Самоопределение в учебной деятельности. Мыслительная разминка. (Актуализация знаний.) Цель: повторить изученный материал для изучения нового | 1.Устный счет. -Так давайте будем учиться, потому что в жизни нам всё пригодится. - Вычислите значение выражений, а на обратной стороне прочитайте пословицы. 100-4*7 200+400:2 8*9-12 Выражения записаны на карточках на доске. Ребята вычисляют значение выражений, поднимают ответы на перекидном полотне, ответы сравниваются, проверяются. Затем карточка с выражением переворачивается и читается пословица на обратной стороне. -А сейчас подумайте, о чём говорит каждая пословица? Минутка час бережёт. Поздно поднялся – день потерял. В молодости не научился – жизнь потерял. (Поздно поднялся, ничего не успел сделать, т. е. день потерял – это плохо. В молодости ничему не научился – значит не умеет работать, не получил профессию, не создал семью. Жизнь прошла даром. Его нельзя потрогать, но можно легко потерять.) -Ребята, а почему иногда говорят: потерял время? Разве можно терять время, например, как карандаш или книгу? -Вы правильно сказали – время надо беречь. Вот и мы, не теряя ни минуты, приступим к мыслительной разминке. - У вас на столах лежат конверты. Посмотрите, что находится внутри. - Как все эти слова можно обобщить? - Расположите единицы времени в порядке убывания. - Среди данных величин найдите лишнюю: 21 см2, 4 дм2, 5 с, 7 мм2 9 см, 8 дм, 4 км, 6 мм 31 с, 18 ч, 13 мин, 12 дм 12 т, 37 кг, 3 дм, 15 ц, 18 г | Диалог с учителем, вычисление значений выражений, набор ответа на перекидном полотно. | Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Проявлять интерес к различным видам учебной деятельности, (Личностные УУД) Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей (Познавательные УУД) | порядок выполнения действий в выражениях, таблицу умножения, устные вычисления в пределах ста и в случаях, сводимых к вычислениям в пределах сотни. Единицы времени. |
Постановка учебной проблемы. Цель: Подвести к теме урока. Мотивировать на работу - организовать постановку цели урока; | - О чем были пословицы и с чем связано предыдущее задание? - С какими понятиями будем работать на уроке? - Чтобы сформулировать тему урока, разгадайте ребусы. (задача, диаграмма). - Итак, время, задача, диаграмма…, попробуйте определить тему нашего урока. Решение задач на время, работать с диаграммами. - Давайте попробуем поставить цель нашего урока. | Диалог с учителем. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Ставят цель урока. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД). Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. (РегулятивныеУУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). | Проблемный вопрос, выход на тему урока. Поисковые умения: умение устанавливать причинно-следственных связей; |
Закрепление учебного материала. Цель: расширить знания о времени, формировать умение работать с готовой диаграммой, строить свою диаграмму. Физминутка Самостоятельная работа Цель: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | - Поработаем с диаграммой в № 371. Рассмотрите диаграмму. Прочитайте вступительную статью к ней. Что изображено на диаграмме? - Прочитайте задание, записанное возле первого синего кружочка. - Выполним это задание, поработав в парах. Проверить выполнение задания, прослушав по одному вопросу и ответу от каждой пары. - Задание возле второго синего кружочка вы выполните дома. Прочитайте и подумайте, как будете выполнять его дома? - Предлагаю для тренировки составить подобную диаграмму в классе по ходу выполнения заданий урока. - Как будет называться вертикальная ось диаграммы? Горизонтальная? (время в минутах, номер задания). - Построим оси. Урок длится 45 минут, от начала урока прошло уже какое-то время, определите примерно наибольшее значение времени на оси. (25 мин). - Каким будет одно деление и сколько минут он будет обозначать? (1 клетка – 1 минута) . - Для экономии времени я приготовила для вас заготовки наших диаграмм. Рассмотрите их, все ли понятно? Может нужно что-то изменить? - итак, сейчас будем выполнять № 364. Что нужно сделать сначала, чтобы после его выполнения начертить первый столбец? Правильно, засечь время. - Сколько времени показывают наши классные часы? - Прочитайте задание № 364. Есть вопросы по его выполнению. Как оформить записи в тетрадях? (основная часть класса работает самостоятельно, учащиеся с проблемами в обучении обращаются за помощью к учителю). - Проверьте работу друг у друга в паре. (затем фронтальная проверка) - определите время окончания задания. Посчитайте, сколько минут прошло? - Начертите первый столбик на диаграмме. - Следующий номер 365. Засекаем время. Прочитайте задание. Какое правило нужно вспомнить? (чтобы узнать во сколько раз больше или меньше…). - Можно ли сразу применить это правило? Почему? (нужно минуты перевести в секунды). Выполним первое задание вместе, затем самостоятельно. - Проверим, кто желает высказаться? Все согласны? - Определяем время, считаем, сколько прошло минут. Чертим второй столбик диаграммы. Физкультурная минутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов. 1)"Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы. 2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо 3)"Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками. 4)"Будильник"-хлопки над головой. 5)"Пружинка"-приседания. 6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте. - Следующий № 369. Засекаем время. Прочитайте условие задачи про себя. Кто сможет самостоятельно решить задачу? Решайте. Остальные ребята работаем вместе. - Прочитаем задачу вслух. О ком задача. Что делает Коля? Что известно в задаче? Покажите на часах (моделях) время отхода электрички. Сколько времени тратит Коля на путь? Куда нужно повернуть стрелки часов – назад или вперед? Сколько минут можем отсчитать сначала? (37 минут). Сколько времени теперь на часах. Сколько еще времени нужно идти Коле? Как узнали? (45-37= 8 минут). Отсчитываем еще 8 минут. Где стоит минутная стрелка? (52 минуты). Что нужно сделать с часовой стрелкой? Какое теперь время показывают часы? Прочитайте ещё раз вопрос задачи. Ответьте. - Можно ли решить задачу по-другому? Как? (9ч37 мин-45 мин = 8 ч 97 мин – 45 мин = 8 ч 52 мин) - Сколько времени потратили на задачу? Чертим следующий столбец на диаграмме. Аналогичная работа над № 370. Учитель работает с той частью класс, у которой задание вызовет затруднение. Остальные ребята работают самостоятельно.
№ 366, 368 Дополнительный материал – рабочая тетрадь № 141, 145, 148 (для сильных учащихся), № 137 (б), 138 (б), 139 (б), 140 (б) | Диалог с учителем. Работают в паре Работают с информацией (диаграмма) Диалог с учителем. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Выполняют задание коллективно. Определяют время по часам. Работают самостоятельно в тетради. Обсуждают в паре. Вспоминают правило кратного сравнения Один ученик объясняет у доски, затем самостоятельная работа в тетрадях. Читают условие задачи. Диалог с учителем. Работа с моделями часов. Читают задание, строят по условию таблицу, решают задачу, строят следующий столбец диаграммы. Работают самостоятельно. При затруднении обращаются к консультантам. Выполняют самопроверку Называют место своего затруднения, причину исправляют ошибки. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Умение планировать ход выполнения задания. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Умение сотрудничать (обратиться за помощью, оказать помощь) (коммуникативные УУД) | Умение найти самостоятельно недостающую информацию Работа, в парах: формирование умений и навыков работы в сотрудничестве (умение взаимодействовать с партнёром; навыки делового партнёрского общения; умения взаимопомощи в решении общих задач; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников ) вычисляют время выполнения задания. Умение пользоваться линейкой. Слушать объяснение, корректировать ответы одноклассников. Умение работать с тестом задачи. Умение работать с моделью циферблата. Проверять и исправлять ошибки Умение работать самостоятельно Проверять и исправлять ошибки Умение работать самостоятельно Проверять и исправлять ошибки |
Рефлексия, д/з Цель: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Часы и время настолько въелись в нашу жизнь, что страшно представить, что может случиться, если вдруг больше не будет часов, не будет будильников, не будет того временного расписания, к которому мы так все привыкли. Часы настолько привычны, что даже самые современные модели мало нас удивляют. -Попробуем определить своё настроение, оценить свою деятельность на уроке. -Как вы думаете, мы достигли той цели, которую ставили в начале урока? -Чему мы хотели научиться? -Чему научились? - Где можно применить эти знания? Покажите свои диаграммы. Какие вопросы можно по ним составить? Сколько времени выполняли мы письменные задания? -Какое время показывают часы? д/з: учебник № 371 – диаграмма, рабочая тетрадь № 142, дополнительно - №147 Вот пришёл к концу урок. Уложились точно в срок. И теперь известно нам, Как выполнять всё по часам. Известно, что минутка час бережёт, Что много успеет тот, кто минуты считает, По сторонам не зевает. Оценка деятельности учащихся. - Берегите время, не тратьте его напрасно. Заполняйте свои минутки и часы добрыми, полезными и умными делами. Оценка деятельности учащихся. Нарисуйте смайлик своего настроения. | | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |