2. Актуализация знаний | - Перед тем, как мы приступим к новой теме, я предлагаю вам повторить уже знакомые нам буквы русского языка и звуки, которые они обозначают. Слайд № 2 -На какие две большие группы разделены наши буквы? В чем их различие? -На какие две группы делятся гласные? – Какие известные нам буквы гласных служат для обозначения на письме мягкости согласных? – В чём хитрость буквы Е? | Дети вместе с учителем повторяют по ленте букв изученный материал. На гласные и согласные. Гласные буквы обозначают гласные звуки, они отличаются тем, что они свободно произносятся не испытывая препятствий. А согласные при произношении запинаются за небо, зубы, губы, язык. Первая группа А, О, Ы,У,Ы указывают на твердость предшествующих согласных звуков. Вторая группа указывает на мягкость предшествующих согласных. И, Е Буква Е обозначает два звука [й’е], когда находится в начале слова. Когда находится после согласных, обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э]. | Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение находить ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
Формулирование цели и плана урока | Давайте составим план сегодняшнего урока. Составление плана урока. План (примерный) 3 2 Знакомство с новой буквой. Звуко-буквенный анализ слов. Знакомство с написанием буквы Я. Чтение слогов. Чтение предложений и текстов. Запись слов с непроверяемым написанием. Письмо слов, предложений и текста. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Каким кружком обозначаем такие действия? | -На уроке мы познакомимся с буквой Я и звуками, которые она обозначает. -Мы должны научиться распознавать букву Я, среди других букв, научиться читать и писать её. Дать характеристику звукам, которые обозначает эта буква -Мы планировали свою деятельность -Буква Я похожа на букву Р, с отставленной в сторону ножкой. | Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; формируем умение представлять информацию в виде схемы; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; Коммуникативные УУД: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. |
Открытие нового знания | Как вы понимаете строчку из стихотворения? Я – буква, слог и слово! Подберите слова, которые будут начинаться со звуков [й’а]. Звуко-буквенный анализ слов: сделайте подписи к картинкам в виде схем, напечатайте слова. Назовите, что нарисовано на каждом из них. (Яблоко, ягоды, яблоня.) – Произнесите слова ещё раз и назовите первые звуки в этих словах. – Что интересного услышали? – Кто знает, какой буквой на письме обозначаются эти два звука? – Найдите букву на ленте букв. Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Почему? – Отметь в дневнике. Чтение слов и слогов с буквой Я, находящейся в начале. – Какие звуки обозначает буква Я, когда стоит в начале слова? – Что такое ялик? (Ялик – лодка.) – Чем интересны первые три слова? (В них одинаковое количество букв, звуков, слогов. – Сколько звуков в слове явление? (9.) Назовите их. – Какие буквы в словах ягода, язык надо запомнить? – Составьте предложения со словами ядовит, ярко. – Прочитайте слоги, в которых буквы Е, Ё, Я находятся после букв согласных. Понаблюдайте за ними: какие звуки обозначают? (Буква Я так же, как Е, Ё, обозначает мягкость предшествующего согласного. Буква Я обозначает звук [а].) – Прочитайте слова в столбиках ниже. – Что вы знаете про зяблика, дятла? (Зяблик – зимующая птица. Дятел – лесной доктор, своим длинным клювом достаёт вредных насекомых из стволов деревьев.) Можно показать иллюстрации. 5) Упражнение на различение, какой буквой обозначен звук [а]. – Я буду называть слова, а вы – услышанные ударные гласные звуки и их буквы. Радость. (Слышим звук [а], на письме обозначается буквой А.) Рядом. (Слышим звук [а], на письме обозначается буквой Я.) Клякса. (Слышим звук [а], писать надо букву Я, в конце слова слышим звук [а], на письме обозначается буквой А.) Клад, пять, пара, парта, зяблик. – А кто знает, как пишется буква Я? | (Звуки [й’а] могут образовать целый слог, буква Я может быть целым словом. Например: Я – человек, который что-то о себе говорит.) Учащиеся записывают печатными буквами название предметов, составляют звуко-буквенную схему слова ([й’а].) 2 звука Буква Я обозначает два звука – [й’а]. | Личностные УУД: - проявление познавательного интереса к содержанию урока при работе над задания ми с буквой я. - проявление позитивного отношения к содержанию урока и адекватной самооценки своей деятельности при работе над задания ми с буквой я.; - выполнение нравственно-эстетических норм при взаимодействии с одноклассниками и учителем на уроке при работе над задания ми с буквой я. Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности совместно с учителем и при работе над задания ми с буквой я. - прогнозирование и составление алгоритма решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе над задания ми с буквой я. - контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при работе над задания ми с буквой я. - оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при работе над задания ми с буквой я. Познавательные УУД - знаково-символическое моделирование при работе над задания ми с буквой я. - поиск и выделение необходимой информации при работе над задания ми с буквой я. - умение структурировать знания при работе над задания ми с буквой я. - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при работе над задания ми с буквой я.; - выбор наиболее эффективных способов при работе над задания ми с буквой я. - смысловое чтение при работе над задания ми с буквой я. Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при составлении таблицы при работе над задания ми с буквой я. - выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство при работе над задания ми с буквой я. Коммуникативные УУД: - выполнение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками; - умение формулировать собственное мнение, договариваться и задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера; - использовать в общении правила вежливости, использовать в общении простые речевые средства передачи своего мнения при работе над задания ми с буквой я. |