kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературное чтение на роднолм языке 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературное чтение на родном языке в 4 классе по теме" Произведения о детях в годы великой Отечественной войны.Е.А Благинина "Папе письмо на фронт"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературное чтение на роднолм языке 4 класс»


Литературное чтение на родном языке 4 а класс

29.11.19

Тема урока: Произведения о детях во время Великой Отечественной войны.

Е.А.Благинина «Папе письмо на фронт»


Цели: создать условия для знакомства детей с произведениями о детях во время Вов, с произведением Е. Благининой «Папе на фронт», с репродукцией картины А. Лактионова «Письмо с фронта»;

Задачи: познакомить с произведением Е. Благининой «Папе на фронт», с репродукцией картины А. Лактионова «Письмо с фронта»;

учить сравнивать произведения разных жанров; обучать выразительному чтению произведения; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение, сравнивать произведения разных жанров;

метапредметные:

— умения эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока,

- умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений,

— осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление обязанностей в группе при планировании проекта о Родине; личностные: осмысление темы «Что значит для меня моя Родина».

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, Репродукция картины А. Лактионова «Письмо с фронта».


ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент




Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час, стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное!

Вот сорок первый год. Конец июня,

И люди спать легли спокойно накануне.

Но утром уже знала вся страна,

Что началась ужасная война!

— Понравилось вам стихотворение?

— Прочитайте медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.

— О чем говорится в этом стихотворении?

— Какие чувства вызывают у вас эти строчки?


Готовятся к уроку

Актуализация знаний.

проверка Д.З

-Почему войну называют ужасной?

- в каком году началась ВО война? В каком месяце?

- Какие стихи о войне вы уже читали?

- Назовите современных писателей, которые писали о войне?

- Что вы знаете из жизни И.П.Захаровой?

Читают стихотворение

Формулирование темы


Слайд 2,3,4. – К чему призывала Родина –Мать?


-Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?

Игра «Слово рассыпалось» ЛА ГИ Б ИНАН

Определяют тему




Работа по теме.


Вступительная беседа































Физминутка


Слов работа









Работа над стихотворением

































































Творческая работа

Биография писательницы


Елена Александровна Благинина (1903-1989), уроженка орловской деревни, не сразу поняла, что родилась поэтом. Она была дочерью багажного кассира на станции Курск-I, внучкой священника. Девочка собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт.Потом она поступила в Высший литературно-художественный институт в Москве, которым руководил поэт Валерий Брюсов.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», — вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.
За журнальными публикациями последовали книги. В 1936 г. почти одновременно вышли поэма «Садко» и сборник «Осень». Потом было много других книг: Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических.

С началом Великой Отечественной войны в творчество Благининой входит военная тематика: и в самом трагическом ее повороте — смерть, разрушение («Одинокие печки»), и в патриотической вере в неизбежность победы именно как торжества добра и правды. В послевоенные годы эта тема будет продолжена в утверждении благодарной памяти, без которой немыслимо будущее («Шинель» и др.). В сборнике «На привале» (1945), «Радуга» (1948), «Огонек» (1949), «Не мешайте мне трудиться» (1959).

Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990). Последний появился, когда Елены Александровны уже не было в живых: она умерла в 1989 г.


Знакомство со стихотворением Е. Благининой «Папе на фронт»

— Прочитайте название стихотворения. О чем может в нем говориться?

(Прогнозирование содержания текста.)

— Прочитайте имя автора. Что вы помните о Елене Александровне Благининой?

(Чтение стихотворения учителем.)

— Какие чувства вы испытали при чтении?

— Прочитайте строчки, которые вас особенно тронули.

— Прочитайте стихотворение самостоятельно. Приготовьтесь читать выразительно.

(Выразительное чтение стихотворения.)

— Подготовьте пересказ текста от лица мальчика.

Анализ стихотворения Е. Благининой «Письмо папе на фронт»

Письмо ребенка отцу начинается с приветствия «Здравствуй, Папка!» Уже при прочтении только приветствия, мы чувствуем настроение

лирического героя, мы не можем сказать точно, девочка это или мальчик. После прочтения этой строчки, мы видим и ощущаем чувства ребенка, его искренность.

Строчка «Ты опять мне снился, только в этот раз не на войне», она показывает, что ребенок часто думает о своем отце, он скучает по нему, слово «опять» подводит нас к тому, что не первую ночь ребенок видит папу во сне. Мы понимаем, что дитя ждет возвращения своего папки ,он об этом мечтает ,и его мечты реализуются во сне.

«Я немножко даже удивился-/ До чего ты прежний был во сне!» в этой строке мы видим не только удивление сына, но и тоску по прежним временам.

«Прежний- прежний» раскрывает всю суть, которую, хотел передать ребенок в своем письме, подразумевая то, что его папа не изменился, он такой же как и был.

«Ты вбежал ,поцеловался с мамой,/ а потом поцеловал меня»здесь мы видим, что не только сын очень ждал встречи с отцом ,но и отец, торопился домой, чтобы скорее увидеть своих близких.

«Мама будто плачет и смеется, я визжу и висну на тебе.» эта строка показывает нам чувства, которые испытывают персонажи. «Мама будто плачет и смеется» мы видим чувства любящей жены, которая верила и надеялась, что ее муж вернется домой, плачет она от радости, которая переполняет ее сердце

«Мы с тобою начали бороться, /я ,конечно, одолел в борьбе»с помощью этих строк мы переносимся в обстановку обычной семьи, счастливой семьи, где отношения между отцом и сыном очень теплые, они играют и сын одерживает победу. Здесь можно увидеть, что отец очень любит своего ребенка, он ему поддается.

«А потом принёс те два осколка,/ Что нашёл недавно у ворот,/ И сказал тебе: «А скоро ёлка!/ Ты приедешь к нам на Новый год?»»

Мы видим весь трепет между отцом и сыном, наш герой хранил свою находку, для того, чтобы показать ее своему папе, совсем не важно, что это за осколки, важно, что они представляют для мальчика, какую ценность несут в себе. Также мы видим, что действия происходят зимой, скоро Новый Год.

Этот праздник очень важен для ребенка, ведь Новый год – это пора чудес, пора исполнения всех желаний, даже самых сокровенных. Ну, а какое же желание у героя? Конечно же возвращение отца домой живым и невредимым. И как раз под новый год он может загадать свое желание и оно обязательно исполнится.

«Я сказал да тут же и проснулся/, Как случилось это, не пойму./ Осторожно к стенке прикоснулся,/ В удивленье поглядел во тьму.»

Все становится на свои места - это был всего лишь сон, но он был такой реальный, что наш персонаж не может понять, почему же отца нет рядом. Сейчас мы видим, что ребенок потерян, он расстроен, что это была не реальность, а сон.

«Осторожно к стенке прикоснулся, в удивленье поглядел во тьму» здесь мы наблюдаем некое одиночество героя, отца рядом нет, вокруг только стены, тьма и тишина. Все же он всматривается во тьму, как бы ища своего отца в этой непроглядной тьме.

«Тьма такая – ничего не видно,/ Аж круги в глазах от этой тьмы!/До чего ж мне сделалось обидно,/ Что с тобою вдруг расстались мы»

Мы убеждаемся, что тьма самая, что ни на есть черная, в ней ничего не видно, с помощью ее автор показывает это противопоставление миров, где отец рядом, где не стихает детский смех, где счастлива семья и мир ,где отца рядом нет, мир, который не покидает надежда.

«Папа, ты вернёшься невредимый!/ Ведь война когда-нибудь пройдёт?/Миленький, голубчик мой родимый,/ Знаешь, вправду скоро Новый год.»

Сколько надежды в этих строках, надежды ребенка, которая непосредственно помогает отцу на фронте, оберегает его от опасности. «Папа, ты вернёшься невредимый!» это ведь не вопрос, это повествование, скорее даже убеждение. отца в том, что все будет хорошо, что вскоре отец вернется домой невредимым.

«Ведь война когда-нибудь пройдёт?» вера в лучшее никогда не покидала людей, даже в такие страшные времена, времена войны. Сквозь эти строчки протекает надежда, вера и любовь.

Также интересно, что мир сна с миром реальным они похожи, один момент присутствует везде. «Знаешь, вправду скоро Новый год». Это подтверждение того ,что это был не просто сон.

Чувствуется, что ребенок как будто упрашивает отца вернутся, говоря еще и о том, что скоро Новый Год, и его главное желание скоро исполнится.

Тонкие нотки намекают на то, что скоро все закончится, что, как и во сне, скоро Новый Год, только уже наяву, и надежда вспыхивает с новой силой, надежда в то, что скоро кончится война, что вся семья вскоре будет вместе.

Стихотворение можно разделить на две части, первая, где ребенок видит сон, а вторая, где он просыпается и видит, что все как и прежде, идет война, отца рядом нет. Также в этих двух частях чувства у ребенка разные. В первой части он рад встречи с отцом, он веселится и визжит, он счастлив, а во второй части мы видим обиду ребенка, от того, что отец все также на фронте, разочарование, одиночество.

В произведении присутствуют такие тематики как: антивоенная тематика, антифашистская, тематика любви к своей стране и к ее истории.

Работа по картине А. Лактионова «Письмо с фронта»
Выразительное чтение стихотворения

Представьте себе, что вы ждете отца с фронта. Напишите ему письмо

Рассматривают слайды.










Слушают учителя.






Глаголы помогают автору показать движение























Работают с учебником

































.

Итог.

Рефлексия

Какие чувства хотели донести до нас авторы?


Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...



Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения Е Благининой.

Написать письмо на фронт.






Материал для учителя

О картине «Письмо с фронта» А. Лактионова

Полотно «Письмо с фронта» принесло художнику большую известность. Написанное в 1947 г. по ещё свежим воспоминаниям о годах войны, оно нашло горячий отклик в сердцах людей.

Картина представляет собой жанровую сцену с удачно найденной «жизненной» постановкой фигур. Здесь нет неестественного позирования и ненужной патетики, такую сценку на залитом солнцем крыльце можно было увидеть в каждом доме, куда пришло долгожданное письмо. В каждой семье в эти радостные минуты сразу откладывались повседневные занятия и заслушивалось чтение послания, которое в этом произведении доверено старшему сыну. Для картины художнику позировали его родные; стремясь как можно точнее и достовернее передать все мельчайшие подробности, Александр Иванович Лактионов выступает истинным бытописателем.

Картина Лактионова «Письмо с фронта» завоевала симпатии сразу же, как только ее увидел зритель. На ней изображено то, что было так близко и дорого каждому русскому человеку, — ожидание победы, надежда на скорое возвращение любимых людей с фронта.

Автор: Кутявина С. В.


















































Литературное чтение 4 а класс

21.10.19 Учитель: Татаркова Н.В

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

Цели: Дать представление о сказках А.С. Пушкина.

Учить выделять главное в тексте.

Развивать умение выразительного чтения.

Учить анализировать поступки героев.

Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

3.Адекватно оценивать свои достижения;

4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осуществлять совместную деятельность

ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент. Сл2



Наш урок мне хочется открыть стихотворением:

Все дети мира любят

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.


Готовятся к уроку

Проверка домашнего задания.


Актуализация знаний






Пересказ сказки «Дочь- семилетка»

Какая это сказка по типу?

-Чему учит эта сказка?

Речевая разминка

- В какой сказке мы окажемся, вы скажете после речевой разминки. Повторите скороговорку (медленно, хором, затем темп ускоряем.)

Променяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят.

Пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.

- Где происходит действие в скороговорке? (На базаре)


Фронтальная работа

Отвечать на вопросы учителя.


Определение темы урока
















Работа по теме.




Рассказ учителя






Чтение сказки и демонстрация иллюстраций к ней.









Физминутка.


















Словарная работа



Чтение текста


Закрепление











Анализ произведения.

























Итог.

Рефлексия.


Домашнее задание

- В начале какой сказки А.С. Пушкина мы тоже оказываемся на базаре? (В "Сказке о попе и работнике его Балде")

- Сформулируйте тему урока. (А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)

- Сегодня мы окунёмся в замечательный мир сказок А.С. Пушкина.

-Что вы знаете о А.С.Пушкине?

ПУШКИН.

Родился он в Москве. Стихи начал сочинять ещё в детстве. В то время в дворянских семьях говорили по-французски, и Пушкин в семь лет свободно говорил и читал на французском и русском языках. В детстве Пушкин очень любил слушать сказки. У него была удивительная няня. Звали её Арина Родионовна. Перед сном она приходила и рассказывала Пушкину сказки. Пушкин просил, чтобы няня повторяла одни и те же сказки по многу раз. И

запоминал их – навсегда.

А.С.Пушкин – самый любимый писатель у нас в стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз.


Словарная работа.

В сказке есть слова, которые не употребляются в современной речи. Это – устаревшие слова. Давайте прочитаем значение некоторых таких слов.

ТОЛОКОННЫЙ – сделанный из толокна – из овсяной немолотой муки.

ПОЛБА – разность пшеницы, каша из неё.

РОЗЬ – разные, различные.

ПОДВОРЬЕ – дом с хозяйственными постройками.

ОБРОК – денежный или натуральный сбор.

СУПОСТАТ – противник, враг.

ПОПАДЬЯ – жена попа.

Чтение сказки и демонстрация иллюстраций к ней.

Беседа по содержанию сказки.

Где встретил поп Балду? (на базаре)

Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты? (попадья)

Кто не любил Балду? (поп)

Где жили черти? (в море)

Кого подослал к Балде старый бес? (внука)

Кого Балда поймал в лесочке? (зайчиков)

Какое задание Балда выполнил сам? (поднял коня)

Каким способом Балда поднял коня? (сел на кобылу верхом и поскакал)

После какого «щелка прыгнул поп до потолка»? (первого)

После какого «щелка лишился поп языка»? (второго)

После какого «щелка вышибло ум у старика»? (третьего)

Игра «Выбери слово»

Жил-был поп,

Толоконный лоб

……. поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком ……?»

Живёт Балда в поповом доме,

….. себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

Пошёл Балда в ближайший лесок,

Поймал двух …. да в мешок.

К морю опять он приходит,

У моря бесёнка находит.

Бедненький бес

Под кобылу подлез,

Поднатужился,

Понапружился,

Приподнял кобылу, два шага шагнул.

На третьем упал, ножки ……

Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелка

Прыгнул поп до ……

Со второго щелка

Лишился поп …….

А с третьего щелка

Вышибло … у старика.

Игра «Расшифруй имена героев сказки».

ОПП ДАБАЛ КАЗАЙ НОКСЕБЕ ДЬЯПАПО

- Какими словами автор заканчивает сказку? «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

- Какой хотел дать урок автор?

- Назовите основной закон сказки. (В сказках добро побеждает зло).

- Составьте характеристики героям.

ПОП

БАЛДА( жадный глупый беспечный БЕСЫ трусливый весёлый трудолюбивый уверенный смелый

находчивый верен данному слову глупые жалкие)


В чьём лице изобразил добро и зло Пушкин? (Зло- в лице ленивого и жадного попа.

Добро- в лице веселого и трудолюбивого Балды.)

-Добро победило зло? (да)

- А почему нам не весело?

- На протяжении всей сказки автор говорит: " Поп ",- и только один раз в конце – "старик". Какие чувства вызывает само слово старик? (жалость, беспомощность, слабость)

-Подтвердите текстом настроение автора, о его отношении к попу (…Вышибло ум у старика…)

-А правильно поступил Балда? Должен ли так поступать идеальный герой? Можно было простить попа и не проявлять жестокость или надо было проучить попа? Поп уже себя наказал. Он всё это время жил в страхе. Найдите слова в начале текста.

(Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
Лоб у него заранее трещит.)

- Не только в этой сказке Пушкин даёт нам помыслить о милосердии и прощении.


- Какую мысль пронёс Пушкин через эти сказки? (умейте прощать, но прощение не должно превращаться в покорность).

- А вы согласны с этим утверждением? Почему? ( Зло порождает зло.)


Найдите в сказке пословицы и поговорки.

Ест за четверых, работает за семерых.

Думу думать.

Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив.

На русский авось

Попляши-ка ты под нашу балалайку.













Определяют тему










Читают по цепочке.


































































(Сказка учит не жить за чужой счет, быть трудолюбивым и щедрым.)





































Домашнее задание










































Итог урока.


Рефлексия

-



.











Работа в паре с заданием на карточках.

- На уроках мы знакомились со сказками Пушкина. Впишите названия сказок ("Сказка о царе Салтане…", "Сказка о рыбаке и рыбке") в утверждение и сравните его с собственной позицией. Выслушайте своего товарища.

"Сказка о попе и работнике его Балде" учит: умейте прощать…

"Сказка о ________________________"говорит: и тогда все будут счастливы

"Сказка о_________________________"предостерегает: но прощение не должно превращаться в покорность.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока литературное чтение на роднолм языке 4 класс

Автор: Татаркова Наталья Владимировна

Дата: 29.11.2019

Номер свидетельства: 529377


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства