Конспект урока по теме « Решение уравнений» (6 класс)
Цель урока: применять полученные знания при решении уравнений.
Тип урока: объяснение нового материала.
План урока:
- Выполнение заданий на упрощение выражений, заполнение таблицы и узнавание способа действия при решении уравнений.
- Через решение задач на взвешивание постановка проблемы решения новых уравнений.
- Запись алгоритма решения уравнений в конспект, работа с формулировкой алгоритма в парах.
- Решение уравнений по алгоритму. Отработка только переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, сильные учащиеся решают уравнение до конца и в конце урока защищают решение.
Ход урока:
- Упростите выражения. Запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам. И вы узнаете название последовательности выполнения действий при решении уравнений.
Упростить выражение:
О
Т
И
Л
М
Р
А
Г
А
Л
Г
О
Р
И
Т
М
Заметим, сумма противоположных слагаемых равна 0.
; x – x=
- Решить задачу.
На одной чаше весов 5 буханок хлеба, на другой 1 такая буханка и гири в 5 кг, 2 кг и 1 кг. Определить вес 1 буханки хлеба.
Решение:
Пусть x кг – вес 1 буханки хлеба,
5 x кг – вес 5 таких буханок хлеба.
Можно составить уравнение: 5 x= x+8
Вычтем из обеих частей уравнения по x (снимем с обеих чашек весов по 1 буханке хлеба).
Можно к обеим частям уравнения прибавлять одно и то же число.
Получим 5 x- x = x- x +8.
Но x - x= 0, значит 5 x - x = 8.
Это уравнение можно получить из данного, если слагаемое x перенести из правой части в левую, изменив его знак на противоположный.
Упрощая левую часть уравнения 5 x - x = 8, получим 4 x= 8.
Разделим на коэффициент при переменной обе части уравнения
Можно обе части уравнения умножать (делить) на одно и то же число (кроме 0).
и x =8:4, x=2.
Число 2 и есть уравнения 5 x = x+8, так как 52=2+8.
Записать свойства уравнений в конспект.
3.Алгоритм решения уравнений.
1) слагаемые, содержащие переменную, перенести в левую часть уравнения, а числа – в его правую часть, не забывая при переносе менять знаки на противоположные;
2) привести подобные слагаемые в левой и правой частях уравнения;
3) разделить число в правой части уравнения на коэффициент при переменной.
Работа с правилом (ученики в парах рассказывают друг другу правило по карточке на слайде)
1) слагаемые, содержащие …………., перенести в левую часть уравнения, а ……. – в его правую часть, не забывая при переносе ……. знаки на ………….;
2) привести ………. слагаемые в левой и правой частях уравнения;
3) …... число в правой части уравнения на ……………. при переменной.
Немного истории.
Первый прием преобразования уравнений описал знаменитый арабский математик Мухаммед аль-Хорезми, живший в Хорезми и в Багдаде на рубеже IX – X вв. Одно из главных его сочинений в переводе с арабского означает «Книга о восстановлении и противопоставлении». Перенося члены уравнения из одной части в другую, мы в одной части их «уничтожаем», но зато в другой «восстанавливаем», меняя при этом их знаки на противоположные. Восстановление – по-арабски аль-джебр. От этого слова и произошло название – алгебра. Алгебра, которую вы будете изучать, возникла и развивалась много веков тому назад именно как наука о решении уравнений.
- Решение уравнений
Учащиеся с помощью слайдов разбирают решение уравнений и записывают решение в тетрадь.
1) 3x -12 = 0
3x =+ 12
x = 12 : 3
x= 4
- 3x – 2= 10
3x = 10 + 2
3x = 12
x= 12 : 3
x= 4
3) 2x – 2 = 10 - x
2x + x = 10 + 2
3x = 12
x = 12 : 3
x= 4
- Решение уравнений с выбором ответа
1) 5x – 2 = 18
А. 5x = 18 -2
Б. 5x = 18 +2
В. -2 -18 = 5x
2) 7x = x + 24
А. 7x + x = 24
Б. 24 = x - 7x
В. 7x – x = 24
- 2x – 4 = 6x – 20
А. 2x - 6x = -20 + 4
Б. 6x – 2x = 4-20
В. 2x – 6x = 20 +4
- 3x + 9 = x + 9
А. 3x + x = 9 + 9
Б. 3x – x = 9 – 9
В. 9 – 9 = x – 3x
Группе более сильных учащихся предлагается решить уравнения до конца и защитить свое решение.
Ответы: 4, 4, 4, 0.
- Найти ошибку
Оценочная карточка самостоятельной работы ученика(цы) …………………. Класса ……….
Д/З
Упрощение выражений
Решение задачи
Работа с формулировкой алгоритма
Выбор правильной строки
Решение уравнений
Дополнительные баллы
Всего
0 б - задание не выполнено, 1 б - задание выполнено частично, 2 б - задание выполнено, но вам помогали, 3 б- задание выполнено полностью и самостоятельно
Оценочная карточка самостоятельной работы ученика(цы) …………………. Класса ……….
Д/З
Упрощение выражений
Решение задачи
Работа с формулировкой алгоритма
Выбор правильной строки
Решение уравнений
Дополнительные баллы
Всего
0 б - задание не выполнено, 1 б - задание выполнено частично, 2 б - задание выполнено, но вам помогали, 3 б- задание выполнено полностью и самостоятельно
Оценочная карточка самостоятельной работы ученика(цы) …………………. Класса ……….
Д/З
Упрощение выражений
Решение задачи
Работа с формулировкой алгоритма
Выбор правильной строки
Решение уравнений
Дополнительные баллы
Всего
0 б - задание не выполнено, 1 б - задание выполнено частично, 2 б - задание выполнено, но вам помогали, 3 б- задание выполнено полностью и самостоятельно
Оценочная карточка самостоятельной работы ученика(цы) …………………. Класса ……….
Д/З
Упрощение выражений
Решение задачи
Работа с формулировкой алгоритма
Выбор правильной строки
Решение уравнений
Дополнительные баллы
Всего
0 б - задание не выполнено, 1 б - задание выполнено частично, 2 б - задание выполнено, но вам помогали, 3 б- задание выполнено полностью и самостоятельно
Оценочная карточка самостоятельной работы ученика(цы) …………………. Класса ……….
Д/З
Упрощение выражений
Решение задачи
Работа с формулировкой алгоритма
Выбор правильной строки
Решение уравнений
Дополнительные баллы
Всего
0 б - задание не выполнено, 1 б - задание выполнено частично, 2 б - задание выполнено, но вам помогали, 3 б- задание выполнено полностью и самостоятельно
Оценочная карточка самостоятельной работы ученика(цы) …………………. Класса ……….
Д/З
Упрощение выражений
Решение задачи
Работа с формулировкой алгоритма
Выбор правильной строки
Решение уравнений
Дополнительные баллы
Всего
0 б - задание не выполнено, 1 б - задание выполнено частично, 2 б - задание выполнено, но вам помогали, 3 б- задание выполнено полностью и самостоятельно
Упростите выражения. Запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам. И вы узнаете название последовательности выполнения действий при решении уравнений.
Упростить выражение:
О
Т
И
Л
М