Просмотр содержимого документа
«Развивающая игра: "Что мы знаем о воде?"»
Конкурс игр о водосбережении.
Ф. И. О. участника: Кырма Ольга Григорьевна
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Явенгская школа» Пос. Пролетарский Вожегодского района Вологодской области
Должность: учитель начальных классов
Игра рассчитана на младшие классы в рамках урока «Окружающий мир», продолжительность игры 20-25 минут.
Что мы знаем о воде?
Обучающая игра- соревнование.
Цели игры:
Познакомить с «водой», как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле.
Через содержание учебного материала подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за водные ресурсы планеты.
Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.
Создать условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других получать информацию из различных источников.
Оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов.
Ход игры
Ребята, мы сегодня мы должны больше узнать о….., а о чем попробуйте догадаться.
…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.
Антуан де Сент-Экзюпери
- О чем писал Антуан де Сент-Экзюпери?
-Что вы знаете о воде?
- Где мы ее встречаем?
Учащихся рассказывают стихотворения о воде.
1. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. 2. Как сосулька замерзает, В дом туманом к нам вползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит, 3. Растворяет сахар в чае Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда! 4. Без неё нам не умыться. Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить – Без воды нам не прожить.
Ребята, а какая бывает вода? (слушаются ответы детей)
1.Какой только воды не бывает на свете! Есть вода морская и речная. Озерная и ключевая, Мёртвая и живая, Газированная и минеральная, Питьевая и индустриальная, Колодезная и водопроводная, Дождевая и болотная, 2.Есть даже вода тяжёлая, А есть вода и весёлая, Солнечная, чудесная, Привозная и местная, Волшебная, талая, Большая и малая, Сточная, проточная, Чистая и грязная … Ну, в общем, очень разная.
Область применения воды. Где человек использует воду?
Заполнение диаграммы
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОДЫ
Почему не кончается вода на Земле?
Водные ресурсы обладают способностью возобновляться. В природе существует безотказный механизм круговорота воды "океан – атмосфера – земля – океан" под действием энергии Солнца.
3.В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда. То в снег превратиться, то в лед. Растает и снова в поход! По горным вершинам, Широким долинам,
4.Вдруг в небо взовьется, Дождем обернется. Вокруг оглянитесь: Вас окружает везде и всегда Это волшебница наша – Вода!
Полезные сведения: «Знаете ли вы?»
(Можно заполнить пропуски совместно с детьми).
По нормам на каждого жителя города приходиться ….(220 литров) воды в сутки.
Принимая душ в течении 5 минут, вы расходуете около …(100литров) воды.
Каждый раз, когда вы чистите, зубы вы расходуете около …(1литра) воды.
Наполняя ванну, лишь до половины вы расходуете около…(150 литров) воды.
Разовый смыв в туалете около…(8-10 литров)
Во время влажной уборки расходуется не менее… (10 литров)
Каждая стирка белья в стиральной машине требует около …(100 литров)
Через обычный водопроводный кран проходит …(15 литров) воды в минуту
Через незакрытый кран за сутки уходит…(1000 литров) воды.
Даже самая маленькая утечка за сутки уносит до…(80 литров) воды.
Мы о многом уже вспомнили, но и много узнали нового. А теперь проведем занимательные соревнования , которые непосредственно связаны с водой.
1.Заводь “Загадочная” Отгадайте загадки.
Что за звёздочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки)
Приказало солнце: стой, Семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнце свет – Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)
Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней)
Ног нет, а идёт? По кустам развешан …(Cнег)
Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно … (Лёд)
Детки сели на карниз И растут всё время вниз. (Сосульки)
Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик – в роднике, А широкий – в море. (Река)
В тихую погоду Нет нас нигде, А ветер подует – Бежим по воде. (Волны)
День и ночь кричит, А голос не устаёт? (Водопад)
Кругом вода, А с питьём беда. (Море)
Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня, Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручеёк)
Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали И пошли искать их днём, Ищем, ищем не найдём. (Роса)
Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь)
В новой стене, В круглом окне Днём стекло разбито, За ночь вставлено. (Прорубь)
Дождь прошёл, а я остался На дорожке во дворе. Воробьи во мне купались На потеху детворе. Но до завтрашнего дня Солнце высушит меня. (Лужа)
Не вода и не суша – На лодке не уплывёшь И ногами не пройдёшь. (Болото)
Пушистая вата Плывёт куда-то Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Облака)
По небесам оравою Бредут мешки дырявые. И бывает – иногда Из мешков течёт вода. Спрячемся получше От дырявой … (тучи)
2. Ответь на «Почему?»
1. Почему грязная посуда, белье становятся чистыми, если их моют и стирают в воде? (Вода – растворитель.)
2. Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? (Круговорот воды, испарение с поверхности.)
3. Почему в крышке чайника делают отверстие? (Для выхода пара.)
4. Почему во время ледохода лед не тонет, а плывет по поверхности реки? (Лед легче воды.)
3 Скажи «Веришь ли ты?»
1. Веришь ли ты, что в глубоких колодцах иногда даже летом на дне лежит лед и не тает? (Верю. Если зимой колодец промерзнет до дна, то летом может оттаивать только верхняя часть: вода – плохой проводник тепла.)
2. Веришь ли ты, что человек может поднять кубометр воды? (Нет, масса 1 куба воды 1000 кг.)
3. Веришь ли ты, что водоплавающим птицам холодной осенью теплее в воде, чем на земле? (Да, так как вода теплее воздуха, который успел охладиться.)
4. Веришь ли ты, что облака и туман не одно и то же? (Нет: туман и облака – это мельчайшие капельки воды.)
4.Назови пословицы и поговорки о воде – кто больше назовёт.
(возможные вариантов поговорок и пословиц прилагаются).
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВОДЕ
Наше счастье – дождь да ненастье.
Счастливый и в огне не сгорит, и в воде не потонет.
Счастье – вешнее ведро.
Счастье с бессчастьем, что ведро с ненастьем: живут переменчиво.
Дорого при пожаре ведро воды, при скудости подаяние.
5. Назови и (покажи на картах) крупные реки России и Вологодской области (Возможные варианты ответов)
Область обладает богатейшим водным фондом, который представлен 1287 реками, 4240 озерами площадью 294 тыс. км2, 5 водохранилищами, Волго-Балтийским каналом и Северо-Двинской шлюзовой системой.
К группе крупных рек области следует отнести реки:
Сухона - 560 км,
Малая Северная Двина - 72 км,
Вологда - 133 км,
Юг - 491 км,
Молога - 450 км,
Шексна - 189 км,
Кубена - 365 км,
Вожега - 138 км.
В области насчитывается 18 тыс. ручьев.
На территории региона имеются крупные озера и водохранилища:
Онежское, площадью - 9880 км2,
Белое - 1290 км2,
Кубенское - 470 км2,
Воже - 416 км2,
Рыбинское вдхр. – 4500 км2,
Шекснинское вдхр. - 380 км2.
Крупные реки России: Р. Волга, р. Обь, р. Енисей, р. Лена, р. Урал, р. Печора, р. Амур, р. Дон, р. Северная Двина, р. Ока, р. Кама, р. Вилюй, р. Алдан, р. Анадырь, р. Ангара, р. Индигирка, р. Колыма.
6. Викторина «Все что связано с водой».
Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).
Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки).
Чем знаменито озеро Байкал?
Чем объяснить богатство растительного и животного мира по берегам рек и озер? (Хорошие условия для жизни: достаточно тепла, света, кислорода, пищи).
Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Бобр западносибирский, Дальневосточная черепаха, Калужница болотная).
Почему вода горных рек очень холодная? (Влияние горных родников).
За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков, таяния снега и ледников).
Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря – возникают в природе без участия человека).
Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища).
Какая рыба крякает? (Морской карась).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Скопа, Кубышка желтая, Средиземноморская черепаха).
Какой злак растет под слоем воды? (Рис).
Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк).
У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки).
Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который в отличие от рыб совершает движения вверх-вниз? (Киты).
В своем длинном клюве эта птица приносит младенцев. А от радости она клювом трещит. (Аист).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Байкальский белый хариус, Рогоз широколиственный, Белый медведь).
Назовите подмосковную реку, носящую имя ценной рыбы. (Осетр).
Назовите реку в Белоруссии, носящую имя животного, рекламирующего зубную пасту. (Бобр).
Назовите реку в Саратовской области, носящую имя хозяйки тайги. (Медведица).
Назовите правый приток Самары и левый приток Днестра, которые носят имя мужа коровы. (Бык).
Назовите реку во Владимирской области, носящую имя домашней птицы в красных сапожках. (Гусь).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Горбатый кит, Китайский окунь, Камыш озерный).
Какие две рыбы, “обитающие” в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука).
Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и тир года).
Из какой чашечки невозможно пить? (Из коленной чашечки).
Кто без глаз, а слезами плачет? (Туча, облако, сосулька, свеча).
Назовите любителя зимнего плавания. (Морж).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Малый лебедь, Уссурийский когтистый тритон, Водяной орех, Кувшинка чисто белая).
Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз).
Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Закрывает цветки перед дождем и к вечеру).
Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10-15 часов? (Медуза).
Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы).
Детишки какого морского животного рождаются хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения? (Кита).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Белобрюхий тюлень, Малоазиатский тритон, Белокрыльник болотный).
7. Подведение итогов мероприятия. Подсчет балов за конкурсные вопросы.
8. Домашнее задание.
Детям предлагается нарисовать «экознаки» для охраны воды. Сделать рисунки или коллажи о понравившейся теме мероприятия и сочинить сказку о «ВОДЕ».
Сказка про Капельку
Некогда жила на свете Капелька – маленькая и лёгкая. И звали её Кап-Кап. Её домом было облако – высокое, мягкое, недосягаемое. На облачке жили и её подружки – хохотушки-капельки. Иногда они собирались вместе, и тогда облако становилось большим и тяжелым. И именовалось тучей.
На туче Кап -Кап и её подружки преображались. Они надевали новые наряды: тяжёлые и тёмные. Они становились большими каплями. И больше не могли удерживаться наверху. Они устремлялись вниз, на землю.
Так капелька однажды оказалась на земле. Земля показалась ей цветущим садом. Ласково светило солнышко, радостно пели птицы, пищали комарики, жужжали пчёлки. Кругом — зелёная трава, красные, жёлтые, фиолетовые цветы. «Ах, как хорошо» — думала Кап -Кап.
Спустившиеся вместе с ней другие капли прятались в земле между корнями растений, а некоторые собирались в ручейки. В ручейке оказалась и Кап -Кап. Ручей радовал всех весёлой песенкой. Звонкоголосый не стоял на месте. Он стремился к реке, река – к морю.
А в море капель – миллионы. И затеряться легко. Но Кап -Кап не потерялась. Когда пригрело солнышко, потоки теплого воздуха поднялись вверх, унося с собой маленькие капельки воды в виде пара. Так и Кап -Кап снова оказалась на небе.
Надолго ли? Скоро она опять соберётся с подружками и образует тучу. И всё повторится вновь.