Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы
«Ох, водичка»
Вид деятельности: познавательно-исследовательская.
Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.
Задачи:
Обучающая:
-познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах);
-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Развивающая:
-развивать навыки проведения первых опытов;
-развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;
-развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
Воспитательная:
-умение работать в группе;
-воспитывать бережное отношение к воде.
Обогащение словаря: бесцветная, прозрачная, без запаха.
Ход занятия:
Дети стоят полукругом перед воспитателем.
Воспитатель: Ребята, а вы уже проснулись?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте проверим (проговаривает вместе с детьми):
"С добрым утром, глазки! (дотронулись до глаз)
С добрым утром, носик! (дотронулись до носа)
С добрым утром, ротик! (дотронулись до рта)
С добрым утром, ручки! (вытягивают)
С добрым утром, ножки! (трогают)
Глазки смотрят,
Носик дышит (вдох)
Ротик кушает (ам, ам)
Ручки хлопают (хлоп, хлоп)
Ножки топают (топ, топ)
Мы проснулись! "
Воспитатель: Ой, ребята, кто к нам в гости пришел? Это же Зайка-Незнайка. Его зовут так, потому что он еще маленький и многого не знает.
Воспитатель: Зайка, мы сегодня поговорим о воде.
Зайка: Ой, подумаешь, вода, да кому она нужна?
Воспитатель: Зайка, без воды жить невозможно. Ребята, давайте скажем, для чего нужна нам вода? (ответы детей)
Зайка: А еще я слышал, что вода цветная и пахнет смородиной.
Воспитатель: Зайка, а ты говорил, что вода пахнет смородиной. Понюхай ее.
Зайка: Да она совсем не пахнет.
Воспитатель: Ребята, а вы понюхайте. (Дает детям) Вода пахнет? Дети отвечают.
Воспитатель: Так что мы знаем о воде? Есть у воды запах? А какого она цвета?
Воспитатель уточняет ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте с Зайкой поиграем – раз, два, три, четыре, пять будем в прятки мы играть.
Зайка, мы тебе завяжем глазки и спрячем камешек. А ты будешь его искать
Опыт с водой
Воспитатель опускает камешек в стакан с прозрачной водой.
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять – можешь глазки открывать.
Воспитатель: Ребята, давайте попросим Зайку найти камешек.
Зайка: Ой, да вот же он, в стакане с водой.
Воспитатель: Как ты его так быстро нашел?
Зайка: Не знаю!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Зайка так быстро нашел камешек?
Дети: Потому, что вода прозрачная.
Воспитатель: А давайте еще раз спрячем камешек. А ты, Зайка, попробуй его найти. Дети, что нужно сделать, чтобы Зайка не нашел камешек?
Дети: Воду нужно покрасить.
Один из детей добавляет краску в воду – камешка не видно. Зайка открывает глаза и не может его найти.
Зайка: Ой, ребята, где же камешек? Не могу его найти.
Воспитатель: Почему Зайка не смог найти камешек?
Дети: Потому что мы покрасили воду, и она перестала быть прозрачной.
Игра «Кто где живет»
Воспитатель: Ребята, мы уже рассказали Зайке, для чего нужна вода. Но мы еще знаем, что вода – дом для некоторых животных.
Зайка: Для кого?
Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем тебе поиграть в игру
На коврике лежит обруч, посередине ткань голубая. Вокруг расставлены домашние и морские животные. Рядом стоит домик для животных.
Воспитатель: Посмотри, Зайка, синий цвет – это вода. Вокруг стоят животные. Ребята, давайте покажем Зайке кто где живет. Возьмите по одному животному и поставьте в свой домик.
Воспитатель: Айша, какого животного ты взяла? Где он живет?
Воспитатель с детьми определяют, кто где обитает.
Воспитатель: Посмотри, Зайка, дети всех животных поселили в свои домики. Никто не ошибся. И ты запомни, где они обитают.
Физкультминутка «Дождь»
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва,
(Хлопки руками на каждое слово.)
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом.
(Бег.)
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
(Хлопки руками на каждое слово.)
Кап-кап, кап-кап.
(Свободные движения пальчиками.)
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем.
(Соединить руки над головой.)
Опыт «Вода – растворитель»
Зайка шепчет на ухо воспитателю.
Воспитатель: Да, Зайка, я тоже это знаю, и у меня для этого все есть. Пойдемте все вместе, я вам покажу.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что у меня стоит на столе? (ответы детей)
На столе стоят два стакана с водой, песок, сахар.
Воспитатель: А что произойдет, если их положить в воду сахар? Песок (ответы детей). Давайте проверим. В один стакан я положу сахар, в другой песок. Сначала размешаю сахар. Что с ним произошло? Он исчез из воды? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем воду, - какая она стала на вкус?
Дети пробуют, отвечают.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз объясним Зайке: вода растворила сахар, он стал невидимым, но остался в воде.
Воспитатель: А теперь посмотрим, что получилось в другом стакане, куда я бросила песок? Размешаю. Что с ним произошло? Он исчез из воды? Песчинки упали на дно. Такую воду пить можно?
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Давайте, еще раз напомним Зайке, вода имеет вкус? Цвет? Кто живет в воде? Песок растворяется в воде? А сахар? Вам понравилось? А что именно?
Воспитатель: Зайка, ты теперь понял, как важна нам вода?
Зайка: Я очень много узнал о воде. Спасибо вам большое, ребята! На память обо мне я вам дарю капельки воды. И теперь я знаю, что без воды жить нельзя, как она для нас важна! Но, к сожалению, мне пора возвращаться домой. До свидания, ребята!
Подарки от Зайчика в волшебной коробочке для ребят.