kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературному чтению 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  урока по литературному чтению по теме " М. Горький.Случай с Евсейкой" для 3 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению 3 класс»

Конспект урока литературного чтения по теме:

« М. Горький «Случай с Евсейкой»

3 класс УМК «Школа России»

Цели: познакомить учащихся с произведением М. Горького «Случай с Евсейкой»; учить анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета, совершенствовать технику чтения; развивать речь, умение использовать в речи образные сравнения


Формировать УУД:

Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог


Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие гостей

2. «Словарь настроений»

Слайд 1

II. Речевая разминка

Чтение стихотворения

Слайд 2

- Прочитайте стихотворение Р.Сефа про себя.

Алло! Это море? Алло! Это море?

Вы слышите, Черное море, меня?

Ракушку я взял и стою в коридоре

И очень волнуюсь, на берег звоня.

Р. Сеф

- О чем это стихотворение? Кто догадался?

-Давайте попробуем представить ситуацию. Как это происходит? (ракушки)

- Прочитайте вслух медленно.

- Прочитайте выразительно.

- А что, значит, выразительно?

- Как вы думаете, почему я выбрала именно это стихотворение?

– Сегодня мы сможем встретиться с морем вместе с одним очень хорошим человеком.


III. Актуализация опорных знаний.

Слайд 3 (портрет писателя М.Горького)

- Посмотрите на портрет писателя.

- Кто знает, кто на нем изображен?

– Прочитайте фамилию автора.

- Максим Горький (1868 - 1936) - русский писатель.

Настоящее имя писателя – Алексей Максимович ПешкОв.

Сейчас очень трудно сказать, что побудило писателя выбрать данный псевдоним, но существует мнение, что фамилию горький писатель взял из-за своей горькой судьбы. А имя – в честь отца, который рано ушел из жизни.


IV. Сообщение темы урока. Определение целей урока

1. Знакомство с произведениями М.Горького


– М. Горький создал много произведений о детях и для детей.

- Посмотрите на выставку.

- Какие из них вы читали?

2. Знакомство с биографией автора

- А что вы знаете о писателе?

- У вас на столах лежат тексты, из которых вы узнаете о жизни писателя.

- Прочитайте и приготовьтесь рассказать классу. ( читают по частям)

1) М.Горький родился в 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра. Вскоре после его рождения умирает его отец, и мать отдает мальчика на воспитание деду, своему отцу. В семье деда мальчика никто не любил, кроме бабушки Акулины Ивановны. Бабушка была добрая, именно она приобщила будущего писателя к народным песням и сказкам. Но самое главное – бабушка заменила ему мать.

2) Учиться в школе Алёше не пришлось – он должен был работать. Он был прислугой и посудомойкой, работал в магазине обуви, учеником чертёжника, учеником повара на пароходе. Горький прожил трудную жизнь. 3) История рассказов и сказок Горького для детей начинается необычно: с землетрясения. 15 декабря 1908 года на юге Италии в городе Мессине случилось страшное землетрясение. Максим Горький, в это время живший неподалёку, постарался помочь пострадавшим, обратившись к жителям многих стран с призывом о помощи.

4) Откликнулись многие, в том числе ребята из школы близ Баку. Дети поставили спектакль, а вырученные деньги отправили в Италию. Между писателем и детьми завязалась переписка. В одном из писем дети попросили Максима Горького сочинить рассказ про воробьишку и «какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу».


5) Учитель: Вот так и получилось, что лучшие свои детские произведения: «Утро» (1910), «Воробьишко» (1912), «Случай с Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913), «Про Иванушку-дурачка» (1918), «Яшка» (1919), писатель создал по заказу маленьких читателей.


- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из этих произведений.

- Откройте учебник на стр.6 и прочитайте название.

- Сформулируйте тему урока. ( на доске)

– Определите цели урока, используя опорные слова:

Слайд 4

  • Мы познакомимся с…

  • Мы будем учиться анализировать …

  • Мы будем совершенствовать…

V. Первичное знакомство с произведением.

1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.

– Можете вы предположить, о чем будет произведение?

Высказывания детей. – Я поняла, что вы хотите поскорее узнать, какой же случай произошел с Евсейкой.

2. Словарная работа

Слайд 5-6

– Выясним значения некоторых слов, которые встретятся в рассказе «Случай с Евсейкой».

Лангусты – семейство беспозвоночных отряда десятиногих ракообразных. Длина до 60 см.

Актинии (морские анемоны) – отряд морских кишечно-полостных клеточных коралловых полипов.

Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.

Голотурии (морские огурцы, морские кубышки) – класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от 2 мм до 2 м.

Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.

Сепии – то же, что каракатицы.

Сифонофоры – колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.

3. Чтение сказки М. Горького «Случай с Евсейкой».

( чтение первых 3-ех абзацев)

- Как вы думаете, что могло произойти дальше?

( чтение до конца с остановками)

- О ком прочитали произведение?

- Понравилось ли вам произведение?

- Какие чувства вы испытали, слушая историю, рассказанную М.Горьким?

V. Физкультминутка

VI. Повторное чтение произведения

- Сейчас мы будем перечитывать произведение и более подробно работать с текстом.

(ЧТЕНИЕ СКАЗКИ детьми)- первые 3 абзаца

  • Анализ чтения

– Расскажите, как Евсейка очутился на морском дне.


(ПРОДОЛЖАЕМ ЧИТАТЬ) с. 6 -7

  • Анализ чтения


– Каких морских животных повстречал Евсейка? (Лангустов, актиний, морских лилий, рака-отшельника, морскую черепаху, голотурию.)

- Реальные или сказочные эти животные?

- Посмотрите на слайд, все ли животные на картинке?

- А как вы узнали?

- Каким приемом пользуется автор?

- Прочитайте действия морской звезды, лангуста, краба, актинии, лилии, креветки, морская черепаха, зелёных рыбешек, рака-отшельника.

– Чему удивился Евсейка, оказавшись на дне морском?

- Каким мы видим Евсейку?

(ЧТЕНИЕ с.8)

  • Анализ чтения


– Почему морские обитатели приняли Евсейку за чудище? Прочитайте.


– О чем был его разговор с рыбами?

- Как Евсейка ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что все рыбы немые?


- Как Евсейка объяснил, что такое- папа?

- Каким изображает в этом отрывке автор Евсейку? Почему?

(ЧТЕНИЕ с.9)

- Давайте прочитаем диалог по ролям. Подумайте, с какой интонацией надо читать.

- Чего испугался Евсейка? Почему он не заплакал, испугавшись?

(чтение с.9-10)

- Прочитай описания-сравнения тех морских обитателей, кто плавал вокруг Евсейки.

- Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг?

- Прочитайте песню-дразнилку, которую бормотали рыбы.

- Как к этим словам отнёсся Евсейка?

- Как это характеризует мальчика?

(чтение с.10-11)

- Что предложил мальчик болтливой рыбе?

- Прочитаем диалог. С какой интонацией нужно читать?

- Прочитайте песню, которую пела рыба, про себя. Все ли слова вам понятны?

- Прочитайте , что кричали маленькие рыбёшки. Какое слово использовал автор? (орут) Почему?

(чтение до конца)

– Как Евсейка снова попал на берег?

- Каким изобразил автор Евсейку?

- Как к нему относится автор? Почему?

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 5. Какой отрывок произведения изобразил художник?


VI. Анализ произведения.

- Что же мы прочитали: рассказ или сказку?

- Вспомним, какие произведения называют в литературе рассказом и сказкой.


Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.


Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.

В произведении М. Горького правдиво описаны обитатели подводного мира, значит, это рассказ, но вот только в жизни они не разговаривают, а в сказке могут, значит, это сказка.


Главный герой — обычный мальчик, он любознательный, любуется морскими обитателями. Он вежливый, старается поддержать разговор с болтливой рыбой. Он смелый и находчивый, придумывает, как вернуться на берег. Но только в сказке мальчик может так долго находиться под водой без специального оборудования, все видеть и слышать.


Сюжет развивается так, как это обычно бывает в рассказе:


- завязка (Евсейка попадает в воду)


- основная часть (наблюдение за подводным миром и разговор с его обитателями)


- самый напряженный момент (предложение поиграть и согласие рыбы)


- развязка (Евсейка возвращается на берег).


Также нет и других признаков волшебной сказки, таких как троекратные повторы, волшебные предметы, помощники, постоянные эпитеты.

- Сделайте вывод?

Итак, произведение М. Горького «Случай с Евсейкой» - это рассказ.

- А зачем М.Горький добавляет элементы нереальных событий?


Автор придумывает сказочные события, чтобы показать читателям, что даже в самых невероятных ситуациях человек может проявить лучшие стороны характера: сохранить спокойствие, быть вежливым, проявлять интерес к происходящему.

- Почему это произведение помещено в разделе «Были и небылицы»?

VII. Домашнее задание

Подготовьте рассказ об Евсейке/ в.3: составьте рассказ-описание, что увидел Евсейка в подводном царстве


VIII. Итог урока. Рефлексия

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали ?


– Понравилась ли вам работа на уроке?

- С каким настроением заканчиваете урок?

Оцените себя. (рука)

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Разработка урока по литературному чтению 3 класс

Автор: Наталья Валентиновна Подгорнова

Дата: 19.05.2023

Номер свидетельства: 631875

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме «Подготовка к итоговой аттестации по литературному чтению. «Синицы» "
    ["seo_title"] => string(154) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-po-tiemie-podghotovka-k-itoghovoi-attiestatsii-po-litieraturnomu-chtieniiu-sinitsy"
    ["file_id"] => string(6) "225183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439472239"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Методическая разработка урока литературного чтения "В. Осеева  Хорошее""
    ["seo_title"] => string(75) "mietodichieskaiarazrabotkaurokalitieraturnoghochtieniiavosieievakhoroshieie"
    ["file_id"] => string(6) "305585"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457964067"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Разработка урока литературное чтение на роднолм языке 4 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "razrabotka_uroka_literaturnoe_chtenie_na_rodnolm_iazyke_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "529377"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575032117"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Разработка урока литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(39) "razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniia"
    ["file_id"] => string(6) "487105"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542908475"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Разработка урока литературного  чтения по  теме: "Украинская  народная сказка "Колосок"" "
    ["seo_title"] => string(89) "razrabotka-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-ukrainskaia-narodnaia-skazka-kolosok"
    ["file_id"] => string(6) "205925"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430057368"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства