kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка в 4 Г классе по теме «Многозначные слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  по русскому языку по теме "Многозначные слова"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 4 Г классе по теме «Многозначные слова»»

Разработка урока русского языка в 4 Г классе

по теме «Многозначные слова»

Попроцкой Елены Николаевны


Цели урока: выявить знания обучающихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов; формировать умение пользоваться различными типами лингвистических словарей.


Задачи урока:

1. Дать понятие о явлении многозначности, о контексте, научить работать со словарём как источником информации о системе русского языка.

2. Развивать устную и письменную речь (сформировать понятие целесообразного функционирования многозначных слов в языке, учить использовать в речи многозначные слова в разных значениях, употребляя их в нужном контексте).

3. Развивать орфографические и пунктуационные умения.

4. Развивать мыслительные операции сравнения, классификации, анализа.

5. Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.




Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Запишите дату, классная работа. Начнём с языковой разминки.


Записывают в тетрадях.

Языковая разминка (комплексное повторение и развитие умений)

- Посмотрите на доску. Внимательно прочитайте предложение. Запишите его, расставив знаки препинания. Графически объясните свой выбор.

Осень нарядила в золотые одежды леса в траве ярко горят алые ягодки брусники.


- Кто готов объяснить постановку знаков препинания на доске? Составить схему?


Сравним результаты работы в тетради и на доске.

Записывают предложение в тетрадях, выполняют задание.








Два ученика работают у доски (один находит основу предложения, другой составляет схему).

Сравнивают работу на доске и в тетрадях.

Актуализация изученного

Предлагаю упражнение-игру по изученному материалу, содержание соотносится с новой темой.

Стук в дверь. Вносят посылку, на которой написано: «Очень важно! Всё свежее!»

- Ребята, что же может быть в этой посылке? Предположите! Достаю рубашку, хлеб, фрукты, газету. А что сюда не положили, но тоже может быть свежим?

(Если дети затрудняются, можно подсказать: открыть окно, показать жестами, как осенила идея)


- Что можем сказать о слове «Свежий».


-О чём мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока. Вывешиваю на доске «Многозначные слова ».

Знакомо ли вам это понятие?


Какие слова называют многозначными?

- Да, ребята. Например, у слова идти их 26! Продолжите цепочку. Человек идёт…(время, снег, платье, урок…)


Выполняют упражнение. Прогнозируют предстоящую деятельность.






Высказывают предположения


- Воздух, ветер, голову или

мысли, идеи.






- Слово «свежий» многозначное.




- Да, изучали в 3 классе, употребляем на разных уроках.


- Слова, которые имеют несколько значений.


Продолжают ряд словосочетаний, с объяснением их значений.

Постановка учебной проблемы

- Сформулируем значения слова СВЕЖИЙ








- Как вы определили значения слова СВЕЖИЙ?

- В русском языке по-научному принято говорить «употребили в контексте». (Вывешиваю слово на доску). Как понимаете это слово?

А где узнать точное значение этого слова?


Что нужно знать и уметь, чтоб работать со словарём?






(В целях экономии времени открываем по закладке).

- Прочитайте. Подтвердились ли ваши предположения?

- Ребята, как вы поняли, что слово свежий многозначное?



- Обязателен ли большой контекст?


- Какой фразой дополним схему на доске? (фиксирую карточку на доске)




- Давайте вернёмся к предложениям из языковой разминки. Может в них тоже есть многозначные слова?


- Как доказать, что они многозначные?



- Придумайте словосочетания.



















- Запишите

1 вариант – 3 словосочетания со словом золотой.

2 вариант – 3 словосочетания со словом горят.

Составьте предложение с понравившимся словосочетанием.

- Кто хочет зачитать своё предложение?

Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания.


Объясняют значения словосочетаний.

-Свежие фрукты – не приготовленные, свежая рубашка – чистая, свежий хлеб – только испечённый, свежая газета – только выпущенная)


- Употребили его с разными словами.





Предположения детей


-В толковом словаре



Перечисляют основные принципы работы с учебником, словарём. Делается вывод о наличии системы условных обозначений и сокращений в любом справочном издании.





- Употребили с другими словами, составили словосочетания, т.е. в контексте.

- Иногда достаточно одного слова.


-Значения многозначных слов понятны в контексте.





Дети находят в предложении слова ЗОЛОТЫЕ и ГОРЯТ.




- Употребить в контексте: составить словосочетания, предложения.


Называют словосочетания.

Золотая монета (из золота), золотая осень (жёлтого цвета), золотые руки (прекрасные, умелые), золотая пора детства (счастливая).

Горят поленья (уничтожаются огнём), лампочка горит (светится), больной горит (высокая температура), щёки горят (красные от прилива крови), горят глаза (блестят от радости), горит на работе (отдаёт все силы), горит путёвка или план (грозит невыполнение), обувь горит (быстро изнашивается).


Записывают в тетради понравившиеся словосочетания, составляют и записывают с одним из них предложение. Взаимопроверка в парах.


- В каком фольклорном жанре часто используется явление многозначности?

- 1. В тетради я бываю косая и прямая, в другом своём значении я планка для черчения. И, наконец, порою, в шеренгу вас построю.

2. Какой иглой не сошьёшь рубахи?

3. На каких полях не пашут и не сеют?

4. Какой рукав нельзя пришить?


- Где узнать все значения слова ПОЛЕ?


- Как определить, не читая, сколько у слова ПОЛЕ значений?



- Как построена словарная статья?

Читайте первое значение. Что это?

- Дальше. Что это?

- А по-другому?


- Закройте словари. Постройте сами словарную статью к слову НОС. Что дано? Чего не хватает?



- В загадках.



Ребята отгадывают загадки.











Открывают словари по заранее сделанной учителем закладке.

Читают словарную статью просмотровым чтением.

- Сколько цифр, столько значений.



-Толкование.


- Примеры.

- Употреблены в контексте.


Самостоятельно анализируют частично заполненную словарную статью. Дополняют её необходимой информацией.

Один ученик на интерактивной доске в «Конструкторе словаря», другие в распечатке.

Формулирование проблемы

- Посмотрите внимательно на значения слова НОС в вашей статье. Посмотрите внимательно на их иллюстрацию.

- Что видите? Какой вопрос возникает?

Слайд 1. Носы

На доске записывается вопрос: «Как получилось, что у слова появилось новое значение?»


- Почему в словаре три значения слова, а на иллюстрации 4 картинки?






.

Открытие нового знания










- Какие есть предположения? Версии?



Слайд 2. Носы с указанием общего признака – формы.


- Существуют ли другие признаки, по которым произошёл

перенос значения слова?

Даю материал для наблюдения на одном слайде, а

на следующем слайде сформулирован общий признак.

Слайд 3-4. Золотая рожь – золотые монеты.

Слайд 5-6. Золотые слитки – золотые руки.

Слайд 7-8. Плывут облака – плывут утки.

Слайд 9-10. Дворник с метлой – дворники машины.

Слайд 11-12. Хвост кометы – хвост белки – хвост самолёта.


Могут ли быть другие общие признаки? (размер, качества и др.)

- Какой вывод сделаем? (Вывешиваю на доску).


Дети внимательно рассматривают иллюстрацию и прогнозируют ответ.


Дети формулируют вывод, что перенос значения произошёл по общему признаку.




Дети высказывают предположения.

Проверяем предположения.




Общий цвет.


Действие


Функция.


Расположение.






-Все значения многозначных слов связаны по какому-то признаку.


- Как вы думаете, появляются ли сейчас новые значения слов? Почему это происходит?

Даю материал для наблюдения.

Слайд 13. Крабы (на фуражке, животное, заколка, компьютерный)

- Расскажите, как произошёл перенос значения.

- Какое значение появилось раньше? Какое позже?

- Научным языком говорят: «Слово расширило своё значение».

- Почему это происходит? Зачем языку нужны многозначные слова? Попробуйте догадаться, проанализировав следующую информацию: «Самый большой толковый словарь русского языка насчитывает 17 томов».


- Оказывается, объём языка ограничен и его развитие идёт не только вширь, но и вглубь. Если появляется похожий на что-то предмет, то ему дают такое же название, а слово приобретает новое значение.


- Ребята, вы учитесь в языковой школе. Изучаете 2 языка, Существует ли явление многозначности в других языках? Что поможет ответить на вопрос?


- Как узнаём, многозначное ли слово, если не знаем языка?






Дети выдвигают предположения.



Делают вывод на основе наблюдения.













Дети выдвигают гипотезу.
















- Словари


Два ученика рассказывают, как ориентироваться в словаре. Один – на примере английского словаря, другой - на примере французского.


- Как влияет использование многозначных слов на речь?

(Вывешиваю на доску) Попробуем прочитать предложение из языковой разминки без многозначных слов. Что пропало? (яркость, образность)


- Какой вывод сделаем?

(Прикрепляю его на доску)








Дети проводят лингвистический эксперимент, читают предложение, заменяя слово горят на слово краснеют и т.д.

- Использование многозначных слов делает речь богатой и выразительной.

Рефлексия

- Ребята, теперь вы поняли, что означает надпись на посылке «Очень важно?» Что нового и важного узнали о многозначных словах? Как оцениваете свою работу?

Подведение итогов, самоанализ и самооценка

Домашнее задание

Составить предложения с данными словосочетаниями.

серебряный колокольчик – лиловый колокольчик

острый нож – острое слово

море впечатлений – бескрайнее синее море


Заключение

- Спасибо за урок. Приятно было видеть лес рук. Вы замечательно работали! Глазки у вас горели! Вы золотые ребята!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока русского языка в 4 Г классе по теме «Многозначные слова»

Автор: Попроцкая Елена Николаевна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515306

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Русский язык. 1 класс. Многозначные слова. "
    ["seo_title"] => string(43) "russkii-iazyk-1-klass-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "144556"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418745509"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация урока русского языка по теме "Омонимы. паронимы""
    ["seo_title"] => string(60) "prezentatsiia_uroka_russkogo_iazyka_po_teme_omonimy_paronimy"
    ["file_id"] => string(6) "564875"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1606668422"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Урок по русскому языку "Однозначные и многозначные слова""
    ["seo_title"] => string(58) "urok_po_russkomu_iazyku_odnoznachnye_i_mnogoznachnye_slova"
    ["file_id"] => string(6) "643255"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1703512149"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Разработка урока русского языка для 5 класса по теме "Омонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-dlia-5-klassa-po-tiemie-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "150654"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420540323"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Презентация по русскому языку на тему "Однозначные и многозначные слова""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_po_russkomu_iazyku_na_temu_odnoznachnye_i_mnogoznachnye_slova_v_5_"
    ["file_id"] => string(6) "596238"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1640540673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства