Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению 3 класс»
Конспект урока литературного чтения по теме:
« М. Горький «Случай с Евсейкой»
3 класс УМК «Школа России»
Цели: познакомить учащихся с произведением М. Горького «Случай с Евсейкой»; учить анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета, совершенствовать технику чтения; развивать речь, умение использовать в речи образные сравнения
Формировать УУД:
Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие гостей
2. «Словарь настроений»
Слайд 1
II. Речевая разминка
Чтение стихотворения
Слайд 2
- Прочитайте стихотворение Р.Сефа про себя.
Алло! Это море? Алло! Это море?
Вы слышите, Черное море, меня?
Ракушку я взял и стою в коридоре
И очень волнуюсь, на берег звоня.
Р. Сеф
- О чем это стихотворение? Кто догадался?
-Давайте попробуем представить ситуацию. Как это происходит? (ракушки)
- Прочитайте вслух медленно.
- Прочитайте выразительно.
- А что, значит, выразительно?
- Как вы думаете, почему я выбрала именно это стихотворение?
– Сегодня мы сможем встретиться с морем вместе с одним очень хорошим человеком.
III. Актуализация опорных знаний.
Слайд 3 (портрет писателя М.Горького)
- Посмотрите на портрет писателя.
- Кто знает, кто на нем изображен?
– Прочитайте фамилию автора.
- Максим Горький (1868 - 1936) - русский писатель.
Настоящее имя писателя – Алексей Максимович ПешкОв.
Сейчас очень трудно сказать, что побудило писателя выбрать данный псевдоним, но существует мнение, что фамилию горький писатель взял из-за своей горькой судьбы. А имя – в честь отца, который рано ушел из жизни.
IV. Сообщение темы урока. Определение целей урока
1. Знакомство с произведениями М.Горького
– М. Горький создал много произведений о детях и для детей.
- Посмотрите на выставку.
- Какие из них вы читали?
2. Знакомство с биографией автора
- А что вы знаете о писателе?
- У вас на столах лежат тексты, из которых вы узнаете о жизни писателя.
- Прочитайте и приготовьтесь рассказать классу. ( читают по частям)
1) М.Горький родился в 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра. Вскоре после его рождения умирает его отец, и мать отдает мальчика на воспитание деду, своему отцу. В семье деда мальчика никто не любил, кроме бабушки Акулины Ивановны. Бабушка была добрая, именно она приобщила будущего писателя к народным песням и сказкам. Но самое главное – бабушка заменила ему мать.
2) Учиться в школе Алёше не пришлось – он должен был работать. Он был прислугой и посудомойкой, работал в магазине обуви, учеником чертёжника, учеником повара на пароходе. Горький прожил трудную жизнь. 3) История рассказов и сказок Горького для детей начинается необычно: с землетрясения. 15 декабря 1908 года на юге Италии в городе Мессине случилось страшное землетрясение. Максим Горький, в это время живший неподалёку, постарался помочь пострадавшим, обратившись к жителям многих стран с призывом о помощи.
4) Откликнулись многие, в том числе ребята из школы близ Баку. Дети поставили спектакль, а вырученные деньги отправили в Италию. Между писателем и детьми завязалась переписка. В одном из писем дети попросили Максима Горького сочинить рассказ про воробьишку и «какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу».
5) Учитель: Вот так и получилось, что лучшие свои детские произведения: «Утро» (1910), «Воробьишко» (1912), «Случай с Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913), «Про Иванушку-дурачка» (1918), «Яшка» (1919), писатель создал по заказу маленьких читателей.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из этих произведений.
- Откройте учебник на стр.6 и прочитайте название.
- Сформулируйте тему урока. ( на доске)
– Определите цели урока, используя опорные слова:
Слайд 4
Мы познакомимся с…
Мы будем учиться анализировать …
Мы будем совершенствовать…
V. Первичное знакомство с произведением.
1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.
– Можете вы предположить, о чем будет произведение?
Высказывания детей. – Я поняла, что вы хотите поскорее узнать, какой же случай произошел с Евсейкой.
2. Словарная работа
Слайд 5-6
– Выясним значения некоторых слов, которые встретятся в рассказе «Случай с Евсейкой».
Лангусты – семейство беспозвоночных отряда десятиногих ракообразных. Длина до 60 см.
Актинии (морские анемоны) – отряд морских кишечно-полостных клеточных коралловых полипов.
Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.
Голотурии (морские огурцы, морские кубышки) – класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от 2 мм до 2 м.
Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.
Сепии – то же, что каракатицы.
Сифонофоры – колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.
3. Чтение сказки М. Горького «Случай с Евсейкой».
( чтение первых 3-ех абзацев)
- Как вы думаете, что могло произойти дальше?
( чтение до конца с остановками)
- О ком прочитали произведение?
- Понравилось ли вам произведение?
- Какие чувства вы испытали, слушая историю, рассказанную М.Горьким?
V. Физкультминутка
VI. Повторное чтение произведения
- Сейчас мы будем перечитывать произведение и более подробно работать с текстом.
(ЧТЕНИЕ СКАЗКИ детьми)- первые 3 абзаца
Анализ чтения
– Расскажите, как Евсейка очутился на морском дне.
(ПРОДОЛЖАЕМ ЧИТАТЬ) с. 6 -7
Анализ чтения
– Каких морских животных повстречал Евсейка? (Лангустов, актиний, морских лилий, рака-отшельника, морскую черепаху, голотурию.)
- Реальные или сказочные эти животные?
- Посмотрите на слайд, все ли животные на картинке?
- А как вы узнали?
- Каким приемом пользуется автор?
- Прочитайте действия морской звезды, лангуста, краба, актинии, лилии, креветки, морская черепаха, зелёных рыбешек, рака-отшельника.
– Чему удивился Евсейка, оказавшись на дне морском?
- Каким мы видим Евсейку?
(ЧТЕНИЕ с.8)
Анализ чтения
– Почему морские обитатели приняли Евсейку за чудище? Прочитайте.
– О чем был его разговор с рыбами?
- Как Евсейка ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что все рыбы немые?
- Как Евсейка объяснил, что такое- папа?
- Каким изображает в этом отрывке автор Евсейку? Почему?
(ЧТЕНИЕ с.9)
- Давайте прочитаем диалог по ролям. Подумайте, с какой интонацией надо читать.
- Чего испугался Евсейка? Почему он не заплакал, испугавшись?
(чтение с.9-10)
- Прочитай описания-сравнения тех морских обитателей, кто плавал вокруг Евсейки.
- Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг?
- Прочитайте песню-дразнилку, которую бормотали рыбы.
- Как к этим словам отнёсся Евсейка?
- Как это характеризует мальчика?
(чтение с.10-11)
- Что предложил мальчик болтливой рыбе?
- Прочитаем диалог. С какой интонацией нужно читать?
- Прочитайте песню, которую пела рыба, про себя. Все ли слова вам понятны?
- Прочитайте , что кричали маленькие рыбёшки. Какое слово использовал автор? (орут) Почему?
(чтение до конца)
– Как Евсейка снова попал на берег?
- Каким изобразил автор Евсейку?
- Как к нему относится автор? Почему?
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 5. Какой отрывок произведения изобразил художник?
VI. Анализ произведения.
- Что же мы прочитали: рассказ или сказку?
- Вспомним, какие произведения называют в литературе рассказом и сказкой.
Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.
Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.
В произведении М. Горького правдиво описаны обитатели подводного мира, значит, это рассказ, но вот только в жизни они не разговаривают, а в сказке могут, значит, это сказка.
Главный герой — обычный мальчик, он любознательный, любуется морскими обитателями. Он вежливый, старается поддержать разговор с болтливой рыбой. Он смелый и находчивый, придумывает, как вернуться на берег. Но только в сказке мальчик может так долго находиться под водой без специального оборудования, все видеть и слышать.
Сюжет развивается так, как это обычно бывает в рассказе:
- завязка (Евсейка попадает в воду)
- основная часть (наблюдение за подводным миром и разговор с его обитателями)
- самый напряженный момент (предложение поиграть и согласие рыбы)
- развязка (Евсейка возвращается на берег).
Также нет и других признаков волшебной сказки, таких как троекратные повторы, волшебные предметы, помощники, постоянные эпитеты.
- Сделайте вывод?
Итак, произведение М. Горького «Случай с Евсейкой» - это рассказ.
- А зачем М.Горький добавляет элементы нереальных событий?
Автор придумывает сказочные события, чтобы показать читателям, что даже в самых невероятных ситуациях человек может проявить лучшие стороны характера: сохранить спокойствие, быть вежливым, проявлять интерес к происходящему.
- Почему это произведение помещено в разделе «Были и небылицы»?
VII. Домашнее задание
Подготовьте рассказ об Евсейке/ в.3: составьте рассказ-описание, что увидел Евсейка в подводном царстве
VIII. Итог урока. Рефлексия
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?