kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Русское гостеприимство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок можно использовать на роках ОРКСЭ или  во внеурочной деятельности. Он знакомит ребят с гостеприимством русского народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Русское гостеприимство"»

Тема: Традиции гостеприимства русского народа (урок по ОРКСЭ) 4 класс
Цель
: знакомство с традициями приема гостей

Задачи:
- познакомить с традициями гостеприимства русского народа
- формировать умение применять знания, полученные на уроках ОРКСЭ, литературы

-воспитывать интерес и уважение к традициям и обычаям русского народа, патриотизм, толерантность;

-развивать умения самостоятельно оценивать результат своей деятельности, своих одноклассников.

Тип урока: изучение нового материала.
Метапредметные связи: русский язык, окружающий мир?

Методы: наглядный, практический, частично-поисковый, ИКТ

Формы: фронтальная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска; карточки-задания, фонотека (физминутка)



ХОД УРОКА

  1. Организационная часть.
    Приветствие. Готовность к уроку.

  2. Самоопределение к деятельности

1.Рассказ учителя

Давным-давно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу.

Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал:

– Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите весь мой скот на четыре равных стада, возьмите себе по стаду, и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей.

Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:

– Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?

·   Как вы думаете, для кого предназначалась четвертая часть скота? (Ответы учащихся).

Продолжение притчи.

Отец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля… Помните, дети мои, как говорил старый мудрец: «Добро содеял – добро извлек!» Вместе с гостем в дом входят свет и радость общения…

  ·   Как вы думаете, в чем проявилась мудрость отца? (Ответы учащихся).

- О чем мы с вами будем беседовать сегодня на уроке?

III. Работа по теме урока

1)Сообщение темы

- Вы никогда не задумывались, зачем люди ходят в гости? (Ответы детей)
Учитель: Во время общения узнают новости, обсуждают события, советуются, делятся друг с другом радостью и горем.

Миновали века. Многое переменилось с тех пор. Но народ сохранил традиции гостеприимства. И сегодня мы с вами познакомимся с обычаями приёма гостей русского народа, с правилами гостеприимства по этикету.
- Как можно по-другому назвать прием гостей…(гостеприимство).
- Как вы понимаете слово "гостеприимство"?
- Ритуал гостеприимства, по существу, — это общение двух сторон,— хозяина и гостя.
2) Словарная работа.
- В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование значения слова “гость” - тот, кто посещает, навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время.

От слова гость образовано много однокоренных слов. Назовите их. Выставить слова на доске- карточки
Гостить – жить у кого-нибудь в качестве гостя.
Гостинец – подарок иди деньги гостя хозяину.
Гостеприимство – радушие к гостям

- Мы с вами проживаем в стране, где 160 национальностей живут в мире и согласии. У каждого народа свои традиции и обычаи: «Сколько народов - столько традиций и обрядов». Однако каждый человек должен осознавать, что он представитель своего народа и должен уважать как свой народ, так и другие народы.

- Перечислите национальности, которые вы знаете. Вот с традициями гостеприимства русского народа мы сегодня и познакомимся.

3) Работа по теме урока

Русское гостеприимство

Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.

Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, переступавший порог дома, был всегда в радость. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте. На Руси дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью, а приезжего человека было принято обогреть, накормить. Наши предки с радостью принимали гостя – не скупились, ставили на стол все, что имели. Потому и возникла поговорка: «Всё на стол мечи, что есть в печи». Хозяева даже обижались, когда гость мало ел и пил.

4) Практическая часть

Задание 1. (Приложение №1)
Работа в группах. Каждая группа получает информацию о гостеприимстве башкирского, русского, татарского народов. Учащиеся должны на листе бумаги отметить правила гостеприимства русского народа и представить краткую информацию.(каждая группа зачитывает)
- Оцените свою работу. (учитель оценивает кружочком)
- Гостеприимство это, целое искусство - умение сделать так, чтобы гости остались довольными. В народе говорят: "Гость доволен - хозяин рад".

Задание 2.
Работа в группах.

- Прием гостей в своем доме – это большая ответственность, ведь вы должны все сделать так, чтобы гости приятно провели время. Поэтому принимать гостей нужно правильно.
- Как же это сделать? С чего начать?

- Составьте структуру приема гостей
(приглашение, встреча, угощение, развлечение, прощание- появляются постепенно на доске).
1 этап "Приглашение" (работа в группах)
Вопрос: - С каких слов мы чаще всего начинаем приглашение в гости?
Каждая группа говорит вариант приглашения.
- Приходите ко мне завтра…
- Я приглашаю вас к себе на…
- Я буду очень рад, если вы придете ко мне…
Вопрос: - Каким может быть повод для приглашения в гости? (ответы детей)

« В зависимости от вида торжества, на которое Вы приглашаете гостей, лично при встрече, по телефону или, выслав приглашение почтой, укажите дату, время и место проведения торжества, при необходимости, вид одежды. Приглашая гостей, необходимо помнить, что приглашенные должны иметь достаточный запас времени на подготовку к торжеству, ведь каждый гость должен выбрать подарок хозяевам вечера, подобрать соответствующий наряд. Как правило, на свадьбу или значительный юбилей принято приглашать за месяц до торжества, на домашние праздники – не менее чем за неделю».
Вопрос: - Как вы думаете, можно ли ходить в гости без приглашения? (Ответы учеников).
2 этап "Встреча". Гостя при встрече у русского народа обязательно встречали земным поклоном. К собравшимся гостям выходила наряженная хозяйка, обязательно кланялась в пояс. Гости тоже отвечали ей земным поклоном и начинался обряд «целования». Гости подходили и по очереди целовали хозяйку. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, то это служило сигналом стартовать и рассаживаться по столам. Церемониальный стол обязательно стоял в «красном углу», возле неподвижно стоявших лавок. Это было почетнее, чем сидеть на приставных лавках, так как считалось что гость находится под покровительством святых.
3 этап "Угощение"

Начало трапезы было ознаменовано тем, что хозяин дома каждому приглашенному гостю подавал кусок хлеба с солью. Так как соль была очень дорогим продуктом в то время, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки стояли поближе к хозяину и важным гостям. Поэтому соль была одним из самых важным продуктов. Еще одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко заваривался чай. В зависимости от крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны. Традиции подачи блюд сильно изменились с того времени. Для начала подавались пироги, затем блюда из мяса, птицы и рыбы (это называлось жаркое), а затем в конце обеда -супы («ушное»). Отдохнув после супов, на десерт кушали различные сладкие заедки.


- И мы с вами давайте накроем праздничный стол. Класс делится на группы.

  • составить коллаж из иллюстраций на тему: «Праздничный стол»

  • составить меню «Русская кухня» из определенных продуктов.

  • Выписать только блюда русской кухни:

Бешбармак, сибирские пельмени, плов, окрошка, холодец, борщ, уха, манты, курник, чак-чак.

Обсуждение. самооценивание и оценка других групп. Учитель оценивает кружочками


4 этап "Развлечение"Игры, танцы. (физминутка «Колобок»)

- Я предлагаю сейчас отдохнуть.
С учащимися проводится музыкальная физминутка (включить видео).

5 этап "Прощание с гостем"

- Ребята, еще одна традиция гостеприимства - это умение правильно попрощаться. Вам нужно подобрать слова, выражения, которые мы произносим, когда прощаемся с гостями.

Гостя провожали и желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». Кроме этого, обычаем было налить на посошок и посидеть на дорожку. В те времена это означало, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была гладкая, как скатерть.

- Как должны вести себя хозяева и гости во время прощания?
Например: - Спасибо, гости дорогие, что зашли к нам, проведали.
- Приходите к нам еще, мы всегда рады встрече с вами.
- Слова благодарности или прощания.


5) Закрепление темы урока

1) Работа по слайдам

Мы с вами познакомились с некоторыми правилами гостеприимства и давайте оценим некоторых сказочных героев со стороны гостеприимства.(сказки « Лиса и журавль», «Муха- цокотуха», «Каша из топора», «Винни – пух в гостях у Кролика»)

2)Работа с пословицами





Обобщение.

Русское гостеприимство славится по всему миру, это считается проявлением русской широкой души. Русского хлебосольства не бывает наполовину, а только на широкую ногу.

6) Рефлексия

Я узнал….

Мне показалось важным…..

Я понял(а) что…..

7.) Домашнее задание

– Расспросите взрослых о семейных традициях приема гостей; найдите и запишите в тетрадь пословицы и поговорки о гостеприимстве.

 Самоценивание – Наше настроение, наше впечатление мы покажем при помощи кругов. Составим цветок – середина уже есть, это моё впечатление от сегоднешенго урока . А вы приклейте лепестки – ваше настроение .








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Русское гостеприимство"

Автор: Степанова Ольга Александровна

Дата: 05.11.2017

Номер свидетельства: 436901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Разработка урока  технологии с применением ИКТ-технологий по теме "Гостеприимство" "
    ["seo_title"] => string(91) "razrabotka-uroka-tiekhnologhii-s-primienieniiem-ikt-tiekhnologhii-po-tiemie-gostiepriimstvo"
    ["file_id"] => string(6) "237608"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444334249"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Гостеприимство казахского народа "
    ["seo_title"] => string(35) "gostiepriimstvo-kazakhskogho-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "137512"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417362747"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Разработка урока литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(41) "razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "546128"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1586594249"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Методическая разработка урока "Необходимость и достаточность или химия Жизни". "СОЛИ". "
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-nieobkhodimost-i-dostatochnost-ili-khimiia-zhizni-soli"
    ["file_id"] => string(6) "193093"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427563221"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Разработка урока по истории Казахстана в 8 классе. Тема: «Колониальная переселенческая политика царизма. Хозяйство крестьян-переселенцев» "
    ["seo_title"] => string(154) "razrabotka-uroka-po-istorii-kazakhstana-v-8-klassie-tiema-kolonial-naia-pieriesielienchieskaia-politika-tsarizma-khoziaistvo-kriest-ian-pieriesielientsiev"
    ["file_id"] => string(6) "160948"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422154909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства