Организационный Цель этапа: подготовить обучающихся к началу урока, включение в деловой ритм; | Психологический настрой. 1 слайд Придумано кем-то и просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро!» И каждый становится добрым, доверчивым И доброе утро длится до вечера. - Мы начинаем урок русского языка. К нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем. Повернитесь, пожалуйста, улыбнитесь, поздоровайтесь и садитесь. - Я всем присутствующим хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось целый день. - Обратимся к эпиграфу нашего урока. Сократ сказал: В каждом человеке есть солнце, Только дайте ему светить. - А вы знаете, что символ солнца – это круг. Я хочу поселить в нашем классе солнце, чтобы стало ярче, и быстрее наступила весна. | Дети приветствуют присутствующих | Познавательные УУД Умение осуществлять логическое действие «анализ». |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. Цель: обеспечить создание мотивации изучения нового материала через затруднение. Методы познавательной деятельности: репродуктивный и частично – поисковый. Форма работы: фронтальная, | - А какой месяц сейчас хозяйничает? (январь) - Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Словарно-орфографическая работа: слайд №2 Январь году начало, зиме середина. - Вот такой январь - снежный, белый. В древности на Руси январь называли сечень. Он рассекает зиму, делит ее на две половины. А в Древнем Риме этот месяц называли в честь бога солнца и света Януса – январем. Поэтому и урок наш мы посвятим январю и зиме, а работать мы будем в паре и в группе. Вспомните правила работы в группе и в паре и постарайтесь их выполнять. - Прочитайте, запишите слова, подчеркните орфограммы.. Назовите орфограммы. Январь, утро, солнце, мороз, ветер, озеро. слайд № 3 - Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова. Обсудите в паре. - На какие группы разделили слова? слайд №4 Запишите слова в два столбика. - Ребята, в зимнем лесу, таком голом и пустом на вид, обитают его хозяева – звери и птицы. А люди в нем – только гости. - Ребята, что мы можем увидеть в лесу на снегу? - А следы похожи на буквы. Слайд №5 - Найдите среди следов соединения букв и запишите в одну строчку. ой ый ий ое ее - Назовите одним словом что вы записали. (окончания). - Какая часть речи может иметь такие окончания? Давайте составим кластер об имени прилагательном: Имя прилагательное Какой? Какая? Какое? Какие? Признак предмета. род, число, падеж. Имя существительное. Определение. Окончание. - Что бы вы сказали о понятиях род, число, падеж? - Как нам связать определение и прилагательное. - Что вы можете сказать об окончаниях имен прилагательных. - Какие бывают окончания имен прилагательных? - Какие окончания вызывают большие сложности? - Определите тему сегодняшнего урока. Слайд №6 Правописание безударных окончаний имени прилагательного мужского и среднего рода в именительном падеже. - Давайте попробуем поставить задачи к сегодняшнему уроку. Их ставить сложно, но мы учимся, и некоторые задачи переходят из урока в урок. Задачи урока: слайд № 7 - учиться правильно определять падежи и род имени прилагательного. - работать над безошибочным написанием безударных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. - развивать орфографическую зоркость; - учиться контролировать свою учебную деятельность; -работать в паре, в группе; - формировать адекватную самооценку; | Повторяют правила работы в группах.
Обсуждают в парах Читают слова, выполняют логическое задание. | Коммуникативные УУД: сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в разных формах- строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися |
Первичное усвоение новых знаний. | Работа с текстом. Слайд № 8-9- 10 - Мы повторили об имени прилагательном, чтобы дальше справиться с заданиями. - На парте у вас есть листы с текстами. Прочитайте текст. Обсудите в группе, как бы вы озаглавили текст? - Посмотрите, чего не хватает в словах текста. Поработайте группой и подумайте, какие окончания нужно вставить в имена прилагательные. Начинаем работать. Январь – сам.. суров… месяц в году. Завывают вьюги. Лютует зл.. мороз. Глубок... син… озеро замёрзло . . Хлопья снега засыпали высок… дерево. В его ветвях прятался от холода маленьк… воробей. Корма в лесу становится меньше. Птицы подлетают близко к жилью человека. Ты помоги им. Крошки хлебца, семена - вот их пища. На лесн.. луг школьники везут сено. Корм животным они заготовили летом. Благородн… олень и пушист… заяц охотно едят его. - Прилагательные какого рода и падежа вам встретились? - Каким способом определения окончания вы пользовались? 2. Обобщение знаний об окончаниях имен прилагательных. - Назовите прилагательные мужского и среднего рода. Слайд № 11 - В какие прилагательные было легко вставлять окончания? Почему? - Кто сформулирует правило правописания имён прилагательных м. р. и ср. р. в И.п.? - Какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода в именительном падеже? (ой, ый, ий) - Когда пишется окончание ой? (под ударением) - Когда пишутся окончания ый, ий? - Какие окончания имеют имена прилагательные среднего рода в именительном падеже? (-ое, -ее) - А теперь откройте учебник на странице 17 и проверьте, всё ли мы правильно сделали. - Какую информацию вы ещё нашли про имена прилагательные в м .р. И.п. на странице учебника? - Верно, имена прилагательные в И.п., ед. ч. , м.р. это начальная форма имени прилагательного. - Молодцы. | Работа в группе+ самопроверка Самостоятельная работа Проверка. Дети читают слова, называют род, падеж, окончания имён прилагательных . Окончания прилагательных на снежинках вывешиваются на доску: Какой? -ой, -ый, -ий Какое? -ое, -ее
(2 группа) | Коммуникативные УУД: сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе речевого поведения, культуры речи; Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в разных формах- строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом Регулятивные УУД – понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; Личностные результаты: проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте |
Физкультминутка. | Вот студеною зимой Ветер дует ледяной И вздымает снега тучу Он суровый и могучий. Зайцы прячутся в кустах. Даже хитрая лиса Притаилась и сидит, Ну а снег летит, летит Но утихла злая вьюга, Солнце светит в небесах Скачет по полю лиса. Ну а мы чуть-чуть пройдемся И домой к себе вернемся. | машут руками.)
выполняют круговые движения руками) Дети садятся в глубокий присед На несколько секунд, потом встают. Дети машут руками Потягивания — руки в стороны) Прыжки)
Ходьба) Дети садятся за столы |
Проверка понимания Цель: актуализировать полученные знания и навыки обучающихся, понимание учащимися практической значимости изученного материала; установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести контроль знаний. Формы работы: индивидуальная коллективная парная. групповая | - Для того чтобы закрепить знания о правописании прилагательных мужского и среднего рода давайте выполним следующее задание. Следующее задание из моей коллекции состоит в том, чтобы выписать из текста 2 словосочетания прилагательное и существительное в м. р. и ср. р. в им. п. Слайд № 12 каждая группа) | Выписывают существительные Самопроверка, оценивание в листе. | |
Работа с пословицами Слайд № 13 - Январь – это очень суровый и холодный месяц. Голодают птицы. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильных морозов. Чтобы им помочь, мы должны их подкармливать. - Чтобы птицам стало теплее, давайте выполним задание. - Продолжаем работать с текстом. Я вам предлагаю прочитать несколько пословиц. Выберите пословицу, которая выражает тему текста. Зимний снег глубокий – летом хлеб высокий. В мороз добрый хозяин и собаку не выгонит за ворота. Первый снежок – не лежок, выпал да и тает. Январское солнце светит, но не греет. - Назовите в этих пословицах имена прилагательные. -Запишите эту пословицу, подчеркните имена прилагательные, выделите окончания, укажите род. | |
Рефлексия Цель этапа: инициировать рефлексию обучающихся по вопросу эмоционального состояния, осмысление результатов работы и их оценка; подвести итог урока, словесное оценивание работы. Методы познавательной деятельности: практический, иллюстративный, словесный Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
| - А сейчас прочитайте стихотворение Ивана Бунина. Он попытался запутать, заморочить головы своим читателям. Что в нём не так? Густая зеленый ельник у дороги, Слайд № 14-15 Глубокая пушистый снег. В них шел олень, могучая, тонконогие, К спине откинув тяжкий рог. - Исправьте ошибки, выделите окончания прилагательных. - Всегда ли окончания прилагательных можно проверить вопросом? | Проверка работы, оценивание. Отвечает (4 группа) | Коммуникативные УУД Регулятивные УУД. |
Оценивание. - Мы подошли к концу урока. Заполните листы самооценки. Критерии | +/- | 1. Я активно работал на уроке в группе одноклассников. | | 2. Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. | | 3. Я знаю, что такое имя прилагательное. 4. Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных. | | 5. Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных муж. и ср. рода. | | - У вас на столах есть конверты. Достаньте из конвертов по две полоски красного и жёлтого цвета. Я вам предлагаю две пословицы. Внимание: первая пословица: Слайд № 16 Дело мастера боится. (вы уверены в своих знаниях). - Если вы считаете так, оставьте в руках жёлтую полоску. Вторая пословица: Добрый разум не наживают разом. (есть небольшие проблемы, нужно еще поработать). - Возьмите красную полоску. Внимание, поднимите вверх свои полоски, выразите этим адекватную самооценку. - Задачи мы решали, пытались решить, работали. Мне кажется, что у нас получилось яркое красивое солнышко и весна уже совсем близко. Вы можете добавить свои полоски в наше солнышко. И не забывайте девиз нашего урока. В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить. И помните зима это суровое время года. Не забывайте о добрых поступках. | Возвращаются к задачам урока. |