Тема: «Дикие животные»
Цели:
§ Активизация знаний детей, развитие скорости мышления, внимания;
§ Развитие мыслительных процессов;
§ Смена деятельности, развитие воображения;
§ Развитие воображения, умение создавать образы на основе схематического изображения предметов, развитие мелкой моторики.
Материал: тетради, простые карандаши, картинки с изображением животных, мяч.
Ход занятия
1.Беседа с детьми о домашних и диких животных.
- Скажите, пожалуйста, каких животных называют домашними? А каких животных называют дикими?
- Каких домашних животных вы знаете? Каких диких животных вы знаете?
- Можно ли назвать пчел, живущих в улье домашними животными? Почему?
- А серую мышь, живущую под полом, можно назвать домашней? Почему?
2. Разминка: «Словесный волейбол»
Тема: « Животные и их детеныши».
Дети стоят в кругу. Взрослый бросает мяч одному из игроков и одновременно произносит слово, допустим, «лошадь». Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово, обозначающее детеныша («жеребенок»).
Игра движется по кругу, чтобы каждый мог произнести слово.
Корова – теленок
Курица – цыпленок
Утка – утенок
Кролик – крольчонок
Овца – ягненок
Коза – козленок
Гусь – гусенок
Индюк – индюшонок
Собака – щенок
Кошка – котенок (и.т.п.).
3. Игра «Чем похожи – непохожи?»
Для сравнения предлагаются следующие пары слов:
корова и лошадь
сова и курица
Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Пусть ребенок попробует найти сходство и различия между словами каждой пары.
Принимаются любые ответы, не критикуйте даже те варианты, которые кажутся вам странными.
4. Игра «Кто есть кто».
Учитель: Вы кто?
Дети: Мы козлята.
Учитель: Какие вы?
Дети: Рогатые (изображают рожки на голове и бодают друг друга).
Учитель: Кто вы?
Дети: Мы котики.
Учитель: Какие вы?
Дети: Мохнатые (гладят по своей одежде, показывая, что шерстка пушистая).
Учитель: Вы кто?
Дети: Мы ослики.
Учитель: Какие вы?
Дети: Ушастые (показывает какие у них длинные ушки).
Учитель: А вы волчата, какие?
Дети: Злые и зубастые (показывают зубы, рычат, делают вид, что нападают).
Учитель: А вы кто?
Дети: Мы ёжики.
Учитель: Какие вы?
Дети: Колючие (показывают на колючки).
Учитель: Вы кто?
Дети: Цветочки.
Учитель: Какие вы?
Дети: Пахучие (нюхают цветы).
Учитель: А вы кто?
Дети: Мы девочки.
Учитель: Какие вы?
Дети: Красивые (показывают на свои наряды).
Учитель: А вы какие мальчики?
Дети: Мы сильные (показывают на свои руки).
5. Отгадывание загадки. Под соснами и ёлками
Лежит, мешок с иголками. (ЁЖ)
- Если много как мы скажем? ЁЖИ
6. Я прочитаю стихотворение, а вы закончите.
Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо…
Жили, были серый ёж
И его (ежиха).
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже
И ребёнок был у них
Очень тихий (ёжик).
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж отец, ежиха мать
И ребёнок - (ёжик).
7. Как называют членов семьи ежа?
Мама - ежиха, папа – ёж, сынок – ежонок, ёжик.
8. Физминутка (музыкальная).
9. Как вы уже, наверное, догадались говорить мы будем о «ЕЖАХ»
Знакомство с жизнью ежа.
Кто видел и держал в руках ежа, чем он питается, как он защищается от опасностей.
Правильно ли поступают те люди, которые забирают иногда домой ежа, и чем это может грозить самому ежу и его детёнышам?
«ЁЖ - всеядное животное. Он охотится на разных насекомых, любит ягоды и фрукты, кушает разные растения чтобы принести в норку яблочко, он накалывает его на свои иголочки. У ёжика хороший слух и обоняние (нюх). Днём он предпочитает спать в норке, а ночью выходит на охоту. Детёныши ежа рождаются с мягкими иголочками и только спустя время иголки затвердеют. Зимой ёжик впадает в спячку до весны».
10. Работа по вопросам.
- Где живёт ёж?
- Опишите тело, шею, нос, уши, глаза, ноги.
- Как передвигается?
- Как ёж защищается от врагов?
- Что делает ёж зимой?
- Когда просыпается?
- Чем питается?
11. Чтение сказки Д. Хармса «Храбрый ёж».
Стоял на столе ящик.
Подошли звери к ящику, стали его осматривать, обнюхивать и облизывать.
А ящик-то вдруг – раз, два, три – и открылся.
А из ящика-то – раз, два, три – змея выскочила, испугались звери и разбежались.
Один еж не испугался, кинулся на змею и раз, два, три – загрыз ее.
А потом сел на ящик и закричал: «Кукареку!»
- Нет не так! Еж закричал: «Ав-ав-ав!»
- Нет, не так! Еж закричал: «Мяу-мяу-мяу!»
- Нет, опять не так! Я и сам не знаю как!
§ Кто знает, как ежи кричат?
12. Диалог «Лиса и ёж».
Всем ты ёж хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
- А что, лиса, я с колючками некрасивый что ли?
- Да не то чтобы некрасивый..
- Может я с колючками неуклюжий?
Да не то чтобы не уклюжий…
- Так какой же я такой с колючками – то?
- Да какой – то ты, брат с ними несъедобный…
13. А сейчас предлагаю вам нарисовать на ваших листочках «Семью ежей».
* Обобщение «Мы узнали».
Ёжик – всеядное животное. Ежей надо беречь.