- познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.
• освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
• умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.
• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;
чтение текста, выполнение задания , ответы на вопросы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Организационный момент Цель: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Ребята, посмотрите назад, к нам сегодня на урок пришли гости. Давайте поздороваемся. Когда в семье гости, это радостное и ответственное событие. Их стараются встретить особенно, готовят самое лучшее. - И мы сегодня постараемся нашим гостям показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. А помогать нам будут дисциплина, внимание и аккуратность. | Слушают, настраиваются на восприятие материала урока и активную работу. | УУД Коммуникативные УУД настроиться на совместную работу и общение с одноклассниками и учителем. Личностные УУД Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
2.Минутка чистописания | Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию. Составьте цепочку букв для минутки чистописания. В неё должны войти следующие буквы: а) буква, которая обозначается мягким непарным согласным звуком во втором слоге в слове - берёзовый б) безударная гласная в первом слоге слова - медведь) буква, которая обозначается непарным глухим твёрдым согласным в первом слоге в слове - хороший г) безударная гласная в слове - морковный - Какая же цепочка букв получилась у вас? ( рехо ) – По желанию можно менять расположение букв. Напишите, соблюдая высоту букв и соединения. Какое слово можно составить? Грецкий орех богат витаминами А, Е, В, РР и С. Это самый «умный» плод с твердой скорлупой. Даже по форме ядра напоминают мозг, как бы намекая о своей пользе для церебрального органа. В особенности их советуют употреблять школьникам, студентам, аспирантам и людям, занятым умственным трудом. | Березовый Медведь Хороший Морковь Картинка орех | |
3.Орфографическая минутка | Вставь пропущенные буквы в слова и укажи орфограмму Подош.л к пер.ону поез. Составь из слов предложение и укажи грамматическую основу. Вот и к нам подошел паровозик из Ромашково ,чтобы отправиться с нами в увлекательное путешествие. Сядьте прямо, спинки ровные, руки на парте, наше путешествие начинается. | Как живешь? – Вот так. Как плывешь? – Вот так. Как бежишь? – Вот так Вдаль глядишь? – Вот так. Ждешь обед? – Вот так. Машешь вслед? - Вот так. Утром спишь? – Вот так. Как шалишь? – Вот так. | |
4.Словарная работа | Нашему паровозику очень интересно узнать, каких животных вы возьмете с собой в путешествие Нашими пассажирами будут одушевленные существительные из орфографического словаря. Загадайте лексическое значение слова учащимся нашего класса. Количество пассажиров ограниченно от 20-(12+4) Какое количество пассажиров? | | |
5.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: 1) актуализировать знания об изученных орфограммах; изученных частях речи; 2)актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение; 3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; 4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
| По дороге нам встретились слова. Ваше задание. На доске записаны слова: – Прочитайте записанные на доске слова: Бежит, трава, кричат, зеленая, стекло, свистит, бабочки, прозрачное, разноцветные. – Распределите слова в два столбика. В первый столбик – имена существительные, во второй глаголы. - Обозначьте изученные орфограммы. Проверка: Оцените свою работу у доски. - Кто допустил ошибки? Исправьте. – Что обозначают слова первого столбика? – На какие вопросы они отвечают? – Что обозначают слова второго столбика? – На какие вопросы они отвечают? - Какие слова вы не написали ни в первый, ни во второй столбик? - Что они обозначают? | Существительное Глагол Какое задание предложим для этих слов? 2 человека работают у доски, остальные – в тетради. 1 ученик читает им.существительные, объясняя орфограммы, другой – глаголы. Остальные – проверяют с помощью сигнальных карточек. Предмет Кто? Что? Действия предмета Что делает?... зеленая, прозрачное, живые Признак предмета | Познавательные УУД Ориентироваться в системе знаний;применять их на практике.
Познавательные УУД Расширение кругозора |
6. Формулирование проблемы, планирование деятельности
Цель: правильно сформулировать тему урока и определить цели и задачи. | Ребята, исходя из сказанного, попробуйте определить тему урока. Какие вопросы зададим к этой теме? (Определите задачи урока.) | Тема: слова-признаки предметов. Слайд1. Как называются слова? На какие вопросы отвечают? Что они обозначают? Какую роль в нашей речи играют? | Регулятивные УУД Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.,ставить перед собой задачи и выполнять их. |
7. Открытие новых знаний. Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне; 3) организовать фиксацию преодоления затруднения; 4) организовать уточнение общего характера нового знания.
| –Устно: К каждому существительному подберите подходящие по смыслу из оставшихся слов. - На какие вопросы отвечают эти слова? На партах у вас карточки со словосочетаниями. Поработайте в парах и впишите вопросы в скобки. Проверка Сверяем с эталоном на доске. Слайд 2. - На какой вопрос отвечают слова-признаки? - Все слова, которые мы пишем и произносим, являются частью нашей речи. Посмотрите на таблицу «Части речи» и найдите, как называются слова-признаки. - Давайте попробуем вывести правило об имени прилагательном. - У вас на столах карточки зелёного цвета, сформулируйте и напишите в карточках правило об имени прилагательном.
ИМЯ прилагательное -ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ_______ __________ И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________. НАПРИМЕР:_________________________________________________________________ | - Так какой же вывод можно сделать? Зачитайте. Где мы можем проверить наш вывод? - На какой вопрос осталось получить ответ? Исследование данной проблемы. Работа по теме - Возьмите карточку 2. - Прочитайте текст №1. 1. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. 2. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы. - О чем этот текст? - Нравится ли он вам? -А что мы можем сделать, чтобы стало интересно слушать? - Слова какой части речи возьмём, чтобы распространить эти предложения? - Распространите предложения. - А вот посмотрите какой текст получился у меня и прочитайте его. - Сравним два текста. - Можно ли считать эти тексты одинаковыми? - Что же отличает первый текст от второго? - Каким стал наш текст при помощи имён прилагательных? - Сделаем вывод: А какую роль играют имена прилагательные в речи? А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег? - Какое слово помогло более точно рассказать о весеннем снеге? - Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи? - Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните имя прилагательное волнистой линией. | Работа в парах на карточках. Трава (…………….?) зелёная. Стекло (……………?) прозрачное Бабочки (……………..?) разноцветные. Отвечают на вопросы какой? Какая? какое? Имя прилагательное. Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными. Работают с правилом, с. 86. Какую роль играют в речи имена прилагательные? - Обобщите сказанное и дайте определение, что называется именем прилагательным. (О весне) Добавить слов, распространить предложения. Прилагательные. Дети составляют предложения. Нет. (Наличие прилагательных) Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной. Тает последний снег. Прилагательное ПОСЛЕДНИЙ. Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета. | Познавательные УУД Ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов. Метапредметные УУД: Окружающий мир Коммуникативные УУД: Умение высказывать своё мнение и отстаивать его
|
8.Первичное закрепление Цель: зафиксировать во внешней речи умение подбирать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи.
| Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя Игра «Отгадай что это?» Упражнение 148 Подумайте признаки каких предметов могут обозначать эти слова. Самостоятельная работа по вариантам. 1 вариант 1-2 строчка 2 вариант 3-4 строчка Давайте проверим Сформулируем вывод: Для чего нужны имена прилагательные? Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета. | | |
9.Физкультминутка Цель: предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук. | Если вы услышите ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, то встаем на носочки и руки поднимаем вверх. Если вы услышите ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, приседаем и руки ставим на пояс.
| САДЫ, РЕБЕНОК, ХОЛОДНАЯ, ЛЕТО, КУДРЯВЫЙ, СТРАНА, ТОПОЛЬ, МОЛОДЫЕ, РУЧЕЙ, ЗВОНКОЕ, КАПЛЯ | Коммуникативные УУД использовать упражнения для снятия усталости. |
| В составе нашего поезда есть вагончик с фруктами. Опишите предмет, определяя его форму, цвет, вкус, размер. 1 группа лимон(овальный,жёлтый,кислый, небольшой) 2 группа яблоко(круглое, красное,сладкое,большое) 3группа клубника(овальная,красная,сладкая,небольшая) Подумайте, какую часть речи уточняют имена прилагательные? « Прилагательные» так назвали, потому что они прилагаются к существительным. И чтобы найти имя прилагательное. Нужно поставить вопрос от имени существительного. | | |
10.Рефлексия Цель: 1) осознавание цели учения, его необходимость, 2) оценить свою работу и работу класса на уроке; 3) наметить направления будущей учебной деятельности; 11.Домашнее задание Цель: закрепление и углубление знаний учащихся. | - Какую тему изучали сегодня? Вспомним задачи, которые мы перед собой ставили На все ли вопросы ответили? Давайте ещё раз прочитаем эти вопросы и ответим на них. - Кому что-то осталось непонятным? - Пригодятся ли нам эти знания на следующих уроках? кто всё понял и может помочь другим: с. 86, № 148. 2) Кто испытывает затруднение: с. 86. № 149, 3) выучить правило, с.46. Можно описать себя с помощью прилагательных. |
Повторяют вопросам.
| Регулятивные УУД: саморегуляция, рефлексив-ный опыт |