Работа по теме. Вступительная беседа Физминутка Слов работа Работа над стихотворением Творческая работа | Биография писательницы Елена Александровна Благинина (1903-1989), уроженка орловской деревни, не сразу поняла, что родилась поэтом. Она была дочерью багажного кассира на станции Курск-I, внучкой священника. Девочка собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт.Потом она поступила в Высший литературно-художественный институт в Москве, которым руководил поэт Валерий Брюсов. В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», — вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями. За журнальными публикациями последовали книги. В 1936 г. почти одновременно вышли поэма «Садко» и сборник «Осень». Потом было много других книг: Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. С началом Великой Отечественной войны в творчество Благининой входит военная тематика: и в самом трагическом ее повороте — смерть, разрушение («Одинокие печки»), и в патриотической вере в неизбежность победы именно как торжества добра и правды. В послевоенные годы эта тема будет продолжена в утверждении благодарной памяти, без которой немыслимо будущее («Шинель» и др.). В сборнике «На привале» (1945), «Радуга» (1948), «Огонек» (1949), «Не мешайте мне трудиться» (1959). Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990). Последний появился, когда Елены Александровны уже не было в живых: она умерла в 1989 г. Знакомство со стихотворением Е. Благининой «Папе на фронт» — Прочитайте название стихотворения. О чем может в нем говориться? (Прогнозирование содержания текста.) — Прочитайте имя автора. Что вы помните о Елене Александровне Благининой? (Чтение стихотворения учителем.) — Какие чувства вы испытали при чтении? — Прочитайте строчки, которые вас особенно тронули. — Прочитайте стихотворение самостоятельно. Приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чтение стихотворения.) — Подготовьте пересказ текста от лица мальчика. Анализ стихотворения Е. Благининой «Письмо папе на фронт» Письмо ребенка отцу начинается с приветствия «Здравствуй, Папка!» Уже при прочтении только приветствия, мы чувствуем настроение лирического героя, мы не можем сказать точно, девочка это или мальчик. После прочтения этой строчки, мы видим и ощущаем чувства ребенка, его искренность. Строчка «Ты опять мне снился, только в этот раз не на войне», она показывает, что ребенок часто думает о своем отце, он скучает по нему, слово «опять» подводит нас к тому, что не первую ночь ребенок видит папу во сне. Мы понимаем, что дитя ждет возвращения своего папки ,он об этом мечтает ,и его мечты реализуются во сне. «Я немножко даже удивился-/ До чего ты прежний был во сне!» в этой строке мы видим не только удивление сына, но и тоску по прежним временам. «Прежний- прежний» раскрывает всю суть, которую, хотел передать ребенок в своем письме, подразумевая то, что его папа не изменился, он такой же как и был. «Ты вбежал ,поцеловался с мамой,/ а потом поцеловал меня»здесь мы видим, что не только сын очень ждал встречи с отцом ,но и отец, торопился домой, чтобы скорее увидеть своих близких. «Мама будто плачет и смеется, я визжу и висну на тебе.» эта строка показывает нам чувства, которые испытывают персонажи. «Мама будто плачет и смеется» мы видим чувства любящей жены, которая верила и надеялась, что ее муж вернется домой, плачет она от радости, которая переполняет ее сердце «Мы с тобою начали бороться, /я ,конечно, одолел в борьбе»с помощью этих строк мы переносимся в обстановку обычной семьи, счастливой семьи, где отношения между отцом и сыном очень теплые, они играют и сын одерживает победу. Здесь можно увидеть, что отец очень любит своего ребенка, он ему поддается. «А потом принёс те два осколка,/ Что нашёл недавно у ворот,/ И сказал тебе: «А скоро ёлка!/ Ты приедешь к нам на Новый год?»» Мы видим весь трепет между отцом и сыном, наш герой хранил свою находку, для того, чтобы показать ее своему папе, совсем не важно, что это за осколки, важно, что они представляют для мальчика, какую ценность несут в себе. Также мы видим, что действия происходят зимой, скоро Новый Год. Этот праздник очень важен для ребенка, ведь Новый год – это пора чудес, пора исполнения всех желаний, даже самых сокровенных. Ну, а какое же желание у героя? Конечно же возвращение отца домой живым и невредимым. И как раз под новый год он может загадать свое желание и оно обязательно исполнится. «Я сказал да тут же и проснулся/, Как случилось это, не пойму./ Осторожно к стенке прикоснулся,/ В удивленье поглядел во тьму.» Все становится на свои места - это был всего лишь сон, но он был такой реальный, что наш персонаж не может понять, почему же отца нет рядом. Сейчас мы видим, что ребенок потерян, он расстроен, что это была не реальность, а сон. «Осторожно к стенке прикоснулся, в удивленье поглядел во тьму» здесь мы наблюдаем некое одиночество героя, отца рядом нет, вокруг только стены, тьма и тишина. Все же он всматривается во тьму, как бы ища своего отца в этой непроглядной тьме. «Тьма такая – ничего не видно,/ Аж круги в глазах от этой тьмы!/До чего ж мне сделалось обидно,/ Что с тобою вдруг расстались мы» Мы убеждаемся, что тьма самая, что ни на есть черная, в ней ничего не видно, с помощью ее автор показывает это противопоставление миров, где отец рядом, где не стихает детский смех, где счастлива семья и мир ,где отца рядом нет, мир, который не покидает надежда. «Папа, ты вернёшься невредимый!/ Ведь война когда-нибудь пройдёт?/Миленький, голубчик мой родимый,/ Знаешь, вправду скоро Новый год.» Сколько надежды в этих строках, надежды ребенка, которая непосредственно помогает отцу на фронте, оберегает его от опасности. «Папа, ты вернёшься невредимый!» это ведь не вопрос, это повествование, скорее даже убеждение. отца в том, что все будет хорошо, что вскоре отец вернется домой невредимым. «Ведь война когда-нибудь пройдёт?» вера в лучшее никогда не покидала людей, даже в такие страшные времена, времена войны. Сквозь эти строчки протекает надежда, вера и любовь. Также интересно, что мир сна с миром реальным они похожи, один момент присутствует везде. «Знаешь, вправду скоро Новый год». Это подтверждение того ,что это был не просто сон. Чувствуется, что ребенок как будто упрашивает отца вернутся, говоря еще и о том, что скоро Новый Год, и его главное желание скоро исполнится. Тонкие нотки намекают на то, что скоро все закончится, что, как и во сне, скоро Новый Год, только уже наяву, и надежда вспыхивает с новой силой, надежда в то, что скоро кончится война, что вся семья вскоре будет вместе. Стихотворение можно разделить на две части, первая, где ребенок видит сон, а вторая, где он просыпается и видит, что все как и прежде, идет война, отца рядом нет. Также в этих двух частях чувства у ребенка разные. В первой части он рад встречи с отцом, он веселится и визжит, он счастлив, а во второй части мы видим обиду ребенка, от того, что отец все также на фронте, разочарование, одиночество. В произведении присутствуют такие тематики как: антивоенная тематика, антифашистская, тематика любви к своей стране и к ее истории. Работа по картине А. Лактионова «Письмо с фронта» Выразительное чтение стихотворения Представьте себе, что вы ждете отца с фронта. Напишите ему письмо | Рассматривают слайды. Слушают учителя. Глаголы помогают автору показать движение Работают с учебником . |