kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Русское гостеприимство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок можно использовать на роках ОРКСЭ или  во внеурочной деятельности. Он знакомит ребят с гостеприимством русского народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Русское гостеприимство"»

Тема: Традиции гостеприимства русского народа (урок по ОРКСЭ) 4 класс
Цель
: знакомство с традициями приема гостей

Задачи:
- познакомить с традициями гостеприимства русского народа
- формировать умение применять знания, полученные на уроках ОРКСЭ, литературы

-воспитывать интерес и уважение к традициям и обычаям русского народа, патриотизм, толерантность;

-развивать умения самостоятельно оценивать результат своей деятельности, своих одноклассников.

Тип урока: изучение нового материала.
Метапредметные связи: русский язык, окружающий мир?

Методы: наглядный, практический, частично-поисковый, ИКТ

Формы: фронтальная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска; карточки-задания, фонотека (физминутка)



ХОД УРОКА

  1. Организационная часть.
    Приветствие. Готовность к уроку.

  2. Самоопределение к деятельности

1.Рассказ учителя

Давным-давно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу.

Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал:

– Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите весь мой скот на четыре равных стада, возьмите себе по стаду, и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей.

Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:

– Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?

·   Как вы думаете, для кого предназначалась четвертая часть скота? (Ответы учащихся).

Продолжение притчи.

Отец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля… Помните, дети мои, как говорил старый мудрец: «Добро содеял – добро извлек!» Вместе с гостем в дом входят свет и радость общения…

  ·   Как вы думаете, в чем проявилась мудрость отца? (Ответы учащихся).

- О чем мы с вами будем беседовать сегодня на уроке?

III. Работа по теме урока

1)Сообщение темы

- Вы никогда не задумывались, зачем люди ходят в гости? (Ответы детей)
Учитель: Во время общения узнают новости, обсуждают события, советуются, делятся друг с другом радостью и горем.

Миновали века. Многое переменилось с тех пор. Но народ сохранил традиции гостеприимства. И сегодня мы с вами познакомимся с обычаями приёма гостей русского народа, с правилами гостеприимства по этикету.
- Как можно по-другому назвать прием гостей…(гостеприимство).
- Как вы понимаете слово "гостеприимство"?
- Ритуал гостеприимства, по существу, — это общение двух сторон,— хозяина и гостя.
2) Словарная работа.
- В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование значения слова “гость” - тот, кто посещает, навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время.

От слова гость образовано много однокоренных слов. Назовите их. Выставить слова на доске- карточки
Гостить – жить у кого-нибудь в качестве гостя.
Гостинец – подарок иди деньги гостя хозяину.
Гостеприимство – радушие к гостям

- Мы с вами проживаем в стране, где 160 национальностей живут в мире и согласии. У каждого народа свои традиции и обычаи: «Сколько народов - столько традиций и обрядов». Однако каждый человек должен осознавать, что он представитель своего народа и должен уважать как свой народ, так и другие народы.

- Перечислите национальности, которые вы знаете. Вот с традициями гостеприимства русского народа мы сегодня и познакомимся.

3) Работа по теме урока

Русское гостеприимство

Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.

Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, переступавший порог дома, был всегда в радость. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте. На Руси дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью, а приезжего человека было принято обогреть, накормить. Наши предки с радостью принимали гостя – не скупились, ставили на стол все, что имели. Потому и возникла поговорка: «Всё на стол мечи, что есть в печи». Хозяева даже обижались, когда гость мало ел и пил.

4) Практическая часть

Задание 1. (Приложение №1)
Работа в группах. Каждая группа получает информацию о гостеприимстве башкирского, русского, татарского народов. Учащиеся должны на листе бумаги отметить правила гостеприимства русского народа и представить краткую информацию.(каждая группа зачитывает)
- Оцените свою работу. (учитель оценивает кружочком)
- Гостеприимство это, целое искусство - умение сделать так, чтобы гости остались довольными. В народе говорят: "Гость доволен - хозяин рад".

Задание 2.
Работа в группах.

- Прием гостей в своем доме – это большая ответственность, ведь вы должны все сделать так, чтобы гости приятно провели время. Поэтому принимать гостей нужно правильно.
- Как же это сделать? С чего начать?

- Составьте структуру приема гостей
(приглашение, встреча, угощение, развлечение, прощание- появляются постепенно на доске).
1 этап "Приглашение" (работа в группах)
Вопрос: - С каких слов мы чаще всего начинаем приглашение в гости?
Каждая группа говорит вариант приглашения.
- Приходите ко мне завтра…
- Я приглашаю вас к себе на…
- Я буду очень рад, если вы придете ко мне…
Вопрос: - Каким может быть повод для приглашения в гости? (ответы детей)

« В зависимости от вида торжества, на которое Вы приглашаете гостей, лично при встрече, по телефону или, выслав приглашение почтой, укажите дату, время и место проведения торжества, при необходимости, вид одежды. Приглашая гостей, необходимо помнить, что приглашенные должны иметь достаточный запас времени на подготовку к торжеству, ведь каждый гость должен выбрать подарок хозяевам вечера, подобрать соответствующий наряд. Как правило, на свадьбу или значительный юбилей принято приглашать за месяц до торжества, на домашние праздники – не менее чем за неделю».
Вопрос: - Как вы думаете, можно ли ходить в гости без приглашения? (Ответы учеников).
2 этап "Встреча". Гостя при встрече у русского народа обязательно встречали земным поклоном. К собравшимся гостям выходила наряженная хозяйка, обязательно кланялась в пояс. Гости тоже отвечали ей земным поклоном и начинался обряд «целования». Гости подходили и по очереди целовали хозяйку. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, то это служило сигналом стартовать и рассаживаться по столам. Церемониальный стол обязательно стоял в «красном углу», возле неподвижно стоявших лавок. Это было почетнее, чем сидеть на приставных лавках, так как считалось что гость находится под покровительством святых.
3 этап "Угощение"

Начало трапезы было ознаменовано тем, что хозяин дома каждому приглашенному гостю подавал кусок хлеба с солью. Так как соль была очень дорогим продуктом в то время, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки стояли поближе к хозяину и важным гостям. Поэтому соль была одним из самых важным продуктов. Еще одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко заваривался чай. В зависимости от крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны. Традиции подачи блюд сильно изменились с того времени. Для начала подавались пироги, затем блюда из мяса, птицы и рыбы (это называлось жаркое), а затем в конце обеда -супы («ушное»). Отдохнув после супов, на десерт кушали различные сладкие заедки.


- И мы с вами давайте накроем праздничный стол. Класс делится на группы.

  • составить коллаж из иллюстраций на тему: «Праздничный стол»

  • составить меню «Русская кухня» из определенных продуктов.

  • Выписать только блюда русской кухни:

Бешбармак, сибирские пельмени, плов, окрошка, холодец, борщ, уха, манты, курник, чак-чак.

Обсуждение. самооценивание и оценка других групп. Учитель оценивает кружочками


4 этап "Развлечение"Игры, танцы. (физминутка «Колобок»)

- Я предлагаю сейчас отдохнуть.
С учащимися проводится музыкальная физминутка (включить видео).

5 этап "Прощание с гостем"

- Ребята, еще одна традиция гостеприимства - это умение правильно попрощаться. Вам нужно подобрать слова, выражения, которые мы произносим, когда прощаемся с гостями.

Гостя провожали и желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». Кроме этого, обычаем было налить на посошок и посидеть на дорожку. В те времена это означало, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была гладкая, как скатерть.

- Как должны вести себя хозяева и гости во время прощания?
Например: - Спасибо, гости дорогие, что зашли к нам, проведали.
- Приходите к нам еще, мы всегда рады встрече с вами.
- Слова благодарности или прощания.


5) Закрепление темы урока

1) Работа по слайдам

Мы с вами познакомились с некоторыми правилами гостеприимства и давайте оценим некоторых сказочных героев со стороны гостеприимства.(сказки « Лиса и журавль», «Муха- цокотуха», «Каша из топора», «Винни – пух в гостях у Кролика»)

2)Работа с пословицами





Обобщение.

Русское гостеприимство славится по всему миру, это считается проявлением русской широкой души. Русского хлебосольства не бывает наполовину, а только на широкую ногу.

6) Рефлексия

Я узнал….

Мне показалось важным…..

Я понял(а) что…..

7.) Домашнее задание

– Расспросите взрослых о семейных традициях приема гостей; найдите и запишите в тетрадь пословицы и поговорки о гостеприимстве.

 Самоценивание – Наше настроение, наше впечатление мы покажем при помощи кругов. Составим цветок – середина уже есть, это моё впечатление от сегоднешенго урока . А вы приклейте лепестки – ваше настроение .








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Русское гостеприимство"

Автор: Степанова Ольга Александровна

Дата: 05.11.2017

Номер свидетельства: 436901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Разработка урока  технологии с применением ИКТ-технологий по теме "Гостеприимство" "
    ["seo_title"] => string(91) "razrabotka-uroka-tiekhnologhii-s-primienieniiem-ikt-tiekhnologhii-po-tiemie-gostiepriimstvo"
    ["file_id"] => string(6) "237608"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444334249"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Гостеприимство казахского народа "
    ["seo_title"] => string(35) "gostiepriimstvo-kazakhskogho-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "137512"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417362747"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Разработка урока литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(41) "razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "546128"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1586594249"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Методическая разработка урока "Необходимость и достаточность или химия Жизни". "СОЛИ". "
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-nieobkhodimost-i-dostatochnost-ili-khimiia-zhizni-soli"
    ["file_id"] => string(6) "193093"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427563221"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Разработка урока по истории Казахстана в 8 классе. Тема: «Колониальная переселенческая политика царизма. Хозяйство крестьян-переселенцев» "
    ["seo_title"] => string(154) "razrabotka-uroka-po-istorii-kazakhstana-v-8-klassie-tiema-kolonial-naia-pieriesielienchieskaia-politika-tsarizma-khoziaistvo-kriest-ian-pieriesielientsiev"
    ["file_id"] => string(6) "160948"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422154909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства