизвестным слагаемым. |
Этап реализации построенного проекта | Задание 4. 1) x + 35 = 75 2) 50 + x = 95 - Что общего у этих уравнений? -Чем они отличаются? -Как называется число, которое мы ищем в уравнении? -Как найти неизвестное слагаемое? Объясни, что получится, если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них. Давайте сформулируем правило. Докончите предложение: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо… -Попробуйте решить уравнения. Запишите решение и ответ. (базовый уровень) | Организовать усвоение нового знания решения уравнения с неизвестным слагаемым через сравнение, обсуждение, объяснение. | ФИ | Презентация, слайд 5 Тетрадь | Знают, как найти неизвестное слагаемое. Умеют решать уравнение с неизвестным слагаемым. | КУУД: умеют высказывать свое мнение. Умеют слушать и слышать учителя и своих ровесников; РУУД: умеют контролировать свои действия; ПУУД: Умеют преобразовать математические выражения в правило. Умеют совершать логически умственные действия: анализировать и сравнивать примеры решения уравнения с неизвестным слагаемым. | Понимают важность роли решения уравнения с неизвестным слагаемым в жизни человека | Устный контроль Самоконтроль | -Неизвестное слагаемое, сложение, знаки равенства. -Неизвестные слагаемые стоят в разные места. -Неизвестное слагаемое. - Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. 1) х+35=75 х=75-35 х=40 40+35=75 2) 50+х=95 х= 95-50 х= 45 50+45=95. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | -Сейчас проверим насколько поняли правило решения уравнения с неизвестным слагаемым. Задание 5. Упражнение 2, стр.7 Реши уравнение с объяснением. х+18=42 64+х=82 - Кто хочет попробовать? Остальные решаете в своих тетрадях. (базовый уровень) | Закрепить новое знание через выполнение упражнений с обязательным комментированием, проговариванием вслух (для лучшего осознания). | И | Учебник Тетрадь | Знают, как найти неизвестное слагаемое. Умеют решать уравнение с неизвестным слагаемым. | ПУУД: Умеют преобразовать математические выражения в правило. Умеют использовать знаково-символические средства. РУУД: Умеют оценивать свою работу и работу одноклассника. КУУД: Умеют отвечать и аргументировать свои ответы и формулировать свою собственную позицию. | Понимают важность роли решения уравнения с неизвестным слагаемым в жизни человека | Самоконтроль | х+18=42 Нужно найти такое число, которое, если к нему прибавить 18, даст 42. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. х=42-18 х=24 Проверка: 24 + 18 = 42 42 = 42 (Равенство верное, значит, решили правильно!) 64+х=82 Нужно найти такое число, которое, если к нему прибавить 64, даст 82. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. х=82-64 х= 18 Проверка: 64+18=82 82=82 (равенство верное, значит решили правильно). |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | -Разделитесь на 4 группы. Задание 6. Легенда: Известный пират Капитан Флинт спрятал свои сокровища в трёх сундуках. Он оставил зашифрованные подсказки, чтобы найти их. Ваша задача — расшифровать подсказки, решив уравнения, и узнать, сколько сокровищ в каждом сундуке. Инструкция: Решите каждое уравнение, показав все этапы решения. Запишите ответ для каждого уравнения. Решите задачу о стоимости сокровищ, используя ответы, полученные при решении уравнений. После выполнения задания проверьте свои ответы по образцу. Уравнения: Сундук 1: x + 25 = 120 Сундук 2: 45 + x = 30 Сундук 3: x + 60 = 60 Задача: Найдите общую стоимость всех сокровищ, если известно, что 1 золотая монета стоит 5 рублей, а серебряная монета стоит 3 рубля. В сундуке 1 — 30 серебряных монет, в сундуке 2 — 10 золотых монет, в сундуке 3 — 5 серебряных монет и х золотых монет (где x — это ответ, полученный при решении уравнения). (повышенный уровень) | Проверить умение применять новое знание: решение уравнений с неизвестным слагаемым в решении задачи, организовать самопроверку и коррекцию ошибок. | Г | Карточки Презентация, слайд 6 | Знают, как найти неизвестное слагаемое. Умеют решать уравнение с неизвестным слагаемым. Умеют решать задачу. | ПУУД: Умеют совершать логические действия: анализировать задачу и решать ее. РУУД: Умеют оценивать свою работу по эталону. КУУД: Умеют отвечать и аргументировать свои ответы и формулировать свою собственную позицию. Умеют работать в группе. | Понимают важность роли решения уравнения с неизвестным слагаемым в жизни человека | Взаимоконтроль по эталону | Сундук 1: х+25=120 х=120-25 х=95 Сундук 2: 45+х=30 х=45-30 х=15 Сундук 3: х+60=60 х=60-60 х=0 Задача: Стоимость монет в Сундуке 1: 30* 3 = 90 руб Стоимость монет в Сундуке 2: 10 * 5 = 50 руб Стоимость монет в Сундуке 3: 5 * 3 + 0* 5 = 15 + 0 = 15 руб Общая стоимость: 90 + 50 + 15 = 155 руб Ответ: Общая стоимость сокровищ составляет 155 рублей. |
Этап включения в систему знаний и повторения | Задание 7. «Создай свою математическую историю». Придумайте интересную историю (сказку, рассказ) на любую тему (приключения, животные, космос и т. д.). Включите в историю уравнения с неизвестным слагаемым. Решите все составленные уравнения и покажите ход решения. Добавьте иллюстрации к своей истории. Оцените свою историю по оригинальности, интересности сюжета и правильности решения уравнений. | Закрепить новое знание: решение уравнения с неизвестным слагаемым в системе ранее изученного, показать его связь с другими темами, применить в нестандартных ситуациях. | И | Презентация, слайд 7 Тетрадь | Знают, как найти неизвестное слагаемое. Умеют решать уравнение с неизвестным слагаемым. Умеют придумать свою сказку. | ПУУД: Умеют совершать логические действия: анализировать, синтезировать уравнение. Умеют самостоятельно создавать историю с уравнением. РУУД: Умеют оценивать свою работу. КУУД: Умеют отвечать и аргументировать свои ответы и формулировать свою собственную позицию. | Понимают важность роли решения уравнения с неизвестным слагаемым в жизни человека | Самоконтроль | Далеко-далеко, в созвездии Большой Медведицы, жила маленькая Звездочка. Однажды она услышала, что на Планету Сладкоежек упал метеорит и теперь там не хватает сладостей! Звездочка решила помочь. Сначала она собрала 20 метеоритов, но ей нужно было ещё больше. Тогда она нашла ещё x метеоритов, и всего у неё стало 45 метеоритов. Потом Звездочка собрала 10 конфет, а еще х конфет ей прислали из соседней галактики. Всего у нее оказалось 32 конфеты. Решение: 1) 20 + x = 45 x = 45 – 20 x = 25 метеоритов. 2) 10+х=32 х=32-10 х=22 конфеты Звёздочка принесла все сладости жителям Планеты Сладкоежек, и они были очень рады! |
Этап рефлексии | -Какую цель мы ставили перед собой? - Как вы думаете, вы достигли ее? - Скажите правило решения уравнений. — А теперь проанализируйте свою карточку успеха. Скажите, у кого все смайлики с улыбками? У кого 1 грустный смайлик? У кого несколько грустных смайликов? — Ребята, вы отлично поработали, спасибо за урок! | Осознать результаты своей работы на уроке, оценить их, зафиксировать новое знание и наметить перспективы дальнейшего обучения. | ФИ | Презентация, слайд 8 Карточка | | КУУД: Умение отвечать и аргументировать свои ответы и формулировать свою собственную позицию РУУД: Умение оценивать свое понимание. Умение оценивать свою деятельность. | Понимают важность роли решения уравнения с неизвестным слагаемым в жизни человека | Самоконтроль | -Учиться решать уравнения с неизвестным слагаемым. -Да, достигли. -Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. Учащиеся анализируют свою карточку. -До свидания! |