kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока химии "Вода в природе" (с использованием технологий критического мышления)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Химия

Класс: 8

Тема урока: Вода в природе. Физические свойства и применение воды (с использованием технологии критического мышления).

Цели и задачи урока: 1) Обобщить и систематизировать знания учащихся о распространенности воды в природе, а также о ее физи­ческих свойствах.

2) Рассмотреть области применения воды, а также эко­логические проблемы, связанные с водой.

3) Привести учащихся к умению создавать проблемные ситуации и видеть пути их решения.

4) Обучать аргументированно защищать свою точку зрения.

5) Развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: Компьютер, проектор, электронные модули «Вода – важнейшая жидкость на Земле», «Аномальные физические свойства воды», «Применение воды и круговорот воды в природе», листы ватмана или формата А3, маркеры.

Используемые технологии критического мышления: метод ассоциаций, кластер, синквейн.

Ход урока

I. Этап «Вызов» (побуждение).

1. Разбивка класса на 3 группы.

2. Учитель сообщает, что урок будет посвящен воде, и просит учащихся в группах привести ассоциации на данную тему.

3.

1) Ученики, сначала каждый индивидуально, приводят примеры ассоциаций на тему «Вода».

2) Обмен информацией в парах.

3) Знакомство с ассоциациями в группе, обсуждение, перенос итоговых ассоциаций на постер.

4. Учитель предлагает озвучить постер с ассоциациями на доске, сказав, что они нам понадобятся в конце урока. Происходит работа у доски в последовательности групп.

Если нет вопросов на данном этапе урока, переходим к следующему этапу урока.

II. Этап «Осмысление»

1. Учитель предлагает ученикам самостоятельно изучить текст учебника по теме.

Группа 1 читает 1-ую часть текста «Вода в природе».

Группа 2 читает 2-ую часть текста «Физические свойства воды».

Группа 3 читает 3-ую часть текста «Применение воды».

2. Обсуждение в каждой группе своей части текста.

3. После работы над текстом каждая группа строит подробный кластер по своей теме (своя часть текста).

4. Обобщение кластера у доски в последовательности групп. Все группы строят на доске общий кластер по теме, объединяя свои части кластера.

(На доске начальный кластер)

5. Группы изучают электронные модули по разделу.

6. Далее, продолжая направления кластера, ученики распределяют новые полученные знания из текста, электронных модулей и ассоциации, предложенные ранее, выбирая те, которые наиболее полно раскрывают тему урока.

7. Ученики сравнивают ассоциации, предложенные вначале, и выясняют, на все ли вопросы получены ответы.

III. Этап «Рефлексия»

1. Ученикам на данном этапе предлагается подвести итог, выполнив синквейн.

1) Ученики работают сначала каждый индивидуально.

На 1-й строчке записываем одно слово – существительное. Это тема урока.

На 2-й строчке записываем два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На 3-й строчке записываем три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На 4-й строчке размещаем фразу, состоящую из нескольких слов, с помощью которой ученик выражает свое отношение к теме.

5-ая строчка – слово-резюме, вывод.

2) Обмен информацией в парах.

3) Знакомство с синквейнами в группе, обсуждение, перенос итогового синквейна на постер и его озвучивание.

2. Подводится итог урока и проводится оценивание учащихся.

Домашнее задание

Ученикам предлагается дать ответ на вопрос «Проблемы сокращения пресной воды и вызванные этим последствия для всего живого на Земле».

В приложении даны примеры ассоциаций, кластеров и синквейна групп.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока химии "Вода в природе" (с использованием технологий критического мышления) »

Зотов Алексей Анатольевич, учитель химии 1-й категории

Республика Казахстан, Акмолинская область, г.Акколь,

ГУ «Аккольская средняя школа №4».

Предмет: Химия

Класс: 8

Тема урока: Вода в природе. Физические свойства и применение воды (с использованием технологий критического мышления).

Цели и задачи урока: 1) Обобщить и систематизировать знания учащихся о распространенности воды в природе, а также о ее физи­ческих свойствах.

2) Рассмотреть области применения воды, а также эко­логические проблемы, связанные с водой.

3) Привести учащихся к умению создавать проблемные ситуации и видеть пути их решения.

4) Обучать аргументированно защищать свою точку зрения.

5) Развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: Компьютер, проектор, электронные модули «Вода – важнейшая жидкость на Земле», «Аномальные физические свойства воды», «Применение воды и круговорот воды в природе», листы ватмана или формата А3, маркеры.

Используемые технологии критического мышления: метод ассоциаций, кластер, синквейн.


Ход урока

I. Этап «Вызов» (побуждение).

1. Разбивка класса на 3 группы.

2. Учитель сообщает, что урок будет посвящен воде, и просит учащихся в группах привести ассоциации на данную тему.

3.

1) Ученики, сначала каждый индивидуально, приводят примеры ассоциаций на тему «Вода».

2) Обмен информацией в парах.

3) Знакомство с ассоциациями в группе, обсуждение, перенос итоговых ассоциаций на постер.


4. Учитель предлагает озвучить постер с ассоциациями на доске, сказав, что они нам понадобятся в конце урока. Происходит работа у доски в последовательности групп.

Если нет вопросов на данном этапе урока, переходим к следующему этапу урока.


II. Этап «Осмысление»

1. Учитель предлагает ученикам самостоятельно изучить текст учебника по теме.


Группа 1 читает 1-ую часть текста «Вода в природе».

Группа 2 читает 2-ую часть текста «Физические свойства воды».

Группа 3 читает 3-ую часть текста «Применение воды».


2. Обсуждение в каждой группе своей части текста.


3. После работы над текстом каждая группа строит подробный кластер по своей теме (своя часть текста).


4. Обобщение кластера у доски в последовательности групп. Все группы строят на доске общий кластер по теме, объединяя свои части кластера.

(На доске начальный кластер)

5. Группы изучают электронные модули по разделу.


6. Далее, продолжая направления кластера, ученики распределяют новые полученные знания из текста, электронных модулей и ассоциации, предложенные ранее, выбирая те, которые наиболее полно раскрывают тему урока.


7. Ученики сравнивают ассоциации, предложенные вначале, и выясняют, на все ли вопросы получены ответы.


III. Этап «Рефлексия»

1. Ученикам на данном этапе предлагается подвести итог, выполнив синквейн.

1) Ученики работают сначала каждый индивидуально.

На 1-й строчке записываем одно слово – существительное. Это тема урока.

На 2-й строчке записываем два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На 3-й строчке записываем три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На 4-й строчке размещаем фразу, состоящую из нескольких слов, с помощью которой ученик выражает свое отношение к теме.

5-ая строчка – слово-резюме, вывод.


2) Обмен информацией в парах.

3) Знакомство с синквейнами в группе, обсуждение, перенос итогового синквейна на постер и его озвучивание.


2. Подводится итог урока и проводится оценивание учащихся.


Домашнее задание

Ученикам предлагается дать ответ на вопрос «Проблемы сокращения пресной воды и вызванные этим последствия для всего живого на Земле».



ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примеры ассоциаций на тему «Вода»

жидкость

море

река

жажда

лёд

огонь

кран

стакан

океан

влага

питьё

капля

жизнь

озеро

пар

родник

душ

рыба

дождь

испарение

молекула

снег

минералка

текучесть

ванна

прозрачность

кипение

влажность

раствор

фильтр

труба

водопровод

плотность

роса

круговорот

наводнение


ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Опорный текст

1. Вода в природе. Особую роль на нашей планете играет вода. Океан занимает 71% поверхности Земли. Большие за­пасы воды на земле создают впечатление об ее неисчерпаемости. Однако в действительности на воду во всех ее состояниях приходится меньше 0,001 массы планеты, и только незначительная часть запасов воды оказывается доступной и пригодной для практического использования. Из всех жидкостей вода служит наилучшим растворителем, обладает наибольшей тепло­емкостью. Вода входит в состав клеток и тканей любого животного и растения. Например, тело человеческого трехдневного зародыша на 97% состоит из воды, тело взрослого человека — на 60-80%. В огурцах, салате вода составляет 95% их массы, в помидорах, моркови — 90%. Физиологиче­скую потребность живого организма в воде можно удовлетворить только водой и ничем иным. Процесс пищеварения у человека протекает при уча­стии не менее 9—10 л воды в сутки. Потеря 10—20% воды животным орга­низмом ведет к его смерти.

Океаны и моря благодаря большой теплоемкости воды являются акку­муляторами тепла и способны даже изменять климат на планете.

Вода распределена по планете не­равномерно. Основную часть воды содержат океаны (97,4%), на суше со­держится небольшая часть воды - 2,6%. Причем из этой воды большая часть малодоступна (ледники, снега, грунтовые воды). Только очень малая часть всего влагозапаса (0,014%) доступна людям. Есть много районов на Земле, где воды катастрофически не хватает, в других местах она потеряла свои ценные качества и стала непригодной из-за неразумной дея­тельности человека. В соответствии с эволюционной теорией жизнь на Земле зародилась в воде. Она считается первичной средой для эволюции органического мира и входит в состав всех живых организмов.

В качестве одного из главных доказательств этого используется то, что по химическому составу некоторых растворенных солей морская вода (где предполагается развитие земной, начальной жизни) очень близка по этим показателям к человеческой крови:


Химический состав мирового океана и крови человека


Химический элемент

Доля (в%) от суммы растворенных солей в

Воде Мирового океана

Крови человека __

Хлор

55,0

49,3

Натрий

30,6

30,0

Кислород

5,6

9,9

Калий

1,1

1,8

Кальций

1,2

0,8


Вода является единственным веществом, существующим в природе в 3 агрегатных состояниях, поэтому, говоря о свойствах воды, необходимо его уточнять.

Разница между питьевой и дистиллированной во­дой существенна. Дистилляция воды протекает в естественных условиях на Земле, когда под действием солнечного тепла идет испарение воды с повер­хности океанов, морей и т.д. Таким образом, вода освобождается от раство­ренных в ней примесей. Происходит круговорот воды в природе.

2. Физические свойства воды. Когда говорят о физических свойствах воды, то имеют в виду свойства дистиллированной воды. Вода выделяется среди других жидкостей по сво­им физическим свойствам, от которых в большой степени зависит и ее огромная роль в жизни земного шара. Свойства воды зависят от ее агрегатного состо­яния.

Зависимость свойств воды от ее состояния.


Состояние

Плотность, г/см3

Стандартная теплоемкость, Дж/(к • моль)

Газ

0,5977•10-3 (100 °С)

33,6

Жидкость

0,99987 (0 °С)

75,3

Кристалл

0,9168 (0 °С)

37,7


Физические свойства воды служат эталоном для других веществ (плотность, температура кипения (градус Цельсия)).

Вода - жидкость без запаха, вкуса, цвета (в толстых слоях голубоватая); плотность ρ = 1,000 г/см3 (при 3,98°С), Тплавл. = 0°C, Ткип = 100°C.


3. Применение воды. Вода используется в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве - где угодно.

В теплоэнергетике вода - теплоноситель и рабочее тело. Тепловые электростанции используют на производство одного гигаватта электроэнергии 32-42 м3 в секунду воды. В частности, на охлаждение конденсатора турбины только одного энергоблока используется от 6 до 10 тыс.м3/ч. В металлургии вода используется для охлаждения оборудования, как теплоноситель и как рабочее тело для ТЭС, которые есть на каждом металлургическом комбинате, но не относятся к Министерству энергетики. То есть, не учтены в вышеприведенных цифрах. Только на охлаждение одной доменной печи используется до 10 тыс.м3/ч.

В химии вода - растворитель; один из реагентов некоторых химических реакций; "транспортное средство", то есть среда, позволяющая перемещать реагенты, продукты реакции из одного технологического аппарата в другой; теплоноситель и хладагент в тепловых процессах. В конечном итоге, вывод в окружающую среду жидких отходов производства осуществляется тоже в виде водных растворов и суспензий.

В медицине вода - растворитель, лекарственное средство, средство санитарии и гигиены, "транспортное средство". Повышение уровня медицинского обслуживания и рост народонаселения планеты Земля естественным образом ведет к росту водопотребления на медицинские цели.

В сельском хозяйстве вода - транспортное средство питательных веществ к клеткам растений и животных, участник обменных реакций, участник процесса фотосинтеза, реакций гидролиза, регулятор температуры живых организмов. Объемы воды, которые затрачиваются для полива сельскохозяйственных растений, при кормлении животных, птицы, не уступают объемам, используемым промышленностью.

В быту вода - средство санитарии и гигиены, участник химических реакций, протекающих при приготовлении пищи, теплоноситель, транспортное средство, удаляющее продукты жизнедеятельности человека в канализацию. Норма водопотребления на одного человека существенно разная по отдельным городам.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Итоговый кластер


ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Итоговый кластер с учетом ассоциаций (пример одной из групп).




ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Итоговый синквейн учащихся.


ВОДА

важная

питьевая

защищает

утоляет жажду

обогревает

Самое нужное вещество на Земле

ЖИЗНЬ



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Зотов Алексей Анатольевич

Дата: 11.10.2014

Номер свидетельства: 118106


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства