Разработка урока по истории Казахстана в 8 классе. Тема: «Колониальная переселенческая политика царизма. Хозяйство крестьян-переселенцев»
Разработка урока по истории Казахстана в 8 классе. Тема: «Колониальная переселенческая политика царизма. Хозяйство крестьян-переселенцев»
Цель: Изучить процесс широкомасштабной колонизации Казахстана.
Задачи:
- Проанализировать влияние переселившихся русских крестьян из европейской части Российской империи на казахов, раскрыть характер изменений в Казахстане.
- Совершенствовать навыки работы с текстом, умение сопоставлять и анализировать исторические события и явления, составлять план рассказа по определенной теме, формировать личное отношение к происходящим событиям, развивать фантазию, эмоциональную отзывчивость.
- Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, гостеприимство, силу воли, гордость за достижения своего народа, понимание значения независимости для полноценного развития нации и государства, любовь к Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана в 8 классе. Тема: «Колониальная переселенческая политика царизма. Хозяйство крестьян-переселенцев» »
Тембаева Татьяна Николаевна учитель истории и географии ГУ Воскресенская СОШ, Качирский район, Павлодарская область
8 класс
Разработка урока по истории Казахстана
Тема: «Колониальная переселенческая политика царизма. Хозяйство крестьян-переселенцев»
Цель: Изучить процесс широкомасштабной колонизации Казахстана.
Задачи: - Проанализировать влияние переселившихся русских крестьян из европейской части Российской империи на казахов, раскрыть характер изменений в Казахстане.
- Совершенствовать навыки работы с текстом, умение сопоставлять и анализировать исторические события и явления, составлять план рассказа по определенной теме, формировать личное отношение к происходящим событиям, развивать фантазию, эмоциональную отзывчивость. - Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, гостеприимство, силу воли, гордость за достижения своего народа, понимание значения независимости для полноценного развития нации и государства, любовь к Родине.
Тип урока: Комплексное применение ЗУН.
Методы проведения урока: Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, интерактивный.
Оборудование урока: карточки, тесты, карта Казахстана.
Основные понятия: государственная собственность на землю, административные реформы 60-90 годов XIX в., широкомасштабная колонизация Казахстана, крепостная зависимость, Столыпинская аграрная реформа, обыватели, мещане, жатаки.
Ход урока:
I Мотивационный этап
Игра на сплочение «Поверь в мечту»
Деление на группы «Собери фигуру», распределение обязанностей
На столах у вас учебные листы с ходом работы. Обратите внимание необходимо строго следить за ходом урока, и выполнять задания согласно установке. По ходу урока спикеры выставляют оценки в оценочные листы.
Активизация познавательной деятельности
Вступительное слово: XIX век - век перемен, коснувшихся всех сторон жизни казахского народа. Основной вопрос - «быть или не быть»- кочевому народу Центральной Азии, оставшемуся один на один между двумя империями Россией и Китаем.
Сделав свой выбор в пользу России, казахи продолжают борьбу теперь против тех изменений, которые привносились в кочевое общество.
Какие изменения?- (Реформы)
Проводившиеся реформы XIX века изменили политический статус Казахстана.
Перечислите эти реформы (административные реформы 60-90 годов XIX в.,)
Проверка домашнего задания.
1. Задание - добавьте пропущенные слова
В XIX веке с введением «Устава» 1822-1824 годов традиционные отношения в казахском обществе претерпел значительную деформацию. Данный документ, упразднив (ханство), сделал ставку на султанское сословие и этим отношения между Казахстаном и Россией стали вассальными. В XIX веке (разногласия) между родоправителями и султанами усиливаются. Реформа 1867-1868 гг., окончательно изменив традиционную социальную систему казахского общества, ликвидировала (привилегии султанов). Происходит процесс (обнищания) большинства хозяйств.
2. Задание - тесты
Административно-территориальные реформы 1867-1868, 1891 годы
По реформе 1867-1868 гг., низшим звеном колониальной судебной системы являлся:
Военный суд
Суд биев и казнев
Областной суд
Уездный суд
Районный суд
В Западно-Сибирское генерал губернаторство по реформе 1867-1868 гг. вошли области:
А. Акмолинская, Семипалатинская
В. Туркестанская, Семипалатинская
С. Оренбургская, Тургайская
D. Закаспийская, Астраханская
Е. Сырдарьинская, Семиреченская
3. «Положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями» Александр II утвердил:
1869г.
1868г.
1867г.
1865г.
1866г.
4.Государство, с которым имел право вести дипломатические переговоры Туркестанский генерал-губернатор:
Турция.
Корея.
Китай.
Индия.
Афганистан.
5.Во главе области по реформе 1867-1868гг. стоял:
Военный губернатор.
Старший султан.
Пограничный начальник.
Генерал-губернаторство
Вице-губернатор.
6.Положение о реформе по управлению Казахстаном (1867-1868гг.) утвердил император России:
Александр I
Павел I
Александр II
Николай I
7. По реформе 1867-1868 гг. от налогов в Российскую казну были освобождены:
Потомки Чингисхана
Бии
Батыры
Имамы и Муллы
Баи
8. Основная цель реформ 1867-1868 гг. в Казахстане заключалась в:
Разделении территории края на области
Возвращении ханской власти
Революционном преобразовании
Коренной ломке системы управление чингизидов
Разделении территории края на дистанции
9. По «Временному правилу о крестьянских переселениях в Семиречье» в 1868г. , кроме предоставления земли, переселенцы из России освобождались:
От налога в размере 3 рубля 50 копеек
От налогов на пять лет
От всех налогов и повинностей сроком на 15 лет
От налогов пожизненно
От воинской обязанности
10. По «Временному правилу о крестьянских переселениях в Семиречье» в 1868 г., переселенцам на душу мужского населения выделялось по:
20 десятин земли
30 десятин земли
45 десятин земли
10 десятин земли
35 десятин земли.
11. По «Положению 1891 года в Казахстане к губернскому правлению центральных районов империи были приравнены
А. Потомки Чингисхана
В. Областные правители
С.Батыры
Д. Имамы и Муллы
Е. Баи
12. По «Положению» 1891 года в Казахстане были созданы городские полицейские управления в…
А. волости
В. крупных областных центрах
С. губерниях
Д. аулах
Е. уездах
13. Назовите город, ставший местопребыванием главного управления трех областей Степного генерал-губернаторства по «Положению» 1891 года ?
А. Ташкент
В. Семипалатинск
С. Оренбург
Д. Павлодар
Е. Омск
14. Генерал-губернаторство, образованное согласно по «Положению» 1891 года?
А. Акмолинское генерал-губернаторство
В. Туркестанское генерал-губернаторство
С. Оренбургское генерал-губернаторство
D. Степное генерал-губернаторство
Е. Сырдарьинское генерал-губернаторство
15. Какие административные изменения произошли в Казахстане согласно «Положению» 1891 года?
Причины и начало переселения крестьян на территорию Казахстана.
Усиление темпов переселения крестьян.
Выступления казахского населения против колониальной политики царизма.
Особенности возведения жилищ крестьянам переселенцам. Трудности переселенцев на новом месте.
Развитие хозяйства (земледелие, скотоводство).
Пчеловодство, огородничество и рыболовство.
Хозяйственные и культурные контакты переселенческого крестьянства с казахами.
II Операционный этап
« Степная земля бесконечна, как время…»
Казтуган жырау.
Именно так воспел великий Казтуган жырау необъятные степные просторы казахской земли, сравнив её со временем. Сегодня мы познакомимся с одной из страниц истории нашей Родины-Казахстан в составе Российской империи.
Во второй половине XIX века вся территория Казахстана вошла в состав Российской империи. В 60-е годы XIX столетия, после отмены крепостного права и проведения буржуазных реформ, Россия вступила на капиталистический путь развития. Капитализм начал развиваться «вглубь» (строились заводы, железные дороги) и «вширь», охватывая все новые территории. В это же время буржуазные отношения начинают развиваться в Казахстане. О том, какое влияние они оказали на экономическое и культурное развитие казахской степи, мы и будем говорить. На уроке мы будем рассматривать тему в ходе самостоятельной работы, опираясь на материалы учебника параграф 31,32.
I этап- проблемный
Открываем тетради и записываем тему урока стр.194.
Тема: «Колониальная переселенческая политика царизма. Хозяйство крестьян-переселенцев»
1. Как вы думаете, почему царское правительство было заинтересованно в переселении крестьян с территории России в Казахстан?
1) ослабить (после введения реформы об отмене крепостного права в России) усилившиеся в центральных районах России волнения крестьян, оставшихся без земли;
2) обеспечить в их лице социальную опору для проведения политики царизма на национальных окраинах империи;
3) перевод казахов на оседлый, земледельческий образ
жизни, превращение Казахстана в хлебную житницу империи;
4) проводить через крестьян политику христианизации
и русификации местного населения.
2. Как царское правительство заинтересовало крестьян в переселении?
Правительство предусмотрело переселенцам
ряд льгот и привилегий
1) каждый получал 30 десятин земли;
2) на 15 лет освобождались от всех
видов налогов и повинностей;
3) выделялся кредит до 100 рублей.
Политика переселения царского правительства лишила казахов не только земель и богатства природных недр, она посягала и на духовную культуру народа, об этом мы расскажем на следующих уроках.
II этап -частично-поисковый
Задания по группам (разного уровня сложности, при выполнении задания оказать индивидуальную помощь)
При выполнении задания используем параграф № 31, № 32
Задание 1группе
Выпишите в хронологической последовательности мероприятия и указы (положения) царского правительства относительно вопроса о переселении на территорию Казахстана крестьян. В какой форме и как вы будете выполнять задание?
( 1)1866 г.-главное управление Западной Сибири впервые разрешило самовольное переселение крестьян в Казахстан.
2) 1868 г. – под руководством Г.А. Сперанского были разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье»
3) 1889 г.- утверждение положения «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли»
4) 1903 г. – утверждение правил «О добровольном переселении на казенные земли в области Сырдарьинскую, Ферганскую. Самаркандскую»
5) 1906 г. – председатель Совета Министров России П.А. Столыпин принял решение о массовом переселении крестьян в азиатскую часть России - Столыпинская аграрная реформа
( Как вы считаете, для чего принимали данные указы?)
Задание 2 группе
Охарактеризуйте значение и последствия переселения:
Положительные стороны
Отрицательные стороны
- 1892 г. – строительство Транссибирской железной дороги
- крестьяне начали выращивать лошадей и овец, верблюдов
- казахи переняли у крестьян: использование сельскохозяйственных машин, железные орудия труда, сенокошение, строительство зернохранилищ, мельниц, возделывание капусты, картофеля, арбузов, дынь; овладели навыками пчеловодства, строительство деревянных домов.
- дополнительное изъятие земель
- изгнание с плодородных земель
- обнищание коренного населения
- отсутствие навыков земледельческого труда
- кризис скотоводческого хозяйства
- обострение отношений между крестьянами и местным населением и между самими казахами
- переход обедневших казахов на промыслы и горнодобывающую промышленность
- развитие шло в русле колониального влияния, казахский народ был политически и экономически бесправным
В какой форме и как ты будешь выполнять задание? Напиши вывод.
( несмотря на пагубные последствия переселенческой политики, между коренными жителями и крестьянами-переселенцами происходило взаимообогащение культур, взаимовлияние в хозяйственной сфере)
Задание 3 группе
Объясните значение следующих терминов:
Колониальная зависимость - экономическая и политическая
зависимость от Российской империи;
Крепостная зависимость - личная зависимость крестьян от помещиков;
Автохтонное население – коренное, первоначальное,
исконное население страны;
Отруб – участок земли, выделявшийся в личную
собственность крестьянину при
выходе его из общины;
Столыпинская аграрная реформа- по закону от 9 ноября
1906 г., подготовленному
П.А.Столыпиным проводилась
реформа крестьянского надельного
землевладения с выходом из общины,
созданием хуторов и отрубов
Ходоки- выборные от крестьян, посланные
куда – либо с ходатайством
Хутор - обособленный земельный участок с
усадьбой владельца
Жатаки – обедневшая часть казахского
обедневшего общества, вынужденно
перешедшая к оседлому образу жизни
В какой форме и как ты будешь выполнять задание?
Задание 4 группе
Что вы знаете о них?
Г.А. Колпаковский - … (семиреченский военный губернатор – инициатор массового переселения крестьян в Казахстан)
П.А. Столыпин - …(председатель Совета Министров России П.А. Столыпин принял решение о массовом переселении крестьян в азиатскую часть России (Столыпинская аграрная реформа)
Хозяйственные и культурные контакты между казахами и переселенцами
В первое время возводили землянки из дерна, саманные, глиняно-соломенные дома.
Наиболее состоятельные строили дома с железной крышей, из бревен
Жилища арендовали
Ютились в землянках, норах, шалашах. Вследствие этого – высокая смертность, болезни.
Не все почвы были предназначены для ведения сельского хозяйства: плохое качество земли, отсутствие леса, луга, питьевой воды. Незнание местных климатических условий (засуха, морозы, саранча
- крестьяне начали выращивать лошадей и овец, верблюдов
- казахи переняли у крестьян: использование сельскохозяйственных машин, железные орудия труда, сенокошение, строительство зернохранилищ, мельниц, возделывание капусты, картофеля, арбузов, дынь; овладели навыками пчеловодства, строительство деревянных домов.
Предоставление жилья переселенцам;
Помощь в голодные годы;
На уроке географии мы рассматривали тему «Природные зоны», как вы думаете, какие виды хозяйства развивались в природных зонах.
Физ. минутка «Танцевальная»
III Рефлексивный этап
Закрепление:
Сравните жизнь и быт казахских скотоводов и российских земледельцев? Какой можно сделать вывод о переселении крестьян в Казахстан, при рассмотрении хозяйства, жизни, быта, культуры? (взаимовлияние) Аргументируйте свой ответ. Назовите основные причины переселения крестьян в Казахстан? В чем выразилось усиления темпов переселения? Какие последствия имело переселение крестьян в Казахстан? Были ли случаи выступления казахов против колониальной переселенческой политики?
Оценивание работы учащихся на основе формативного (оценочные листы), выставление суммативной оценки.
Заключение:
XX век для Казахстана - стал судьбоносным. В начале XX века территория Казахстана была одной из колоний России, в конце Казахстан обретает независимость. История этого столетия насыщена трагическими событиями, и на этом мрачном фоне независимость Казахстана - это подарок судьбы народу, пережившему тяжкое иго колониализма.
Бесконечное время…
День сегодняшний. Наглядный пример – Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» - реформа сегодняшнего дня, которой определены главные задачи социально-политического, экономического развития Казахстана. «Казахстан 2050-это Общество Всеобщего Труда. Это государство с сильной экономикой, где все делается для человека».
Домашнее задание: прочитать параграфы 31, 32. Используя дополнительный материал, статей, газет, рассказов людей старшего поколения, напишите небольшой рассказ на тему «Обустройство крестьян в Казахстане».