Актуализация знаний | Прежде чем мы займёмся работой с главным текстом нашего урока, я предлагаю провести речевую разминку. Давайте вспомним понятия: синонимы, антонимы, текст, тема текста, идея, главная мысль. Из двух вариантов выберите тот, на котором текст. Докажите. 1.Наступила зима. У Ани живёт маленький щенок. Утром я завтракаю и иду в школу. 2. В нашем дворе много зимующих птиц. Птицы ищут корм на деревьях, под деревьями. Птицы прилетают на кормушки, созданные руками школьников. Интересно наблюдать за птицами в кормушке. -В тексте допущены грубые речевые ошибки. Какие? Исправьте ошибки, заменив слово «птицы» местоимениями или другими словами, где необходимо. Для чего мы выполняли данное задание? | Синонимы - слова, разные по звучанию, но близкие по значению Антонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные, но соотносительные друг с другом значения Тема текста — это основной вопрос, который ставит перед собой автор, или основное утверждение, которое он доказывает на протяжении целого текста Текст — это упорядоченный набор предложений, предназначенный для того, чтобы выразить некий смысл Идея - форма постижения в мысли явлений Главная мысль – это то, о чем хотел сказать автор Повтор одинаковых слов «птицы» в соседних предложениях Чтобы вспомнить что такое текст и какие у него свойства. Повторить пройденные местоимения. |
3. Постановка учебной проблемы | Даны слова: плоды, тяжесть, под, гнутся, яблоньки, к земле, стройные Используя эти слова, меняя форму, составьте предложение. - Как думаете, какая тема нашего урока? -Правильно, темой нашего урока сегодня будет работа с деформированным текстом. | Составляют предложения - Мы будем исправлять слова в предложениях и составлять их. |
4. Формулирование проблемы, планирование действия. | Творить сегодня будем в группах. Поэтому сначала вспомним «Правила работы в группе» Уважительно слушать другие группы, не перебивая отвечающего. Все дополнения только после полного ответа группы. А теперь каждая группа получает свои слова, из которых надо составить 1 предложение. Работа с карточками (приклеить слова в правильном порядке) 1) принесёт, живую, во, дворец, кто, птицу, тот, риса, получит, горсть. 2) и тут, удивился, ему, мудрец, короля, зачем, навестил, и, птиц, столько. 3) это, наставили, услышали, множество, в лесу, мальчишки, ловушек, и 4) и король, объявление, долго, такое, размышлял, придумал. 5) мне, не стреляют, их, а это, больше, живыми, мальчишки, птиц, приносят. 6) что, стреляют, узнал, мальчишки, как-то раз, птиц, он. Вы внимательно слушаете предложение группы и даёте словесную оценку, высказываете своё мнение. Проверка: группы приклеивают своё предложение на доску, зачитывают. | Ученики дружно работая в группах, выполняют заданное учителем упражнение Высказывают своё мнение и оценивают команды одноклассников. Вывешивают полученные предложения на доску |
5. Поиск решения (открытие нового знания) | - А теперь из этих предложений, которые вы составили, надо собрать текст. Проставьте номера перед предложениями, чтобы получился связный текст (сначала каждый индивидуально, затем в группе). ______ Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. ______ И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц. ______ Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек. ______ Долго размышлял король и придумал такое объявление: ______ Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми. ______ Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц. ______ Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами. Физминутка | Ученики собирают текст. Работа в группах, совещание друг с другом, высказывание своего мнения |
6. Развитие умений- применение новых знаний | - Ребята, давайте вспомним из каких частей состоит текст-повествование? - Проанализируйте структуру нашего текста. Все ли как нужно? - Выберите начало для нашей сказки из предложенных: 1) Жил-был король. Была у него красавица-дочь. Решил он найти ей достойного жениха. 2) В одной стране жил король. У него было доброе сердце Конец сказки. - Оцените действия короля. Если бы вы были тем мудрецом, что бы вы сказали королю. - Больше вреда или пользы природе принес поступок короля? Используйте в своих ответах следующие обороты: Мне кажется, … Я (не) согласен … Я хочу добавить… - Я даю вам время, чтобы вы придумали и записали концовку сказки. (на отдельном листе) - Зачитайте, что у вас получилось. Чем закончилась ваша сказка? Запись текста. (фон – спокойная музыка) | Вступление Основная часть Заключение Нет вступления и заключения Обсуждение вариантов. Доказательство. |