- Назовите слово, в котором все согласные звуки твёрдые?
- Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв.
- Разделите слова на слоги. (Проверка по образцу)
- Как определили в словах количество слогов?
(Сколько в слове гласных, столько и слогов)
III. Изучение нового материала
1.Постановка проблемного вопроса
СЛАЙД 7
Лунтик проснулся сегодня и увидел над собой прекрасное голубое небо. Он даже придумал предложение. А какое – вы сами догадаетесь, если составите его из слов, записанных на карточках.
( РАБОТА В ПАРАХ. На партах карточки со словами, дети, обсуждая в парах, составляют предложение)
ПЛЫВУТ, НЕБУ, СИНЕМУ, ПО, ОБЛАКА СЛАЙД 8
- Какое предложение у вас получилось?
По синему небу плывут облака.СЛАЙД 9
- Лунтик решил записать это предложение и отправить письмо своему другу кузнечику Кузе. СЛАЙД 10
- Но, что это? Последнее слово не помещается на строчке. Как быть?
- Что вы посоветуете Лунтику? (разделить слово на части, перенести)
- А как вы думаете, переносить слова нужно по правилу или так, как захочется?
- Да, переносить слова надо по правилам.
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
- Какие цели мы поставим?
- Чему будем учиться? (Будем учиться переносить слова)
- Тема нашего урока «Перенос слов».СЛАЙД 11- 12
- Прочитайте текст, записанный на карточке. Понаблюдайте, поразмышляйте, и может быть кто-то сможет сделать вывод, как надо переносить слова.
РАБОТА В ПАРАХ
Карточка:
У ро|-зы ост|ры|е ши|-пы.
Бро|-дит ста|-до по лу|-гам. СЛАЙД 13
( Учитель ходит по рядам, слушает обсуждение в парах)
- Правильно, слова надо переносить по слогам. Давайте, научимся сами и поучим Лунтика переносить слова.
СЛАЙД14
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.
А теперь поможем Лунтику дописать предложение.
- Посмотрите на предложение, которое вы составили. Возьмите ножницы и покажите, как можно перенести последнее слово.
(РАБОТА В ПАРАХ. Дети моделируют перенос слова облака.)
Проверка по СЛАЙДУ 15
Запишите это предложение в тетрадь. Знак переноса будем обозначать черточкой. СЛАЙД 16
Упражнения на закрепление правила переноса.
- Лунтик рад, он узнал первое правило переноса слов.
Он сразу же захотел рассказать это правило своим друзьям. СЛАЙД 17
Он побежал по самой короткой дорожке, но на пути оказалось болото. Мы поможем Лунтику перебраться через болото, если выполним задание.
Разделить слова для переноса: ручей, пень, болото, лес.
- На доске слова. Их нужно разделить на части, чтобы хватило на каждую кочку.
Учитель с помощью детей режет слова ножницами на части. Слова пень и лес не делятся.
- Лунтик перебрался через болото и увидел Кузю и рассказал ему о своем открытии. СЛАЙД 18
- Что рассказал Лунтик Кузе?
Вывод: слово из одного слога не переносится. СЛАЙД 19
- Запишите эти слова в тетрадь, разделив черточками для переноса.
(Учитель показывает на доске)
ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 20
2. Работа по теме урока.
Открытие нового знания.
- СЛАЙД 21 -Ребята, как вы думаете, есть ли ещё правила переноса слов?
- Сейчас мы в этом убедимся!
Вы будете работать в группах.
Вспомним правила работы в группе. СЛАЙД 22
А план работы такой: СЛАЙД 23
Прочитать слова.
Обратить внимание на выделенные буквы.
Посмотреть, где стоит знак переноса.
Сделать вывод.
У вас должно получиться правило переноса слов.
(каждая группа получает карточки с заданием)
3. Предъявление результата.
- Слушаем результаты работы групп. СЛАЙД 24-29
IV. Применение новых знаний.
Пчелёнок, друг Лунтика, ходит в Пчелиную Школу. Там он тоже изучал перенос слов. Послушайте, какая история с ним вышла. СЛАЙД 30
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес:
е – два,
И получил за это «два»,
Укол я перенес:
у – кол –
И получил за это «кол».
Опять я перенес:
о – пять,
Теперь, наверно, будет «пять»?!
- Какое правило переноса нарушил Пчелёнок, что нельзя делать при переносе слов по слогам? (одну букву оставлять на строке)
Божья коровка Мила решила потренировать своих друзей, чтобы они больше никогда не ошибались. Давайте мы выполним эти задания вместе с Кузей и Лунтиком. СЛАЙД 31
Самостоятельная работа. Выполнение разноуровневых заданий на карточках.
Раздели слова для переноса: весна, окно, грачи, лейка.
Раздели слова для переноса, где это возможно: чайка, Ира, ледок, сосулька, лёд.
Задание: найти одушевлённые предметы;
1 вариант – выписать слова, которые нельзя делить;
2 вариант – выписать слова, разделить черточкой для переноса.