kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока окружающего мира в 4 классе. Тема: Природные зоны. Прироная зона  пустыня.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира»

9


Разработка урока окружающего мира в 4 классе

Тема: Природные зоны. Пустыня.



1) Вспомним тему, которую мы изучаем уже 5 уроков?

(Природные зоны России!)

Правильно! И сегодня мы с Вами продолжим путешествовать по природным зонам России!

2) Работать сегодня будем в группах! Поиграем в игру «Кто, где живёт? Как выглядит?»

Посмотрите на доску, я условно разделила её на природные зоны, с которыми вы уже знакомы.

У Вас в группах лежат карточки - это картинки животных, растений, природных явлений и даже экологических проблем разных зон.

Сейчас каждая группа подумает, обсудит, представитель от группы (№ ) подойдет к доске и разместит карточки на той части доски, в какой зоне они обитают.

Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте, нет ли ошибок.

Все ли карточки, вы расселили? (Нет!)

Почему у Вас остались карточки? (они не подходят ни к одной из зон)

Давайте попробуем их объединить – разместите их на отдельной стороне доски.

Послушайте загадку об этой зоне, разгадав которую мы узнаем тему нашего урока:


Солнце печёт немилосердно.

Во все стороны видны только одни сыпучие пески.

Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря.

Правда, вдалеке, у горизонта, очертания расплываются в горячем воздухе.

(пустыня!!!)

Правильно, пустыня! Итак, тема нашего урока???? (Пустыня)


2) От какого слова произошло слово «пустыня»? ( «Пусто», «пустошь»)

Давайте найдем в словаре Даля (Ожегова), как это слово растолковывается .

Сир.548

( Один ученик подходит к столу учителя открывает словарь и зачитывает слово ( Пусто –незаселенная земля, пустыня –необитаемое место)


3)Незаселенное, необитаемое пространство!!! То есть там никто не живет???

Учитель подходит к выставки рисунков учеников: А я на Ваших рисунках вижу, что жизнь в пустыне есть: вы нарисовали в пустыни кактусы, верблюдов и т.п.???

Что же нам сегодня на уроке нужно будет выяснить????

(Как животные и растения сумели приспособиться к жизни в пустыни? И еще: живут ли там люди?)

Правильно! Это и будет целью нашего урока.

Зачитать цель урока.



4) Работаем группой, каждой группе предоставлен «путеводный лист путешественника» - рабочий лист с четкими инструкциями для работы.


Вспомним план изучения природной зоны на стр.71 учебника.

С чего начинаем изучение каждой зоны? (с работы с картой)

Правильно! Это 1 задание в Ваших рабочих листах.

Рассмотрим карту на стр. 72 – найдите природную зону пустыни в России и цветными карандашами отметьте её местонахождение на контурной карте.

(1 минута)

1 группа выходит и показывает, что у них получилось. № из 2 группы выходит к доске и отмечает зону пустынь на карте слайда.

? детям: Большую ли площадь занимает эта зона в России? (Нет) Детей посадить на места.

Учитель:

Действительно, это самая маленькая природная зона в России. А в мире на нашей планете Земля эта зона занимает огромные пространства.( Можете это увидеть в атласах, которые лежат у Вас на столах в группе)

Пустыня бывает песчаная, с волнами из песка, которые называются барханы; глинистая – с глубокими трещинами – такырами и самая безжизненная каменистая пустыня, которая представляет голый камень.


5) Продолжаем работать в группе. Даю вам 5 минут на выполнение следующего задания. Работаем с рабочим листом всей группой, № записывает, № готовиться представить мнение группы.


6) Слово 1 группе.

Какие же растения приспособились к жизни в пустыни?

(верб.колючка, колосняк,джузгун)

Какие у них есть приспособления для жизни в пустыни?

(1. Длинный корень до 20 м )

Для чего нужно это приспособление?

(добывать воду –она очень глубоко)

(2.колючие – чтобы их не ели животные)

Их не едят?

(все равно едят, т.к. другой пищи нет)

(3. тонкие листья –колючки – что бы не расходавать много воды)

А какую важную работу выполняют растения в пустыни №…

(корнями закрепляют пески, не дают ветру переносить песок)

Спасибо!

7) Слово 2 группе. Выступает №..

Какие животные приспособились к пустыни?

(Откройте все стр. 120 –картинки этих животных! Верблюд, сайгак…..)

Какие они имеют приспособления и для чего?

(Длинные ноги - прыгать (3м) и бегать(80 км/ч), т.к. необходимо искать пищу на больших расстояниях.

Кочуют – в поисках пищи и воды.

Живут стаями – так легче прожить.

Роют норы – прячутся в них от Солнца.

Цвет шкуры как песок – прятаться от врагов.

Активны ночью, днем спят – ночью не так жарко.

Долго могут без воды - т.к. воды нет)

Спасибо!


8) Верблюды долго могут без воды, а 4 в долго без зарядки не может!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

По пустыне мы гуляли.

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели.

И нас всех лучи согрели.

Я сейчас буду называть выражения о пустыне – если верное присядем, если нет, поднимаем руки вверх. Посмотрим, какие Вы внимательные.

  1. Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)

  2. Зона пустынь сменяет зону степей. (+)

  3. Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)

  4. Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)

  5. Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)

  6. Задние лапы тушканчика в 20 раз длиннее самого зверька (+)

  7. С их помощью тушканчик прыгает до 10 метров (-) Он прыгает на 3 метра и это тоже о…очень много! Садитесь. Продолжаем работать.



9) У меня вопрос к 3 группе! Почему же растениям и животным приходится приспосабливаться к жизни ?


(Климат суровый. Лето о..очень жаркое. Поверхность земли нагревается до +70, а t воздуха +40.

Очень редко идут дожди, поэтому очень сухо.)

Жарко +сухо = пустыня (на доску)


10) Вопрос 4 группе: Живут ли люди в этой зоне?

(Да и давно, но только там куда люди провели воду. Где поля поливают и поэтому выращивают виноград. Разводят овец, верблюдов для мяса, шерсти, молока.)

Правильно, а еще в пустынях люди используют верблюдов как ездовых и вьючных животных.

Обычный вес ноши верблюда- 150 кг. С этой ношей за день он может пройти 100 км.

Без еды может обходиться несколько дней: у него на спине есть горб в котором запасается жир, который он использует для питания, без воды может оставаться 5 дней, в редких случаях – неделями!


9) 5 группа. Наверное, здесь нет экологических проблем, как в других природных зонах, ведь здесь мало людей?

(Нет, проблемы есть и здесь.

1)Много соли в почве – засоление, почва делается не плодородной, растения не растут.)

Почему это происходит?

(Не правильный полив –орошение.)

(2)песок засыпает дороги, поля, так как много разводят скота, а они съедают и вытаптывают все растения, а растений тут и так мало.

3)Исчезают животные, например сайгак, т.к. на него охотятся люди, хотя это запрещено –браконьерство.)


10) Группа 6 подскажет нам, а можно эти проблемы как то решить?

Да можно.

(Необходимо запретить людям разводить много скота в зоне пустынь; правильно организовать полив растений в этой зоне, запретить убивать диких животных, уничтожать гнезда, яйца. Ну и конечно, создавать заповедники.Например здесь создан заповедник «Черные земли».)



11) Предлагаю Вам посмотреть видеоролик о заповеднике Черные Земли и после просмотра ответить на вопросы, которые отмечены в Ваших рабочих листах.


1) Сколько лет отметил заповедник? (25)

2) Кроме пустыни, какие еще изучает ландшафты? (полупустыни, степи)

3) Много ли подобных заповедников в России? (он один единственный)

4) Заповедник «Черные Земли» - главное место изучения…. какого животного? (сайгак)

5) Сколько особей сайгаков насчитывает заповедник на сегодняшний день? (8 000)

6) Увеличивается ли поголовье сайгаков? (нет)

7) К чему это может привести? (полное вымирание животного)

Поэтому сайгаки занесены в Красную книгу России. И охраняются законом. Охота на них – это преступление.


12) Итак, мы познакомились с природой пустыни. Закончилось наше путешествие по пустыне. Мы у себя дома, а пустыня всё также далеко, где-то за горизонтом..

Как вы можете оценить условия жизни в пустыне? Какую поставите оценку? (2 или 3)

Хотели бы вы жить в пустыне? (нет)


Что вам хочется на прощание сказать пустыне и её обитателям? (…)




13) На закрепление я хочу Вам предложить несколько загадок:

1) лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла и хвост льва. Кто это?

( тушканчик)



2) Сколько важности в походке!

По пустыне-сковородке,

По колючкам босиком

Кто идёт с горбом-мешком? (верблюд)


3) Как живые бочки.

Из пустыни мы попали

К вам домой в горшочки.

Воду копим мы внутри.

Все в иголках, посмотри. (Кактусы)


14) Д/З

1) стр.118-125

2) Раб. Тетрадь…

3) Желающим:

  • Придумать загадки о природной зоне «Пустыня».

  • К следующей теме: Сам себе художник”  рисунки или фотографии на тему «У Черного моря».




15)

У каждого листочек, заполнить небольшую анкету:

1) кто был самым активным в вашей группе и заслуживает оценку «5»

2) оценку кто «4»?

3) На уроке Я работал (активно или пассивно)

4) Своей работай на уроке Я (доволен или не доволен)

5) Урок мне показался (коротким или длинным)

6) Материал урока был (понятен/ не понятен; интересен/скучен; легким/трудным)

7) Мое настроение после урока (нарисовать, что к тебе подходит)

16) Оценки

1. Объявить, что всем будет поставлена оценка за рисунок

2) За рабочий лист в группе



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока окружающего мира

Автор: Кудрявцева Наталья Валентиновна

Дата: 07.03.2019

Номер свидетельства: 502334

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Методическая разработка урока окружающего мира по программе "Школа России". "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-proghrammie-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "107834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403459653"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Почва. Методическая разработка урока окружающий мир для 4 кл. "
    ["seo_title"] => string(70) "pochva-mietodichieskaia-razrabotka-uroka-okruzhaiushchii-mir-dlia-4-kl"
    ["file_id"] => string(6) "126811"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415213609"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Г де живут слоны?". 1 класс "
    ["seo_title"] => string(94) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-g-die-zhivut-slony-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164090"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422588315"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Методическая разработка урока окружающего мира "В лес по ягоды пойдём" "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-lies-po-iaghody-poidiom"
    ["file_id"] => string(6) "190199"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427119308"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Методическая разработка урока окружающего мира "Общественные насекомые" "
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-obshchiestviennyie-nasiekomyie"
    ["file_id"] => string(6) "190210"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427121091"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства