Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку 2 класс "Однозначные и многозначные слова"»
Конспект урока по русскому языку 2 класс
Однозначные и многозначные слова.
Цель урока:
Предметные:
· создать условия дляформирования представлений детей о многозначных и однозначных словах;
· обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;
· помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
· - познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи
· Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер ,проектор - презентация карточки для групповой работы .
Ход урока
1.Орг. момент. Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку.
-Подравнялись. Тихо сели.
-Сейчас урок русского языка. Это наверное самый сложный предмет из всех в начальной школе.
- А вы любите преодолевать трудности?
-Поднимите руку те, кто уверен, что справится со всеми трудностями на нашем уроке?
- Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.
2.Минутка каллиграфии
- Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои пальчики.
(Пальчиковая гимнастика)
Прочитайте слова, написанные на доске. Кто догадается, какую букву мы будем сегодня прописывать. Почему вы так решили?
- Назовите слова, в которых буква к обозначает твердый согласный звук.
- В каком слове буква к обозначает мягкий согласный звук?
-Молодцы! Прописываем заглавную и строчную буквы Кк. Запишите на следующей строке слова: кисть, корень, ручка, коса.
- В каком из этих слов буква к является суффиксом. Разберем слово ручка по составу.
3.Орфографическая минутка
- Запишите слова по их лексическому значению. В каждом слове есть буквосочетания ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ.
Прибор для измерения времени.
Кислое травянистое растение
Хищная речная рыба.
Задание по математике, в котором есть условие и вопрос.
То же самое, что еда.
- Подчеркните орфограмму.
- Каким правилом вы пользовались, чтобы правильно написать эти слова?
- Составьте предложение с одним из слов. Подчеркните основу предложения.
Часы
Щавель
Щука
Задача
Пища
- Подчеркивание орфограмм.
-ча-ща – пишем с буквой А
, чу-щу – пишем с буквой У
- составление предложения.
4.Работа по теме урока
Работа в парах
Соедините линиями картинки, которые вы назвали бы одним и тем же словом.
- С какой картинкой соединили берёзу? (ни с какой) Морковь? (-)
- Сколько значений имеет слово «морковь»? (1 )
-Сколько значений имеет слово «берёза»? (1)
-Как бы вы назвали слова, у которых только одно значение? (однозначные)
Давайте вставим пропущенные буквы и запишем в тетрадь эти слова.
- Давайте еще приведем примеры однозначных слов, желательно с непроверяемым написанием, т. е. словарные
(корова, собака, воробей)
-Сколько значений у слова мышка? Шишка? Лист? (два)
-Какое название дадим словам, у которых два значения?
- Сколько значений у слова шляпка? Иголки? (Три)
- Какое название бы вы им дали?
-А если четыре значения?
- А в русском языке есть слова, у которых 26 значений и тридцать. Как мы их будем называть?
(– значения слова «идти»)
- У нас не урок математики, а урок русского языка.
-Если у слов много значений, то как мы их назовем? (Многозначные)
- Итак, давайте сформулируем правило:
Однозначные слова – это слова, …
Многозначные слова – это слова, …
-Давайте проверим наши выводы с выводами авторов учебника (с. 27)
- Верно ли мы сформулировали?
Какова же тема нашего урока?
Тема: Однозначные и многозначные слова.
5.Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела
На четыре – улетела.
6.Первичное закрепление
Упр. № 59, с. 48 (работа в парах)
- Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.
- Почему слова так называются – однозначные и многозначные.
Рассмотрите схему на интерактивной доске:
Слова
Однозначные Многозначные
- Какие бывают слова?
- Что такое ОДНОЗНАЧНЫЕ слова
- Что такое МНОГОЗНАЧНЫЕ слова?
- однозначные и многозначные
- Однозначные слова имеют только одно значение
- Многозначные слова – это слова-близнецы, они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные предметы.
7. Работа в парах (по карточкам):
- Ребята! Сейчас мы с вами поработаем в парах. На каждую парту я раздам по 4 карточки, в которых написаны однозначные и многозначные слова. Вам нужно распределить слова на две группы. В первую группу включите слова однозначные. Во вторую группу – многозначные слова. линейка тетрадь ручка лист
(Работают в парах, делятся друг с другом своим мнением).
- Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы?
- Пожалуйста, слова из первой группы, то есть однозначные, читает…
(- Ребята сигнальными карточками оцените, все ли согласны с ответом).
- А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные?
- Читает… (Сигнальными карточками оцените, согласны ли вы с ответом). Продолжение работы по карточкам с записью однозначных и многозначных слов в тетради.
- Ребята! А теперь еще раз внимательно прочитайте слова из первой группы (однозначные).
Это: линейка и тетрадь. Обратите внимание на то, как пишутся слова линейка и тетрадь.
Ну, исследователи, пришла пора проверить, как вы умеете применять то, что знаете.
8. Самостоятельная работа
Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по карточкам: вы можете выбрать себе задание сами