Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира во 2 классе "Если хочешь быть здоров"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Подолешенская средняя общеобразовательная школа»
Прохоровского района Белгородской области
Урок окружающего мира
«Если хочешь быть
здоров»
2 класс
УМК «Школа России»
Подготовила:
Ладыгина Е.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «Подолешенская СОШ»
Контактный телефон: 8(47242)4-11-39
Подольхи, 2021г.
Конспект урока по окружающему миру с использованием здоровьесберегающих и ИКТ технологий
Тема
«Если хочешь быть здоров»
Класс
2 класс
Цель урока:
Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здорового состояния человека; познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.
Задачи урока:
Образовательные:
вместе с учащимися определить условия сохранения и укрепления здоровья;
познакомить со значением словосочетания
« личная гигиена», «правильное питание», «режим дня» научить применять эти знания в жизни, научить составлять личный режим дня;
воспитать ответственное отношение к своему здоровью через разумную организацию режима дня, питания, занятия физкультурой;
закреплять навыки гигиены;
учить правильно распределять время работы и отдыха (режим дня);
развивать речь, внимание, мышление (умение сравнивать, обобщать, делать выводы);
учить само- и взаимо-оценке, терпимости, умению работать в группе;
воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе;
формировать УУД:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: развивать мыслительную и творческую деятельность;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на уроке.
Прогнозируемые результаты
Будут знать: значение словосочетаний «личная гигиена», «правильное питание», «режим дня», «здоровый образ жизни».
Будут уметь: составлять свой индивидуальный режим дня, дети осознают необходимость ценностного отношения к своему здоровью, продолжится формирование адекватной мотивации к изучению своего организма занятиям спортом.
Будут уметь планировать практическую работу, устанавливать причинно –следственные связи, осуществлять коррекцию.
Будут уметь работать в парах: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формулировать собственное мнение, аргументировано его излагать, выслушивать мнение товарищей.
Будут уметь находить необходимую информацию для выполнения работы, анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и использовать в собственной жизни.
Тип урока
Комбинированный
Место урока в образовательном процессе:
Урок открытия новых знаний.
Организация пространства
Учебный кабинет
Технологии
здоровьесберегающие;
использование ИКТ;
использование элементов развивающего
обучения и игровых методов;
использование элементов исследовательской работы на уроке.
Межпредметные
связи
Окружающий мир, русский язык, литература.
Формы работы
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группе
Ресурсы:
- основные
-дополнительные
УМК «Школа России»
Учебник А. А. Плешаков, Мир вокруг нас, 2 класс, 2 часть, Москва, «Просвещение», 2014г.
2. Ожегов. «Словарь русского языка»
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Карточки (цели урока, условия сохранения здоровья, предметы личной гигиены),
Щётки зубные, щётка для одежды, щётка для обуви.
Листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Литература и медиаматериалы
Список литературы:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник для 2 класса. Москва: Просвещение, 2011г.
2. Т.Н.Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружащий мир». Москва: «ВАКО», 2012г.
3. Ковалько В.И.Здоровьесберегающие технологии М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
4. Ковалько В.И.Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
5. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.
Прилагаемые медиаматериалы:
1. Презентация
2. Ресурсы сети Интернет:
www.it-n.ru – сеть творческих учителей (сообщество
«Здоровьесберегающие технологии в школе»);
www.zdd.lseptember.ru – сайт научно-методической газеты «Здоровье детей»;
www.portal-healfh.ru – информационный портал о здоровье;
Личностные УУД: формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
Формирование психологического настроя напредстоящий урок
- Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.
Сегодня у нас на уроке гости. Поздороваемся с ними.
Что же мы говорим людям при встрече? (Здравствуйте.)
Что значит это слово? (Пожелание здоровья)
А как приветствуют друг друга военные? (Здравия желаю!)
Так что же желают люди друг другу? (Здоровья.)
Каждый человек хочет быть здоровым. А почему очень важно беречь и укреплять своё здоровье?
РегулятивныеУУД:прогнозирование предстоящей работы.
Мотивация познавательной деятельности.
Погружение в тему. Обоснование проблемы.
Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).
– Ребята, возьмите листы бумаги и цветные карандаши. Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг вас голубое небо, ярко светит солнце. Напишите, какие 9 ценностей важны для вас настолько, что вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? (Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Учитель записывает их на доске. Если слова повторяются, то учитель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место – семья и т.д.)
Личностные УУД: формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; формирование отношения к своему здоровью как к величайшей ценности.
Обсуждение проблемы:
– Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей? (Варианты ответов).
Принятие решения:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
– Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.
- Какая же тема нашего урока? (Ответы детей:«Если хочешь быть здоров»).
На уроке мы попробуем определить условия сохранения и укрепления своего здоровья.
- А какие ещё качества будем развивать? (Речь, внимание, мышление)
- Воспитывать волю.
Организация познавательной деятельности.
4. Определение условий сохранения и укрепления здоровья.
- Мудрые мысли люди заключали в пословицы. Попробуйте восстановить
пословицы (на интерактивной доске): СЛАЙД 5,6
Болен – лечись, а… для хвори беда.
Быстрого и ловкого… его разум дарит.
Здоровье не купишь - … здоров – берегись.
Ум да здоровье … болезнь не догонит.
Чистая вода… дороже всего.
Оцените работу товарища.
Пословицы читаются и выясняется их смысл.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на уроке.
- О чем эти пословицы?
5. Физминутка для глаз (интерактивная) СЛАЙД 7
Личностные УУД: формирование здоровьесберегающего поведения. – Давайте подумаем, почему школьники чаще всего пропускают занятия? (Простыли, появляется насморк, болят горло, уши.)
- Почему простужаются? (Одеваются не по погоде.)
- Значит, одно из условий сохранения и укрепления здоровья – одеваться по погоде.(Учитель прикрепляет на доску карточку «Одеваться по погоде.») СЛАЙД 8
- Иногда жалуются: «болит голова». Почему может появиться головная боль?(Устал, поздно лёг спать, не гуляет, не соблюдает режим дня.)
- Соблюдать режим дня – это очень важно для здоровья.
- А сейчас посмотрите на таблицу «Режим дня».
Прочитаем его «по цепочке»: СЛАЙД 9, 10
- Конечно, этот режим дня, примерный. Он может немного меняться.
Например, вы можете прийти из школы не в 13, а в 12 часов. Лечь спать не
в 21, а в 22 часа, если к вам в дом пришли гости. Самое главное, чтобы вы
спали не менее 8-9 часов, кушали в одно и то же время 4-5 раз в день, но
никак не реже трёх раз. Проводили на свежем воздухе не меньше двух
часов в день, чередовали учёбу или работу с отдыхом, побольшедвигались.
Итак, ещё один наш помощник в сохранении здоровья – это «Режим дня»
(На доске появляется карточка «Соблюдать режим дня.») СЛАЙД 11
5. Работа по учебнику
– Откройте учебник на с. 10
Познавательные УУД: извлекать нужную информацию при чтении и слушании, самостоятельно её находить в материалах учебника, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, сравнения, делать обобщения, выводы. КоммуникативныеУУД: развитие умения строить речевое высказывание.
- Рассмотрите рисунки. Что здесь пропущено?
- Вспомните пословицу «Быстрого и ловкого болезнь не догонит». Когда человек становится быстрым и ловким?
- Значит, чтобы быть бодрым, нужна достаточная двигательная активность.
- В чем она проявляется?
(Зарядка, физминутки в школе на уроках и переменах, дорога до школы – пешком, уроки физкультуры, ритмики, спортивные секции, прогулки на свежем воздухе – особенно в лесу, умелое чередование труда и отдыха.)
- Значит, достаточная двигательная активность – ещё одно условие сохранения здоровья. СЛАЙД 12
– Одна из причин болезней живота, чесотки – грязные руки.
- Какое же правило сохранения здоровья нужно соблюдать?
Соблюдать правила личной гигиены. СЛАЙД 13
- Что означает слово «гигиена»? (словарь Ожегова)
- Платье, обувь и жилище быть должны как можно чище.
Отгадайте загадки: СЛАЙД 14
Гладко, душисто,
Моет всех чисто (мыло)
Ею руки, ноги, спину трут,
Ее ... (мочалкою) зовут.
Мягкое, пушистое,
То, чем вытираются,
... (полотенцем) называется.
Целых 25 зубков
для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягyr волосы рядком. (Расческа.)
Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Я утру потоки слез,
Не забуду и про нос. (Носовой платок.)
Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу прыгала,
Всю грязь повыгнала. (Зубная щетка.)
- Рассмотрите рисунки на стр.11. Как их можно назвать одним словом? (Предметы личной гигиены)
- Предметы гигиены могут быть общими. Почему?
- (Могут пользоваться все члены семьи.)
… и индивидуальными. Почему?
- (Они для личного пользования.)
- Попробуйте правильно распределить их:
(Самостоятельная работа) СЛАЙД 15
Л ичные
Общие
На партах слова на карточках : шампунь, мыло, мочалка, зубная щетка,
зубная паста, расческа, полотенце, щетка для одежды, щетка для обуви.
(Ребенок берет карточку со словами и прикрепляет её в нужный столбик.)
Познавательные УУД: общеучебные УУД: знание значения терминов, различение предметов личной и общей гигиены, применение этих знаний в жизни. Коммуникативные УУД: умение аргументировано доказывать свою мысль, оформлять в речевое высказывание. Личностные УУД: формирование умения классифицировать объекты на основании определенных критериев.Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция.
- Оцените работу товарища.
(Дети поднимают рисунок с изображением довольного «Смайлика»,
если задание выполнено правильно, и расстроенного, если в задании
допущена ошибка.)
– Мы уже знаем и соблюдаем многие правила гигиены. Давайте проверим себя и закончим правила, данные в учебнике на стр.11.
- Какое правило имеет 2 варианта ответа и почему?
(Для правшей свет при письме должен падать слева, а для левшей – справа.)
6. ФизминуткаСЛАЙД 15
(Звучит грамзапись «Зарядка для детей»)
Дети выполняют физические упражнения.
ЛичностныеУУД: формирование здоровьесберегающего поведения. 7. Коллективная работа. СЛАЙД 16, 17
- Прочитайте шепотом стихотворение, записанное на доске:
Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой – сапоги,
Этой щеткой – чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.
- На столе у меня три щетки, соотнесите строчку стихотворения с нужной щеткой.
- Оцените ответ товарища, используя «Смайлики».
КоммуникативныеУУД:формирование собственного мнения, развитие умения слушать и понимать других.
- Какие звуки повторяются в стихах и напомнили вам работу щетки?
[ч’], [щ’]
- Как правильно чистить зубы? СЛАЙД 18
(Дети читают стихи):
Зубы чистим мы умело:
Сверху вниз и вправо, влево.
Чтоб не мучиться с зубами,
Щетку водим мы кругами.
Зубы чистим осторожно –
Ведь поранить десны можно.
- А что потом?
Зубы мы ополоснем!
Вот мой вам совет:
Дважды в день
Чистить зубы старательно.
И утром, и вечером
Обязательно.
- Какие ещё правила сохранения зубов надо соблюдать?
(Не грызть орехи, семечки, не откусывать нитку при шитье, посещать стоматолога 2 раза в год)
ПознавательныеУУД:понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ.
8. Работа в парах.
- В рассказе В. Драгунского «Что любит Мишка?» мальчик говорит, что он ест конфеты (ириски, карамельки, шоколадные, торты, пирожные, пряники, печенье, вафли, пирожки с вареньем, булочки, бублики, сушки, кексы, крендельки, ватрушки, слойки с повидлом). Правильно ли питается мальчик?
- Каким должно быть питание?
- (Пища должна быть разнообразной.) СЛАЙД 19
- Продукты бывают растительного (получены из растений) и животного (получены благодаря животным) происхождения.
-У вас на парте конверт. Выньте карточки и распределите продукты по их происхождению.(Работа в парах).
Коммуникативные УУД: формирование умения работать в парах, распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формировать собственное мнение, аргументировано его излагать.ЛичностныеУУД:развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом. ПознавательныеУУД: развитие умения извлекать информацию из иллюстрации.
В конверте слова: сливочное масло, хлеб, яблоки, яйца, творог, лук,
(Питаться разнообразной пищей, соблюдать режим питания.) СЛАЙД 20
-Дети вашего возраста должны питаться 4-5 раз в день: завтрак дома, 2 завтрак (в школе), обед, полдник, ужин (за 2 часа до сна).
9. Игра «Да – нет».
Напоследок, дети,
Дам я вам советы:
Если мой совет хороший –
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: «Нет, нет, нет».
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший –
Вы похлопайте в ладоши!
Зубы вы почистили и идете спать.
Захватите булочку сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет!
Ох, неловкая Людмила
На пол щётку уронила,
С полу щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда?
Нет!
Я с радостью услышала
Ваш правильный ответ.
И верю, вы запомнили,
Что полезно, а что – нет.
Личностные УУД: формирование мотивации к обучению целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.
10. Закрепление изученного. Групповая работа.
- А теперь к любому из правил сохранения здоровья, которые мы вывели с вами на уроке, нарисуйте плакат для своих ровесников (это может быть реклама зубной пасты, щётки, правильного питания…).
Коммуникативные УУД: формирование умения работать в группе, распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формировать собственное мнение, аргументировано его излагать.Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на уроке.
Подведение итогов урока.
11. Рефлексия.СЛАЙД 21
Что нового узнали на уроке?
Достигли ли мы цели урока?
Назовите помощников в сохранении здоровья. (Режим дня, личная гигиена, правильное питание, движение, врачи.)
Что такое режим дня? Что нужно учитывать при составлении собственного распорядка дня?
Что такое личная гигиена? Какие предметы должны быть у человека личными, а какие могут быть общими?
Назовите правила личной гигиены.
Как ухаживать за зубами?
Что такое правильное питание?
П очему человеку нужно двигаться, заниматься физкультурой?
Оцените свои достижения на уроке.
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- А теперь оцените свои достижения на уроке.
С ейчас мы вырастим дерево– это «Яблоня здоровья».
СЛАЙД 22
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, ребёнок прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Е сли урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то прикрепитецветы.
Если урок не отличается от прежних уроков и ничего нового не произошло – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то желтый, чахлый лист.
(Каждый ученик более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.)
Личностные УУД:иметь представление о границах собственного знания и «незнания». Познавательные УУД:умения структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: развитие умения строить речевые высказывания. Регулятивные УУД: развитие умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию, прогнозирование.
12.Домашнее задание: СЛАЙД 23
Уч. стр.10-13 читать, ответить на вопросы, составить свой режим дня.
Я дарю всем витамины,
Это яблоки для вас,
А ещё, чтоб не забыли,
«Памятки» раздам сейчас.
Не забудьте про зарядку,
Выполняйте спозаранку.
Будьте счастливы, здоровы,
Будьте сильными всегда!
(Учитель раздаёт памятки «Как сохранить здоровье»)
Памятка «Как сохранить здоровье»
Для сохранения здоровья нужно чаще бывать на свежем воздухе, больше двигаться, закаляться.
Правильно и вовремя питаться. Больше есть овощей и фруктов, меньше сладостей.
Заниматься спортом, умственным и физическим трудом, полноценно отдыхать.
Читать интересные книги, играть с друзьями, помогать взрослым.