kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока в 5 классе «Назначение буфера обмена. Действия с фрагментами текста: вставка, замена, удаление, перемещение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе

 «Назначение буфера обмена.  Действия с фрагментами текста: вставка, замена, удаление, перемещение»

Цель  урока: научить ребят работать с буфером обмена в текстовом редакторе Блокнот.

Задачи:

Общеобразовательные:

  • ввести понятие фрагмент текста, буфер обмена,
  •  объяснить правила работы с буфером обмена и основные правила действия с фрагментами текста,
  • отработать практические навыки работы с фрагментами текста с помощью буфера обмена,
  • продолжить отработку навыков ввода и  редактирования текста.

Развивающие:

  • развитие творческого потенциала учащихся,
  • развитие логического мышления учащихся,
  • развитие памяти, внимания,
  • развитие мелкой моторики пальцев рук.

Воспитательная цель:

  • восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека.

Оздоровительные:

  • соблюдать допустимое количество времени  работы за компьютерами учениками 5 класса (не более 20 мин),
  • следить за сменой видов учебной деятельности учащихся на уроке,
  • следить за правильной посадкой учащихся за партами и на рабочем месте во время работы с компьютером

Оборудование урока:

  1. Учебник «Информатика и ИКТ» 5 класс под ред. Н.В. Макаровой.
  2. Презентация  к уроку по теме «Буфер обмена. Действия с фрагментами текста: вставка, замена, удаление, перемещение».
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Интерактивная доска.
  5. Персональные компьютеры.
  6. Раздаточный материал.

Виды работ, используемые на уроке:

  1. Индивидуальная работа.
  2. Проблемное обучение.
  3. Исследовательская работа.

Тип урока: комбинированный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент урока (3 мин)

Ребята!  Сегодня на уроке мы продолжим изучать приёмы редактирования текста на компьютере. Но для того, что чтобы это сделать, нам необходимо вспомнить основные моменты изученного вами ранее материала по обработке текстовой информации с помощью компьютера.

II. Повторение пройденного материала

 Устный опрос.

Для того чтобы быстро повторить ранее изученный материал я предлагаю вам   отгадать загадку (слайд 2), ответить на вопросы (слайды 3).

Далее предлагается индивидуальное задание. Раздаются карточки с тестовыми вопросами (на проверку знания назначения клавиш клавиатуры).

III. Актуализация знаний учащихся (3 мин.)

  Итак, мы с вами на предыдущем занятии научились редактировать текстовый документ.

IV. Изучение нового материала

Объяснение нового материала сопровождается показом практических действий на интерактивной доске.

Ребята! Мы с вами часто встречаемся с понятием фрагмент. Скажите, пожалуйста, в какой области, на каких учебных предметах вы встречаете (музыка – фрагмент песни, музыкального произведения, фрагмент фотографии, картины, рисунка, фрагмент фильма…). (Слайды 5, 6)

Мы можем сказать, что фрагмент – это часть чего-либо.

Мы с вами познакомимся с компьютерным понятием фрагмент.

В текстовом документе фрагмент (блок) – это последовательность символов (слово, строка, абзац, страница, весь текст). (Слайд 7)

Фрагмент текста можно выделять, удалять, переносить, копировать. Прежде чем выполнить действие с фрагментом, его необходимо выделить.

На предыдущем занятии мы научились выделять текст. Давайте вспомним, как это делается с помощью мыши и с помощью клавиш клавиатуры. Текстовый файл «Фрагмент сказки» (находится на Рабочем столе).  Выделить слово «Фрагмент», затем снять выделение, выделить первую строку, снять выделение.

Далее рассмотрим способы удаления фрагмента:

  1. с помощью клавиши Delete: выделить фрагмент текста и нажать клавишу Delete;
  2. выделить фрагмент текста и выполнить в меню Правка команду «Вырезать».

Попробуем это сделать практически: в открытом текстовом файле удалите слово «Фрагмент» с помощью клавиши Delete, а затем оставшуюся на этой строке фразу - с помощью команды «Вырезать». (Учитель выполняет действия на интерактивной доске, учащиеся – на своих компьютерах).

Физкультминутка.

Учитель читает стихотворение (Слайд 8):

Шли семеро стариков,

Говорили про горох.

Первый говорит: «Горох хорош!»

Второй говорит: «Горох хорош!»

Третий говорит: «Горох хорош!»

Четвёртый говорит: «Горох хорош!»

Пятый говорит: «Горох хорош!»

Шестой говорит: «Горох хорош!»

Седьмой говорит: «Горох хорош!»

Какая фраза здесь повторяется? (говорит: «Горох хорош!»)

Удобно эту фразу писать семь раз? (нет)

Для того чтобы повторяющиеся слова или фразы не печатать в тексте заново, используется действие Копирование.

Вначале мы познакомимся с понятием Буфер обмена. (Слайд 9)

Буфер обмена – это специальная область памяти компьютера. Буфер обмена – специальная память для копирования информации, подобна волшебному карману или конверту. Если положить в этот карман информацию, то потом можно много раз доставать её и вставлять туда, куда нам надо.

Копирование фрагмента – это помещение его копии в буфер обмена, сам фрагмент остается в документе.

На примере этого стихотворения рассмотрим порядок копирования фрагмента (см. раздаточный материал):

  • выделить фрагмент;
  • выполнить в меню Правка команду Копировать;
  • установить курсор в позицию вставки;
  • выбрать в меню Правка команду Вставить.

Откроем файл «Семь стариков» (на Рабочем столе). Дополним строчки стихотворения (Первый, Третий, Второй).

Заметим, что у нас неправильный порядок строк в стихотворении (Третий, затем Второй). Менять строки мы не будем, т.к. у нас фразы повторяются, достаточно поменять местами слова «Второй» и «Третий». Здесь надо использовать действие «Перемещение».

Перемещение фрагмента – это одновременное помещение его в буфер обмена и вырезание из документа.

Порядок перемещения фрагмента (см. раздаточный материал):

  • выделить фрагмент;
  • выполнить в меню Правка команду «Вырезать»;
  • установить курсор в позицию вставки;
  • выбрать в меню правка команду «Вставить».

Поменяем вместе местами слова «Второй» и «Третий».

V. Закрепление материала

Учащимся предлагается для закрепления материала самостоятельно закончить печатать стихотворение по семь стариков (образец стихотворения в раздаточном материале).

VI. Самостоятельная работа

В качестве самостоятельной работы учащимся предлагается  практическая работа на карточках (разного уровня).

VII. Обобщение урока (2–3 мин.)

Ответим на вопросы (Слайд 10):

  • Что такое фрагмент документа?
  • Что понимается под буфером обмена?
  • Как вставить в нужное место копию фрагмента текста?
  • Как удалить фрагмент текста (2 способа)?

VIII. Подведение итогов урока (выставление оценок)

– А сейчас мы подведем итог нашего урока. На уроке все ученики работали хорошо, активно и получили следующие оценки. (Комментируются оценки, выставляемые за урок).

Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться. Оцените себя, используя смайлики. Я предлагаю  вам показать мне и друзьям смайлик в зависимости от того, как вы оцениваете своё настроение в конце нашего урока.

IX. Задание на дом

§1.9,  стр. 24 – 25  учебника (слайд 11).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 5 классе «Назначение буфера обмена. Действия с фрагментами текста: вставка, замена, удаление, перемещение» »

Конспект урока в 5 классе

«Назначение буфера обмена. Действия с фрагментами текста: вставка, замена, удаление, перемещение»


Цель урока: научить ребят работать с буфером обмена в текстовом редакторе Блокнот.

Общеобразовательная цель:

  • ввести понятие фрагмент текста, буфер обмена,

  • объяснить правила работы с буфером обмена и основные правила действия с фрагментами текста,

  • отработать практические навыки работы с фрагментами текста с помощью буфера обмена,

  • продолжить отработку навыков ввода и редактирования текста.

Развивающая цель:

  • развитие творческого потенциала учащихся,

  • развитие логического мышления учащихся,

  • развитие памяти, внимания,

  • развитие мелкой моторики пальцев рук.

Воспитательная цель:

  • восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека.

Оздоровительная цель:

  • соблюдать допустимое количество времени работы за компьютерами учениками 5 класса (не более 20 мин),

  • следить за сменой видов учебной деятельности учащихся на уроке,

  • следить за правильной посадкой учащихся за партами и на рабочем месте во время работы с компьютером



Оборудование урока:

  1. Учебник «Информатика и ИКТ» 5 класс под ред. Н.В. Макаровой.

  2. Презентация к уроку по теме «Буфер обмена. Действия с фрагментами текста: вставка, замена, удаление, перемещение».

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Интерактивная доска.

  5. Персональные компьютеры.

  6. Раздаточный материал.

Виды работ, используемые на уроке:

  1. Индивидуальная работа.

  2. Проблемное обучение.

  3. Исследовательская работа.

Тип урока: комбинированный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент урока (3 мин)

Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучать приёмы редактирования текста на компьютере. Но для того, что чтобы это сделать, нам необходимо вспомнить основные моменты изученного вами ранее материала по обработке текстовой информации с помощью компьютера.


II. Повторение пройденного материала

Устный опрос.

Для того чтобы быстро повторить ранее изученный материал я предлагаю вам отгадать загадку (слайд 2), ответить на вопросы (слайды 3).

Далее предлагается индивидуальное задание. Раздаются карточки с тестовыми вопросами (на проверку знания назначения клавиш клавиатуры).


III. Актуализация знаний учащихся (3 мин.)

Итак, мы с вами на предыдущем занятии научились редактировать текстовый документ.


IV. Изучение нового материала

Объяснение нового материала сопровождается показом практических действий на интерактивной доске.

Ребята! Мы с вами часто встречаемся с понятием фрагмент. Скажите, пожалуйста, в какой области, на каких учебных предметах вы встречаете (музыка – фрагмент песни, музыкального произведения, фрагмент фотографии, картины, рисунка, фрагмент фильма…). (Слайды 5, 6)

Мы можем сказать, что фрагмент – это часть чего-либо.

Мы с вами познакомимся с компьютерным понятием фрагмент.

В текстовом документе фрагмент (блок) – это последовательность символов (слово, строка, абзац, страница, весь текст). (Слайд 7)

Фрагмент текста можно выделять, удалять, переносить, копировать. Прежде чем выполнить действие с фрагментом, его необходимо выделить.

На предыдущем занятии мы научились выделять текст. Давайте вспомним, как это делается с помощью мыши и с помощью клавиш клавиатуры. Текстовый файл «Фрагмент сказки» (находится на Рабочем столе). Выделить слово «Фрагмент», затем снять выделение, выделить первую строку, снять выделение.

Далее рассмотрим способы удаления фрагмента:

  1. с помощью клавиши Delete: выделить фрагмент текста и нажать клавишу Delete;

  2. выделить фрагмент текста и выполнить в меню Правка команду «Вырезать».

Попробуем это сделать практически: в открытом текстовом файле удалите слово «Фрагмент» с помощью клавиши Delete, а затем оставшуюся на этой строке фразу - с помощью команды «Вырезать». (Учитель выполняет действия на интерактивной доске, учащиеся – на своих компьютерах).

Физкультминутка.

Учитель читает стихотворение (Слайд 8):

Шли семеро стариков,

Говорили про горох.

Первый говорит: «Горох хорош!»

Второй говорит: «Горох хорош!»

Третий говорит: «Горох хорош!»

Четвёртый говорит: «Горох хорош!»

Пятый говорит: «Горох хорош!»

Шестой говорит: «Горох хорош!»

Седьмой говорит: «Горох хорош!»

Какая фраза здесь повторяется? (говорит: «Горох хорош!»)

Удобно эту фразу писать семь раз? (нет)

Для того чтобы повторяющиеся слова или фразы не печатать в тексте заново, используется действие Копирование.

Вначале мы познакомимся с понятием Буфер обмена. (Слайд 9)

Буфер обмена – это специальная область памяти компьютера. Буфер обмена – специальная память для копирования информации, подобна волшебному карману или конверту. Если положить в этот карман информацию, то потом можно много раз доставать её и вставлять туда, куда нам надо.

Копирование фрагмента – это помещение его копии в буфер обмена, сам фрагмент остается в документе.

На примере этого стихотворения рассмотрим порядок копирования фрагмента (см. раздаточный материал):

  • выделить фрагмент;

  • выполнить в меню Правка команду Копировать;

  • установить курсор в позицию вставки;

  • выбрать в меню Правка команду Вставить.

Откроем файл «Семь стариков» (на Рабочем столе). Дополним строчки стихотворения (Первый, Третий, Второй).

Заметим, что у нас неправильный порядок строк в стихотворении (Третий, затем Второй). Менять строки мы не будем, т.к. у нас фразы повторяются, достаточно поменять местами слова «Второй» и «Третий». Здесь надо использовать действие «Перемещение».

Перемещение фрагмента – это одновременное помещение его в буфер обмена и вырезание из документа.

Порядок перемещения фрагмента (см. раздаточный материал):

  • выделить фрагмент;

  • выполнить в меню Правка команду «Вырезать»;

  • установить курсор в позицию вставки;

  • выбрать в меню правка команду «Вставить».

Поменяем вместе местами слова «Второй» и «Третий».

V. Закрепление материала

Учащимся предлагается для закрепления материала самостоятельно закончить печатать стихотворение по семь стариков (образец стихотворения в раздаточном материале).

VI. Самостоятельная работа

В качестве самостоятельной работы учащимся предлагается практическая работа на карточках (разного уровня).

VII. Обобщение урока (2–3 мин.)

Ответим на вопросы (Слайд 10):

  • Что такое фрагмент документа?

  • Что понимается под буфером обмена?

  • Как вставить в нужное место копию фрагмента текста?

  • Как удалить фрагмент текста (2 способа)?

VIII. Подведение итогов урока (выставление оценок)

– А сейчас мы подведем итог нашего урока. На уроке все ученики работали хорошо, активно и получили следующие оценки. (Комментируются оценки, выставляемые за урок).

Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться. Оцените себя, используя смайлики. Я предлагаю вам показать мне и друзьям смайлик в зависимости от того, как вы оцениваете своё настроение в конце нашего урока.

IX. Задание на дом

§1.9, стр. 24 – 25 учебника (слайд 11).



Презентация к уроку


Слайд 1


Слайд 2

Слайд 3


Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7


Слайд 8

Слайд 9


Слайд 10

Слайд 11


Слайд 12


Приложение 1

Образец

Шли семеро стариков,

Говорили про горох.

Первый говорит: «Горох хорош!»

Второй говорит: «Горох хорош!»

Третий говорит: «Горох хорош!»

Четвёртый говорит: «Горох хорош!»

Пятый говорит: «Горох хорош!»

Шестой говорит: «Горох хорош!»

Седьмой говорит: «Горох хорош!»

Компьютерный вариант (файле .txt)

Шли семеро стариков,

Говорили про горох.

Первый

Третий

Второй

Четвёртый

Пятый

Седьмой

Шестой



говорит: «Горох хорош!»








5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мелихова Ольга Геннадьевна

Дата: 21.05.2015

Номер свидетельства: 214126


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства