Организационная часть. Приветствие. Готовность к уроку.
Самоопределение к деятельности
1.Рассказ учителя
Давным-давно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу.
Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал:
– Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите весь мой скот на четыре равных стада, возьмите себе по стаду, и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей.
Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:
– Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?
· Как вы думаете, для кого предназначалась четвертая часть скота? (Ответы учащихся).
Продолжение притчи.
Отец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля… Помните, дети мои, как говорил старый мудрец: «Добро содеял – добро извлек!» Вместе с гостем в дом входят свет и радость общения…
· Как вы думаете, в чем проявилась мудрость отца? (Ответы учащихся).
- О чем мы с вами будем беседовать сегодня на уроке?
III. Работа по теме урока
1)Сообщение темы
- Вы никогда не задумывались, зачем люди ходят в гости? (Ответы детей) Учитель: Во время общения узнают новости, обсуждают события, советуются, делятся друг с другом радостью и горем.
Миновали века. Многое переменилось с тех пор. Но народ сохранил традиции гостеприимства. И сегодня мы с вами познакомимся с обычаями приёма гостей русского народа, с правилами гостеприимства по этикету. - Как можно по-другому назвать прием гостей…(гостеприимство). - Как вы понимаете слово "гостеприимство"? - Ритуал гостеприимства, по существу, — это общение двух сторон,— хозяина и гостя. 2) Словарная работа. - В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование значения слова “гость” - тот, кто посещает, навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время.
От слова гость образовано много однокоренных слов. Назовите их. Выставить слова на доске- карточки Гостить – жить у кого-нибудь в качестве гостя. Гостинец – подарок иди деньги гостя хозяину. Гостеприимство – радушие к гостям
- Мы с вами проживаем в стране, где 160 национальностей живут в мире и согласии. У каждого народа свои традиции и обычаи: «Сколько народов - столько традиций и обрядов». Однако каждый человек должен осознавать, что он представитель своего народа и должен уважать как свой народ, так и другие народы.
- Перечислите национальности, которые вы знаете. Вот с традициями гостеприимства русского народа мы сегодня и познакомимся.
3)Работа по теме урока
Русское гостеприимство
Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.
Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, переступавший порог дома, был всегда в радость. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте. На Руси дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью, а приезжего человека было принято обогреть, накормить. Наши предки с радостью принимали гостя – не скупились, ставили на стол все, что имели. Потому и возникла поговорка: «Всё на стол мечи, что есть в печи». Хозяева даже обижались, когда гость мало ел и пил.
4) Практическая часть
Задание 1. (Приложение №1) Работа в группах. Каждая группа получает информацию о гостеприимстве башкирского, русского, татарского народов. Учащиеся должны на листе бумаги отметить правила гостеприимства русского народа и представить краткую информацию.(каждая группа зачитывает) - Оцените свою работу. (учитель оценивает кружочком) - Гостеприимство это, целое искусство - умение сделать так, чтобы гости остались довольными. В народе говорят: "Гость доволен - хозяин рад".
Задание 2. Работа в группах.
- Прием гостей в своем доме – это большая ответственность, ведь вы должны все сделать так, чтобы гости приятно провели время. Поэтому принимать гостей нужно правильно. - Как же это сделать? С чего начать?
- Составьте структуру приема гостей (приглашение, встреча, угощение, развлечение, прощание- появляются постепенно на доске). 1 этап "Приглашение" (работа в группах) Вопрос: - С каких слов мы чаще всего начинаем приглашение в гости? Каждая группа говорит вариант приглашения. - Приходите ко мне завтра… - Я приглашаю вас к себе на… - Я буду очень рад, если вы придете ко мне… Вопрос: - Каким может быть повод для приглашения в гости? (ответы детей)
« В зависимости от вида торжества, на которое Вы приглашаете гостей, лично при встрече, по телефону или, выслав приглашение почтой, укажите дату, время и место проведения торжества, при необходимости, вид одежды. Приглашая гостей, необходимо помнить, что приглашенные должны иметь достаточный запас времени на подготовку к торжеству, ведь каждый гость должен выбрать подарок хозяевам вечера, подобрать соответствующий наряд. Как правило, на свадьбу или значительный юбилей принято приглашать за месяц до торжества, на домашние праздники – не менее чем за неделю». Вопрос: - Как вы думаете, можно ли ходить в гости без приглашения? (Ответы учеников). 2 этап "Встреча". Гостя при встрече у русского народа обязательно встречали земным поклоном. К собравшимся гостям выходила наряженная хозяйка, обязательно кланялась в пояс. Гости тоже отвечали ей земным поклоном и начинался обряд «целования». Гости подходили и по очереди целовали хозяйку. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, то это служило сигналом стартовать и рассаживаться по столам. Церемониальный стол обязательно стоял в «красном углу», возле неподвижно стоявших лавок. Это было почетнее, чем сидеть на приставных лавках, так как считалось что гость находится под покровительством святых. 3 этап "Угощение"
Начало трапезы было ознаменовано тем, что хозяин дома каждому приглашенному гостю подавал кусок хлеба с солью. Так как соль была очень дорогим продуктом в то время, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки стояли поближе к хозяину и важным гостям. Поэтому соль была одним из самых важным продуктов. Еще одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко заваривался чай. В зависимости от крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны. Традиции подачи блюд сильно изменились с того времени. Для начала подавались пироги, затем блюда из мяса, птицы и рыбы (это называлось жаркое), а затем в конце обеда -супы («ушное»). Отдохнув после супов, на десерт кушали различные сладкие заедки.
- И мы с вами давайте накроем праздничный стол. Класс делится на группы.
составить коллаж из иллюстраций на тему: «Праздничный стол»
составить меню «Русская кухня» из определенных продуктов.
Обсуждение. самооценивание и оценка других групп. Учитель оценивает кружочками
4 этап "Развлечение"Игры, танцы. (физминутка «Колобок»)
- Я предлагаю сейчас отдохнуть. С учащимися проводится музыкальная физминутка (включить видео).
5 этап "Прощание с гостем"
- Ребята, еще одна традиция гостеприимства - это умение правильно попрощаться. Вам нужно подобрать слова, выражения, которые мы произносим, когда прощаемся с гостями.
Гостя провожали и желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». Кроме этого, обычаем было налить на посошок и посидеть на дорожку. В те времена это означало, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была гладкая, как скатерть.
- Как должны вести себя хозяева и гости во время прощания? Например: - Спасибо, гости дорогие, что зашли к нам, проведали. - Приходите к нам еще, мы всегда рады встрече с вами. - Слова благодарности или прощания.
5) Закрепление темы урока
1) Работа по слайдам
Мы с вами познакомились с некоторыми правилами гостеприимства и давайте оценим некоторых сказочных героев со стороны гостеприимства.(сказки « Лиса и журавль», «Муха- цокотуха», «Каша из топора», «Винни – пух в гостях у Кролика»)
2)Работа с пословицами
Обобщение.
Русское гостеприимство славится по всему миру, это считается проявлением русской широкой души. Русского хлебосольства не бывает наполовину, а только на широкую ногу.
6) Рефлексия
Я узнал….
Мне показалось важным…..
Я понял(а) что…..
7.) Домашнее задание
– Расспросите взрослых о семейных традициях приема гостей; найдите и запишите в тетрадь пословицы и поговорки о гостеприимстве.
Самоценивание – Наше настроение, наше впечатление мы покажем при помощи кругов. Составим цветок – середина уже есть, это моё впечатление от сегоднешенго урока . А вы приклейте лепестки – ваше настроение .