Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира»
9
Разработка урока окружающего мира в 4 классе
Тема: Природные зоны. Пустыня.
1) Вспомним тему, которую мы изучаем уже 5 уроков?
(Природные зоны России!)
Правильно! И сегодня мы с Вами продолжим путешествовать по природным зонам России!
2) Работать сегодня будем в группах! Поиграем в игру «Кто, где живёт? Как выглядит?»
Посмотрите на доску, я условно разделила её на природные зоны, с которыми вы уже знакомы.
У Вас в группах лежат карточки - это картинки животных, растений, природных явлений и даже экологических проблем разных зон.
Сейчас каждая группа подумает, обсудит, представитель от группы (№ ) подойдет к доске и разместит карточки на той части доски, в какой зоне они обитают.
Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте, нет ли ошибок.
Все ли карточки, вы расселили? (Нет!)
Почему у Вас остались карточки? (они не подходят ни к одной из зон)
Давайте попробуем их объединить – разместите их на отдельной стороне доски.
Послушайте загадку об этой зоне, разгадав которую мы узнаем тему нашего урока:
Солнце печёт немилосердно.
Во все стороны видны только одни сыпучие пески.
Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря.
Правда, вдалеке, у горизонта, очертания расплываются в горячем воздухе.
(пустыня!!!)
Правильно, пустыня! Итак, тема нашего урока???? (Пустыня)
2) От какого слова произошло слово «пустыня»? ( «Пусто», «пустошь»)
Давайте найдем в словаре Даля (Ожегова), как это слово растолковывается .
Сир.548
( Один ученик подходит к столу учителя открывает словарь и зачитывает слово ( Пусто –незаселенная земля, пустыня –необитаемое место)
3)Незаселенное, необитаемое пространство!!! То есть там никто не живет???
Учитель подходит к выставки рисунков учеников: А я на Ваших рисунках вижу, что жизнь в пустыне есть: вы нарисовали в пустыни кактусы, верблюдов и т.п.???
Что же нам сегодня на уроке нужно будет выяснить????
(Как животные и растения сумели приспособиться к жизни в пустыни? И еще: живут ли там люди?)
Правильно! Это и будет целью нашего урока.
Зачитать цель урока.
4) Работаем группой, каждой группе предоставлен «путеводный лист путешественника» - рабочий лист с четкими инструкциями для работы.
Вспомним план изучения природной зоны на стр.71 учебника.
С чего начинаем изучение каждой зоны? (с работы с картой)
Правильно! Это 1 задание в Ваших рабочих листах.
Рассмотрим карту на стр. 72 – найдите природную зону пустыни в России и цветными карандашами отметьте её местонахождение на контурной карте.
(1 минута)
1 группа выходит и показывает, что у них получилось. № из 2 группы выходит к доске и отмечает зону пустынь на карте слайда.
? детям: Большую ли площадь занимает эта зона в России? (Нет) Детей посадить на места.
Учитель:
Действительно, это самая маленькая природная зона в России. А в мире на нашей планете Земля эта зона занимает огромные пространства.( Можете это увидеть в атласах, которые лежат у Вас на столах в группе)
Пустыня бывает песчаная, с волнами из песка, которые называются барханы; глинистая – с глубокими трещинами – такырами и самая безжизненная каменистая пустыня, которая представляет голый камень.
5) Продолжаем работать в группе. Даю вам 5 минут на выполнение следующего задания. Работаем с рабочим листом всей группой, № записывает, № готовиться представить мнение группы.
6) Слово 1 группе.
Какие же растения приспособились к жизни в пустыни?
(верб.колючка, колосняк,джузгун)
Какие у них есть приспособления для жизни в пустыни?
(1. Длинный корень до 20 м )
Для чего нужно это приспособление?
(добывать воду –она очень глубоко)
(2.колючие – чтобы их не ели животные)
Их не едят?
(все равно едят, т.к. другой пищи нет)
(3. тонкие листья –колючки – что бы не расходавать много воды)
А какую важную работу выполняют растения в пустыни №…
(корнями закрепляют пески, не дают ветру переносить песок)
Спасибо!
7) Слово 2 группе. Выступает №..
Какие животные приспособились к пустыни?
(Откройте все стр. 120 –картинки этих животных! Верблюд, сайгак…..)
Какие они имеют приспособления и для чего?
(Длинные ноги - прыгать (3м) и бегать(80 км/ч), т.к. необходимо искать пищу на больших расстояниях.
Кочуют – в поисках пищи и воды.
Живут стаями – так легче прожить.
Роют норы – прячутся в них от Солнца.
Цвет шкуры как песок – прятаться от врагов.
Активны ночью, днем спят – ночью не так жарко.
Долго могут без воды - т.к. воды нет)
Спасибо!
8) Верблюды долго могут без воды, а 4 в долго без зарядки не может!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
По пустыне мы гуляли.
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели.
И нас всех лучи согрели.
Я сейчас буду называть выражения о пустыне – если верное присядем, если нет, поднимаем руки вверх. Посмотрим, какие Вы внимательные.
Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
Зона пустынь сменяет зону степей. (+)
Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)
Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)
Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)
Задние лапы тушканчика в 20 раз длиннее самого зверька (+)
С их помощью тушканчик прыгает до 10 метров (-) Он прыгает на 3 метра и это тоже о…очень много! Садитесь. Продолжаем работать.
9) У меня вопрос к 3 группе! Почему же растениям и животным приходится приспосабливаться к жизни ?
(Климат суровый. Лето о..очень жаркое. Поверхность земли нагревается до +70⁰, а t воздуха +40⁰.
Очень редко идут дожди, поэтому очень сухо.)
Жарко +сухо = пустыня (на доску)
10) Вопрос 4 группе: Живут ли люди в этой зоне?
(Да и давно, но только там куда люди провели воду. Где поля поливают и поэтому выращивают виноград. Разводят овец, верблюдов для мяса, шерсти, молока.)
Правильно, а еще в пустынях люди используют верблюдов как ездовых и вьючных животных.
Обычный вес ноши верблюда- 150 кг. С этой ношей за день он может пройти 100 км.
Без еды может обходиться несколько дней: у него на спине есть горб в котором запасается жир, который он использует для питания, без воды может оставаться 5 дней, в редких случаях – неделями!
9) 5 группа. Наверное, здесь нет экологических проблем, как в других природных зонах, ведь здесь мало людей?
(Нет, проблемы есть и здесь.
1)Много соли в почве – засоление, почва делается не плодородной, растения не растут.)
Почему это происходит?
(Не правильный полив –орошение.)
(2)песок засыпает дороги, поля, так как много разводят скота, а они съедают и вытаптывают все растения, а растений тут и так мало.
3)Исчезают животные, например сайгак, т.к. на него охотятся люди, хотя это запрещено –браконьерство.)
10) Группа 6 подскажет нам, а можно эти проблемы как то решить?
Да можно.
(Необходимо запретить людям разводить много скота в зоне пустынь; правильно организовать полив растений в этой зоне, запретить убивать диких животных, уничтожать гнезда, яйца. Ну и конечно, создавать заповедники.Например здесь создан заповедник «Черные земли».)
11) Предлагаю Вам посмотреть видеоролик о заповеднике Черные Земли и после просмотра ответить на вопросы, которые отмечены в Ваших рабочих листах.
1) Сколько лет отметил заповедник? (25)
2) Кроме пустыни, какие еще изучает ландшафты? (полупустыни, степи)
3) Много ли подобных заповедников в России? (он один единственный)
5) Сколько особей сайгаков насчитывает заповедник на сегодняшний день? (8 000)
6) Увеличивается ли поголовье сайгаков? (нет)
7) К чему это может привести? (полное вымирание животного)
Поэтому сайгаки занесены в Красную книгу России. И охраняются законом. Охота на них – это преступление.
12) Итак, мы познакомились с природой пустыни. Закончилось наше путешествие по пустыне. Мы у себя дома, а пустыня всё также далеко, где-то за горизонтом..
Как вы можете оценить условия жизни в пустыне? Какую поставите оценку? (2 или 3)
Хотели бы вы жить в пустыне? (нет)
Что вам хочется на прощание сказать пустыне и её обитателям? (…)
13) На закрепление я хочу Вам предложить несколько загадок:
1) лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла и хвост льва. Кто это?
( тушканчик)
2) Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По колючкам босиком
Кто идёт с горбом-мешком? (верблюд)
3) Как живые бочки.
Из пустыни мы попали
К вам домой в горшочки.
Воду копим мы внутри.
Все в иголках, посмотри. (Кактусы)
14) Д/З
1) стр.118-125
2) Раб. Тетрадь…
3) Желающим:
Придумать загадки о природной зоне «Пустыня».
К следующей теме: Сам себе художник” рисунки или фотографии на тему «У Черного моря».
15)
У каждого листочек, заполнить небольшую анкету:
1) кто был самым активным в вашей группе и заслуживает оценку «5»
2) оценку кто «4»?
3) На уроке Я работал (активно или пассивно)
4) Своей работай на уроке Я (доволен или не доволен)
5) Урок мне показался (коротким или длинным)
6) Материал урока был (понятен/ не понятен; интересен/скучен; легким/трудным)
7) Мое настроение после урока (нарисовать, что к тебе подходит)
16) Оценки
1. Объявить, что всем будет поставлена оценка за рисунок