Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Слова с удвоенными согласными"»
Тема:«Слова с удвоенными согласными»
Тип урока: открытие нового знания.
УМК: Школа России.Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс
Цель: познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными и способах их переноса.
Планируемые результаты:
Предметные: слышать и правильно обозначать слова с удвоенными согласными на письме.
Личностные: аргументировано отвечать и доказывать свое мнение;
Универсальные учебные действия:
Регулятивные
• определяет цель деятельности на уроке;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
Познавательные
• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные
• слушать и понимать речь других;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
Задачи педагога: 1. Формировать новые способы действий, обучать работе по плану; познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух. 2. Формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами; способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение звукобуквенного разбора слов;
учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения. 3. Совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка.
СЛ.1. Вы пришли сюда … (учиться).
Не лениться … (а трудиться).
Работать как? … (старательно)
А слушать как? … (внимательно)
А вы сегодня улыбались?
Подарите улыбку друг другу.
Какое волшебство может совершить улыбка? (поднять настроение).
Для чего необходимо хорошее настроение на уроке? (чтобы хорошо работалось, интереснее было получать знания)
Зачем нужны знания? (Чтобы быть умным, образованным.)
Чтобы нам интереснее было работать на уроке русского языка мы, представим себя пчелками.
II. Чистописание.
Игра «Соберём улей»
- Пчёлы – это насекомые, которые живут большими и дружными семьями в специальных домиках - ульях. Итак, мы сейчас пчёлки-строители. Строим аккуратно и красиво (Сл.2-3)
На экране: ллжж кк бб мм.
- Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.
- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные)
- Определите закономерность написания букв? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)
- Расположите буквы в алфавитном порядке бб жж кк лл мм нн пп СС
-На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буковки.
-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.
- Найдите лучшую пару букв, подчеркните их карандашом.
-Вы довольны своей работой? На полях поставьте улыбочку.
III. Работа по теме урока.
1. Наблюдение за удвоенным согласным (фронтальная работа)
(Сл.5-8)
Во мне два Ка, не забывайте!
Таким, как я, всегда бывайте!
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом ...(аккуратный)
Проста загадка и легка
Пишусь всегда через два «ка» И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я… (хоккей).
3. В магазин с сестрой ходили,Всё, что надо, там купили. За батон, бутылку кваса Деньги заплатили в… (кассу).
4. Он на вокзале есть всегда, К нему подходят поезда, Двойное «эр» содержит он
И называется…. (перрон).
Какую закономерность вы заметили? Все слова-отгадки имеют удвоенный согласный.
2. Самоопределение к деятельности (Сл.9)
-Значит сегодня на уроке мы будем работать с какими словами? (Со словами, которые имеют удвоенный согласный).
- Кто из вас сможет сформулировать тему урока? - Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?
- Откройте учебник на стр. 117. - Объясните значение слова «удвоенные». (Две одинаковые буквы рядом)
3. Постановка цели и задач урока. (Сл.10-13)
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова
Познакомиться…со словами с удвоенной согласной
Научиться…правильно, писать эти слова
А еще мы научимся переносить слова с удвоенной согласной с одной строки на другую.
- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше таких слов.
4. Работа по учебнику.
-Пчёлы делают полезную работу. Они опыляют растения, собирая нектар. Итак, пчёлки, в путь – собирать с цветов нектар.
(Дети по очереди у доски читают на цветах слово и объясняют его лексическое значение)
Класс - кабинет или группа обучающихся
Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции.
Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.
Килограмм – единица массы равная 1000 грамм.
Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью.
Ссора – состояние взаимной вражды.
Грипп - заболевание
Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.
Тонна – единица массы равна 1000 кг
Доллар – денежная единица США.
Шоссе – проезжая часть
Аппетит – желание есть.
Упр. 188
-За лето пчелы делают разную работу очень аккуратно и исправно. И перед вами стоит задача – собрать запасы на зиму.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа и поставьте улыбочку на полях.
- Можно ли слова с удвоенными согласными тоже назвать словарными? Почему?( Их написание нужно запомнить или посмотреть в орфографическом словаре)
5. Работа со словарным словом
- Пчелы работают только в ясный солнечный день. А наше солнышко спряталось за тучку. Нам нужно, чтобы солнышко выглянуло из-за тучки. Для этого прочитайте правило на стр. 117.
- Значит, это орфограмма, какая? (удвоенные согласные)
-Итак, как поступать со словами с удвоенными согласными? (Запомнить или проверить по словарю)
- Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136
- Возьмите в руки простой карандаш найдите слова с удвоенной согласной и подчеркните их.
- Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?
- Класс, Россия, русский, суббота.
- С каким словом мы сегодня поработаем? Помогли солнышку выйти из-за тучки.
- Суббота. (Разместить слово на доске вместе с солнышком)
- Выпишите это слово.
- Кто знает лексическое значение слова?
- Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем. – Разделим слово СУББОТА по слогам
Суб|бо|та – 3 слога.
Составим предложение со словом СУББОТА.
Кто запомнил написание слова СУББОТА, поставьте улыбочку на полях.
6.Физкультминутка
-Вход в улей охраняют пчёлы-сторожа. Эти пчелы довольно грозные - чужих не запустят. (Учитель называет слова, если в слове нет двойных согласных, дети хлопают в ладоши 1 раз, если встречается слово с удвоенным согласным, дети хлопают над головой 2 раза.) Сумма, сумка, теннис, тенистый, колонна, колонка, касса, косить, алый, алле, суббота, хоккей.
7. Закрепление изученного материала.
1) Работа с компьютером «Помоги гномикам» (Сл.20)
2) Работа в группах: игра “Собери листочки” (Сл.21)
Карточки со слогами:
мас
сум
груп
шос
рас
пер
хок
тен
тон
кей
рон
па
нис
на
са
ма
се
сказ
- Расположите слоги так, чтобы у вас получились слова. Выполните в группах (на карточках).
- На что похоже, когда мы расположили слоги на двойных листочках? (на перенос слов с одной строки на другую)
(Слова для переноса делятся на слоги. Одну согласную букву оставляем на строке, а другую переносим).
3)Работа у доски. Упр. 189 (1 человек работает у доски).
Для этого вспомним как разделить слова с удвоенной согласной для переноса? Какие у вас есть предположения?
Проверьте написание слов и если вы довольны своей работой поставьте улыбочку на полях.
8. Рефлексия учебной деятельности. (Сл.23)
- Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке.
Познакомиться… (со словами с удвоенной согласной)
- Какие слова вы запомнили?
Научиться… (писать эти слова и переносить их с одной строки на другую).
- Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной.
-Справились ли мы с задачей, которую ставили себе в начале урока?
- Посчитайте улыбочки на полях. И поставьте в конце упражнения число, которое у вас получилось.
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
Домашнее задание. Упр.190.
На память вам достается маленькая сота с медом. На обратной стороне которой записано дополнительное домашнее задание (проиллюстрируйте одно слово).
В конце трудного дня пчелки возвращаются домой к себе в улей. У каждого из вас на столе «пчёлка». Если вам все было понятно, и урок вам понравился, прикрепите на доску пчелку, которая летит к улью.
-За лето пчелы делают разную работу очень аккуратно и исправно. И перед вами стоит задача – собрать запасы на зиму.