kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка по теме "Связь имени прилагательного с именем существительным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок знакомства с именем прилагательным. По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка по теме "Связь имени прилагательного с именем существительным"»

Урок русского языка во 2 классе


Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (2-ая часть) (Школа России) – М. : Просвещение, 2015. – 143 с.

Название раздела, темы: Части речи. Имя прилагательное.

Тема урока: Что такое имя прилагательное?

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технологии: деятельностного обучения, критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.

Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.

Цель урока:

- познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с новой  частью речи, формировать  мыслительную деятельность для более эффективного накопления и применения знаний, формировать умения ставить к  имени прилагательному вопрос

  • Развивающие: развитие умения определять роль имени прилагательного в нашей речи, обогатить и расширить словарный запас учащихся.

  • Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку

Планируемые результаты:

Метапредметные:

• освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения

• умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.

Предметные:

  • научатся находить прилагательные в тексте;

  • ставить вопросы от существительных к прилагательным,

  • устанавливать связь между прилагательными и существительными,

  • подбирать примеры имён прилагательных.

Личностные:

• формирование нравственно-этических качеств личности;

• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  

• умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Регулятивные УУД:

  • Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную

  • умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;

  • выполнять практические упражнения;

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


Познавательные УУД:

  • определение цели своего обучения;

  • устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;

  • анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую:

чтение текста, выполнение задания , ответы на вопросы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.Организационный момент

Цель: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;


Ребята, посмотрите назад, к нам сегодня на урок пришли гости. Давайте поздороваемся. Когда в семье гости, это радостное и ответственное событие. Их стараются встретить особенно, готовят самое лучшее.

- И мы сегодня постараемся нашим гостям показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. А помогать нам будут дисциплина, внимание и аккуратность.

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока и активную работу.



УУД

Коммуникативные УУД

настроиться на совместную работу и общение с одноклассниками и учителем.

Личностные УУД

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

2.Минутка чистописания

Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию.

Составьте цепочку букв для минутки чистописания. В неё должны войти следующие буквы: а) буква, которая обозначается мягким непарным согласным звуком во втором слоге в слове - берёзовый б) безударная гласная в первом слоге слова - медведь) буква, которая обозначается непарным глухим твёрдым согласным в первом слоге в слове - хороший г) безударная гласная в слове - морковный - Какая же цепочка букв получилась у вас? ( рехо ) – По желанию можно менять расположение букв. Напишите, соблюдая высоту букв и соединения. Какое слово можно составить?

Грецкий орех богат витаминами А, Е, В, РР и С. Это самый «умный» плод с твердой скорлупой. Даже по форме ядра напоминают мозг, как бы намекая о своей пользе для церебрального органа. В особенности их советуют употреблять школьникам, студентам, аспирантам и людям, занятым умственным трудом.

Березовый

Медведь

Хороший

Морковь

Картинка орех


3.Орфографическая минутка

Вставь пропущенные буквы в слова и укажи орфограмму

Подош.л к пер.ону поез.

Составь из слов предложение и укажи грамматическую основу.

Вот и к нам подошел паровозик из Ромашково ,чтобы отправиться с нами в увлекательное путешествие.

Сядьте прямо, спинки ровные, руки на парте, наше путешествие начинается.


Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.



4.Словарная работа

Нашему паровозику очень интересно узнать, каких животных вы возьмете с собой в путешествие Нашими пассажирами будут одушевленные существительные из орфографического словаря. Загадайте лексическое значение слова учащимся нашего класса. Количество пассажиров ограниченно от 20-(12+4) Какое количество пассажиров?



5.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: 1) актуализировать знания об изученных орфограммах; изученных частях речи;

2)актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;

3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.






По дороге нам встретились слова. Ваше задание.

На доске записаны слова:


– Прочитайте записанные на доске слова:

Бежит, трава, кричат, зеленая, стекло, свистит, бабочки, прозрачное, разноцветные.

– Распределите слова в два столбика.  В первый столбик – имена существительные,

во второй глаголы.

- Обозначьте изученные орфограммы.

Проверка:

Оцените свою работу у доски.

- Кто допустил ошибки? Исправьте.

– Что обозначают слова первого столбика?
– На какие вопросы они отвечают?
– Что обозначают слова второго столбика?
– На какие вопросы они отвечают?


- Какие слова вы не написали ни в первый, ни во второй столбик?

- Что они обозначают?


Существительное

Глагол Какое задание предложим для этих слов?



2 человека работают у доски, остальные – в тетради.


1 ученик читает им.существительные, объясняя орфограммы, другой – глаголы. Остальные – проверяют с помощью сигнальных карточек.



Предмет

Кто? Что?

Действия предмета

Что делает?...


зеленая, прозрачное, живые

Признак предмета

Познавательные УУД

Ориентироваться в системе знаний;применять их на практике.













Познавательные УУД

Расширение кругозора

6. Формулирование проблемы,

планирование деятельности



Цель: правильно сформулировать тему урока и определить цели и задачи.

Ребята, исходя из сказанного, попробуйте определить тему урока.

Какие вопросы зададим к этой теме? (Определите задачи урока.)


Тема: слова-признаки предметов.

Слайд1.

  1. Как называются слова?

  2. На какие вопросы отвечают?

  3. Что они обозначают?

  4. Какую роль в нашей речи играют?

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.,ставить перед собой задачи и выполнять их.


7. Открытие новых знаний.

Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.






Устно: К каждому существительному подберите подходящие по смыслу из оставшихся слов.

- На какие вопросы отвечают эти слова? На партах у вас карточки со словосочетаниями. Поработайте в парах и впишите вопросы в скобки.

Проверка

Сверяем с эталоном на доске. Слайд 2.
- На какой вопрос отвечают слова-признаки?


- Все слова, которые мы пишем и произносим, являются частью нашей речи.

Посмотрите на таблицу «Части речи» и найдите, как называются слова-признаки.

- Давайте попробуем вывести правило об имени прилагательном.

- У вас на столах карточки зелёного цвета, сформулируйте и напишите в карточках правило об имени прилагательном.



ИМЯ прилагательное -ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ

ОБОЗНАЧАЕТ_______ __________

И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________.

НАПРИМЕР:_________________________________________________________________


- Так какой же вывод можно сделать? Зачитайте.


Где мы можем проверить наш вывод?


- На какой вопрос осталось получить ответ?

Исследование данной проблемы.

Работа по теме

- Возьмите карточку 2.

- Прочитайте текст №1.

1. Наступила весна.

Тает снег.

Журчат ручьи.

Светит солнце.

Летят птицы.

2. Наступила ранняя весна.

Тает последний снег.

Журчат говорливые ручьи.

Светит ласковое солнце.

Летят голосистые птицы.

- О чем этот текст?

- Нравится ли он вам?

-А что мы можем сделать, чтобы стало интересно слушать?

- Слова какой части речи возьмём, чтобы распространить эти предложения?

- Распространите предложения.

- А вот посмотрите какой текст получился у меня и прочитайте его.

- Сравним два текста.

- Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

- Что же отличает первый текст от второго?

- Каким стал наш текст при помощи имён прилагательных?

- Сделаем вывод: А какую роль играют имена прилагательные в речи?

А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?

- Какое слово помогло более точно рассказать о весеннем снеге?

- Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?


- Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните имя прилагательное волнистой линией.

Работа в парах на карточках.

Трава (…………….?) зелёная.

Стекло (……………?) прозрачное

Бабочки (……………..?) разноцветные.




Отвечают на вопросы какой? Какая? какое?



Имя прилагательное.















Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.



Работают

с правилом, с. 86.


Какую роль играют в речи имена прилагательные?









- Обобщите сказанное и дайте определение, что называется именем прилагательным.










(О весне)


Добавить слов, распространить предложения.


Прилагательные.

Дети составляют предложения.





Нет.

(Наличие прилагательных)


Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.


Тает последний снег.


Прилагательное ПОСЛЕДНИЙ.


Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.


Познавательные УУД

Ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов.

Метапредметные УУД:

Окружающий мир




























Коммуникативные УУД:

Умение высказывать своё мнение и отстаивать его



8.Первичное закрепление


Цель: зафиксировать во внешней речи умение подбирать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи.



Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя

Игра «Отгадай что это?»

Упражнение 148 Подумайте признаки каких предметов могут обозначать эти слова.

Самостоятельная работа по вариантам.

1 вариант 1-2 строчка

2 вариант 3-4 строчка

Давайте проверим

Сформулируем вывод: Для чего нужны имена прилагательные?

Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.




9.Физкультминутка

Цель: предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук.

Если вы услышите ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, то встаем на носочки и руки поднимаем вверх. Если вы услышите  ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, приседаем и руки ставим на пояс.





САДЫ, РЕБЕНОК, ХОЛОДНАЯ, ЛЕТО, КУДРЯВЫЙ, СТРАНА, ТОПОЛЬ, МОЛОДЫЕ, РУЧЕЙ, ЗВОНКОЕ, КАПЛЯ

Коммуникативные УУД использовать упражнения для снятия усталости.



В составе нашего поезда есть вагончик с фруктами. Опишите предмет, определяя его форму, цвет, вкус, размер.

1 группа лимон(овальный,жёлтый,кислый, небольшой)

2 группа яблоко(круглое, красное,сладкое,большое)

3группа клубника(овальная,красная,сладкая,небольшая)

Подумайте, какую часть речи уточняют имена прилагательные?

« Прилагательные» так назвали, потому что они прилагаются к существительным. И чтобы найти имя прилагательное. Нужно поставить вопрос от имени существительного.



10.Рефлексия

Цель: 1) осознавание цели учения, его необходимость,

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

3) наметить направления будущей учебной деятельности;




11.Домашнее задание

Цель: закрепление и углубление знаний учащихся.




- Какую тему изучали сегодня?

Вспомним задачи, которые мы перед собой ставили

На все ли вопросы ответили?

Давайте ещё раз прочитаем эти вопросы и ответим на них.

- Кому что-то осталось непонятным?

- Пригодятся ли нам эти знания на следующих уроках?


  1. кто всё понял и может помочь другим: с. 86, № 148.

2) Кто испытывает затруднение: с. 86. № 149,

3) выучить правило, с.46.

Можно описать себя с помощью прилагательных.





Повторяют вопросам.










Регулятивные УУД:

саморегуляция, рефлексив-ный опыт




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Гриднева Наталья Николаевна

Дата: 13.03.2019

Номер свидетельства: 502900

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА "СВЯЗЬ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ" "
    ["seo_title"] => string(73) "razrabotka-konspiekta-uroka-russkogo-iazyka-sviaz-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "124722"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414772628"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Урок русского языка 4 в класс по  теме  "Согласование имен прилагательных с именами существительными" "
    ["seo_title"] => string(113) "urok-russkogho-iazyka-4-v-klass-po-tiemie-soghlasovaniie-imien-prilaghatiel-nykh-s-imienami-sushchiestvitiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "102620"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402537249"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Глагол в языке и речи" "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-glaghol-v-iazykie-i-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "145795"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418996681"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства