kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока гражданственности "Толерантность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока гражданственности в 4 классе "Толерантность"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока гражданственности "Толерантность"»

Урок гражданственности Донбасса № 23 для 4 класса

Макросфера 2. "Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной республики"

Микросфера «Учимся жить среди людей»

Тема: Толерантность. Избежание конфликтов с другими людьми

Пояснительная записка



Методическая разработка урока по теме «Толерантность. Избежание конфликтов с другими людьми» для учащихся 4 класса представлена на районный этап конкурса методических разработок (методических материалов) педагогического конкурса профессионального мастерства учителей уроков гражданственности Донбасса «Лучшая методическая разработка уроков гражданственности - 2018». Данный материал был использован на уроке, а так же был приурочен к Международному дню толерантности. Актуальность данной темы обусловлена многообразностью нашего мира, которую нужно молодому поколению принимать с позитивной точки зрения. В современном обществе идет процесс переосмысления и систематизации основополагающих ценностей, на республиканском уровне осуществляется программа воспитания молодежи на основе толерантности, поэтому проведение такого урока и мероприятия имеет целенаправленное значение в воспитательном процессе школы. Также данная тема входит в систему нравственно-патриотического развития, воспитания и социализации, т.е. базовые национальные ценности в соответствии с ГОС.

Цель: помочь учащимся выяснить сущность понятия «толерантность»; объяснить учащимся значение добрых взаимоотношений, их преимущества над конфликтами; учить вести себя так, чтобы избегать конфликтов, а в случае их возникновения — уметь их преодолеть; развивать навыки самоконтроля, воспитывать желание достойно выходить из конфликтной ситуации.

Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрации к сказкам, таблицы с тестами, задания – карточки для работы в группах.

Основные понятия: толерантность, терпимость, Конвенция о правах ребенка, конфликт, прощение, агрессия.

Ход урока

І. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

— Что такое культура поведения? (Это умение вести себя так, чтобы быть приятным для всех.)

Как трудно, порою, даётся общение,
все право имеют на личную странность.
И, если, привычно расходятся мнения, -
на сцену должна выходить ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Она дополняет собой понимание,
ведёт к расширению границ обозримости.
Душевным теплом наполняет сознание.
Нам просто, порой, не хватает терпимости. Слайд 2

Чтобы вызвать интерес к материалу, который изучается, а также мотивировать учебную деятельность, предлагается игра «Прикоснись ко мне нежно»

Задание. Не разговаривая, необходимо прикоснуться к лицу, руке, волосам и отгадать своего одноклассника, назвать его имя и фамилию. Далее учитель объявляет тему урока.

- Что означает понятие толерантность?

- Всегда ли мы толерантны к другим?

- Кто такой толерантный человек и как воспитать в себе эти качества?

Каждый человек неповторим. Мир поэтому и интересный, потому что мы все разные. В классе у вас есть друг или подруга. Сядьте рядом и составьте следующий перечень «Я и мой друг». Слайд 3

Чем мы похожи?

Чем мы отличаемся?



- Мешают ли вашему общению разные черты вашей личности?

- Если да, то какие?

- Если нет, то почему?

Вывод. Иногда черты характера друга или подруги вас нервируют, иногда помогают принять нужное решение. Невзирая на отличия в характеров, вам интересно вместе.

Толерантность – признание уважения к другим людям, умение жить вместе с другими людьми.

Чтобы помочь учащимся оценить свое отношение к другим людям, предлагается тест для работы в парах «Терпимы ли мы?» Слайд 4

Ты не согласен с товарищем …

Ты все таки слушаешь его.

Ты не даешь ему говорить.

В классе ты уже ответил…

Тебе хочется ответить еще.

Ты даешь возможность ответить другим.

Товарищ предал тебя.

Ты пытаешься понять его.

Ты ему отомстишь.



2. Слушание стихотворения Деевой Людмилы Ивановны

- Ты зачем сломала, Рита,
Распрекрасный мой фонарик?
Ты зачем сломала, Рита? -
Возмущался брат Антон.
- Лишь вчера купил мне папа
Распрекраснейший фонарик,
Лишь вчера купил мне папа
Самый яркий огонёк.
Я его в ночи включал бы
(Очень-очень был мне нужен),
Я его в ночи включал бы:
Даже шёл с ним на горшок.
А, вот, ты его сломала!
Для чего сломала, Рита?
Может, хочешь быть ты битой?! -
Возмущался брат Антон.
- Я его и не ломала,
Я его лишь разобрала:
Посмотреть хотела очень,
Как горит тот огонёк.
А собрать, вот, не сумела.
Потому что не сумела,
Потому что на два года
Младше я тебя, Антон!

— Чем понравилось вам это стихотворение?

—О чем эта история? (Про ссоры, конфликты)

— Что такое, по вашему мнению, конфликт?

Конфликт — противоречие, возникающее между людьми.

— Конфликт приносит пользу или наносит вред?

III. Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня на уроке вы узнаете, как избегать конфликтов с другими людьми.

IV. Изучение нового материала

1. Работа в группах

— Нередко нашу жизнь затмевают конфликты. Они, как правило, является следствием неумения общаться.
Рассмотрите иллюстрации к сказкам.

— Что было причиной конфликта между героями сказок?

«Два козлика» (упрямство),«Кирило Кожемяка» (жестокость), «Про дедову та бабину дочек» (неприязнь). Слайд 5

— Что, по вашему мнению, может привести к конфликту, вызвать его?

Составление общего списка причин конфликтов. Слайд 6

Личная неприязнь, разные мнения, характеры, нежелание выслушать друг друга, столкновения интересов, неумение слушать, издевательства над слабыми, неумение дружить, неумение прощать.

2. Сообщение учителя

—Конфликт — это неудовлетворенность, тревога, нежелание общаться с определенными людьми. Конфликтов не избежать, ведь все люди разные, имеют разные мнения, желания, интересы, то есть их столкновения возможны. Ошибочным является мнение, будто во время конфликтной ситуации лучше сделать вид, будто ничего не произошло. Его нужно решать. Слайд 7

Возможны такие формы конфликтов: столкновение мнений, разногласия (конфликт не затрагивает личности), неудовлетворенность (появляются отрицательные эмоции), противодействие, ссора (конфликт затрагивает личность в целом), разрыв (окончательное прекращение отношений).

Возможны следующие способы решения конфликта: «Волшебные» слова, компромисс (соглашение на основе взаимных уступок), проявления заботы, нежности, любви, осознание и признание собственной вины или неправоты в споре, поднятие престижа, самоуважения, гордости противника, шутка, юмор, вера в позитивное разрешение конфликта и добрые отношения, умение поставить себя на место другой стороны конфликта.

— Почему же существуют конфликты между людьми?

Конфликты между людьми существуют для того, чтобы они научились сначала решать их по законам любви и в конце концов научились жить бесконфликтно.

Но любой конфликт — это начало беды, большой или малой. Поэтому нужно избегать конфликтов.

— Если же все-таки конфликта не удалось избежать, тогда, как советуют психологи, необходимо поступить так.

1) У конфликтов не бывает победителей: всегда проигрывают обе стороны.

Итак, не сравнивай степень вины, а сделай первым шаг навстречу — это показатель твоего характера и самоуважения.

Начни разговор с описания конкретной ситуации, которая тебя не устраивает. Старайся быть при этом более объективным.

2) Выскажи то, что ты чувствуешь через конфликтную ситуацию. Множество конфликтов между людьми усложняются наличием невысказанных мыслей и чувств. Иногда только благодаря их выражению можно уладить ситуацию.

3) Старайся выслушать противоположную сторону — это, пожалуй, самое сложное. Необходимо помнить, что ваши мысли являются различными, и именно это повлекло конфликт. Внимательно слушай собеседника, не перебивай, не спорь, не спорь. Продемонстрируй ему, что ты его внимательно слушаешь и стараешься достичь согласия.

4) Воздержись от комментариев, завершая разговор. Обращай внимание на то, в чем мнения совпадают.

5) Вырази свои конкретные предложения, реализация которых может изменить ситуацию, поведение, отношения.

— Запомните важные правила: быть рассудительным и взвешенным лучше, чем ссориться, необходимо всегда искать такие пути, чтобы избежать ссор, обид и конфликтов, никогда сам не делай того, чего бы не хотел, чтобы сделали тебе.

3. Физминутка

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои
Ты им улыбку подари.
Слева друг и справа друг
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку пожми,
Передай ему тепло твоей руки.
Мы немного отдохнули, а теперь прошу друзья
За работу нам пора! Слайд 8

V. Обобщение и систематизация полученных знаний

1. Практические советы «Как побороть гнев» Слайд 9

1) Почувствовав приближение злости, закройте глаза и посчитайте до 10. В следующий раз попытайтесь не считать, а пересчитывать определенные предметы.

2) Испытывая прилив гнева, посмотрите на часы и отложите вспышка гнева на 15 мин. Так можно научиться контролировать себя.

3) Придумайте фразы, которые могли бы ослабить ваш гнев. Например: «Не следует кричать, меня и так все хорошо слышат», «Ему тоже больно. Не стоит усиливать чужую боль ».

— Итак, лучшее лекарство от ненависти и гнева - это прощение. Что значит прощать?

- Не держать в сердце гнева. Гнев всегда порождает гнев.

- Не обвинять других в плохих мыслях или поступках.

- Найти в себе мужество признать свою ошибку.

2. Анализ ситуаций

Ситуация 1
Ты стоишь на перемене и разговариваешь с друзьями. И вдруг тебе кто-то больно наступает на ногу. Ты рассердился, готов полезть в драку, и вдруг слышишь: «Извини, пожалуйста. Мне очень жаль, я не хотел сделать тебе больно ». Злость сразу прошла, и ты неожиданно для себя отвечаешь: «Да ничего, бывает».

- Почему? (Вежливые слова предотвращают конфликта, «гасят» его)

Ситуация 2
Мама дала Диме конфеты, чтобы он угостил своих товарищей. Когда Дима вышел во двор, он увидел, что среди друзей был и его обидчик - Сережа, который часто грубо его толкал, обзывал. Дима задумался, как ему поступить: угощать Сережу, или нет?
- Дайте совет Диме.

3. Чтение и обсуждение рассказов В. Сухомлинского

«Потому что это больно Марии Петровне», «Закрытые глаза», «Собери ее слезы», «Камень за пазухой», «Папа с мамой поссорились» (рассказы в приложении)

4. Работа в группах Слайд 10

Что вы сделаете, если…

- Кто-то нечаянно вас толкнул.

- Друзья не разделяют ваших взглядов.

-Одноклассник тебя обидел.

- Степан и Богдан начали драться, а вокруг стоят ребята, которые подбадривают и подстрекают.

- Парень намеренно подставил подножку, вы упали и больно ударился.

- Девочка (мальчик) не хотят с вами дружить.

5. Работа с пословицами Слайд 11

Какие пословицы помогают разрешить конфликт, а какие - обостряют его?

- Око за око, зуб за зуб.

- Как аукнется, так и откликнется.

- Почитай сам себя, уважать и люди тебя.

- Кто сильнее, тот и прав.

- Возлюби ближнего своего, как самого себя.

- Люди, которые уважают тебя, не будут делать больно другому человеку.

- Путем зла не доходят до добра.

-В обществе лад – всяк тому рад.

- Все хорошее перенимай, а зла избегай.

6. Веселая минутка

— Юмор, шутки, как известно, часто помогают избежать ссор.
Предлагаю вам попробовать решить интересные задачи Г. Остера.

1) Вовчик 10 раз дернул за косичку Машу, 5 раз - Дашу, 7 раз - Клаву и 1 раз, ошибочно, - завуча Маргариту Ивановну. Вопрос: сколько раз дергал за косички Вовчик, и что ему теперь будет за это?

2) Возвращаясь из школы домой, Дима толкнул 9 девочек и подставил ножку 3 девочкам. Половина девочек, обиженных Димой, заплакали. А другая половина погналась за Димой и оказывала ему по шее. Сколько раз Дима получил по шее?

—Что хотел высмеять в этих задачах Г. Остер?

— Почему ссорятся мальчики и девочки?

— Можно ли избежать ссор, оскорблений?

— Как необходимо общаться друг с другом?

VI. Подведение итогов. Рефлексия

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

— Что означает слово конфликт?

— Почему возникают конфликты?

— Как их избежать?

VII. Домашнее задание
Рассказать, как вы помирились, когда с кем-то поссорились.











Приложение 1.

В.А. Сухомлинский

Потому что это больно Марии Петровне

Это было в последний год войны.
Ученика четвертого класса Володю обидела одноклассница Нина. Она сказала ему на перемене:
Пять платьев с заплатами.
Нина намекала на то, что у Володи пять сестренок, мама часто бо­леет, отец погиб на фронте, не на что купить новые платья, поэтому у сестренок платья с заплатами...
Володя не мог стерпеть обиды. Он не пошел жаловаться к Марии Петровне. Он ударил Нину, она залилась слезами.
Мария Петровна все слышала и видела. Она, вздохнув, сказала:
- Сегодня я приду к вам домой, Володя.
Мария Петровна пришла к ним недавно, всего две недели назад. До нее нас учила очень строгая учительница Мария Николаевна. Если уж она к кому приходила домой — без ремешка не обходилось.
Мы приуныли. На Володю смотрели с сочувствием: будешь бит се­годня, Володя...
На следующий день Володя пришел в школу радостный. Он нес­колько раз повторил:
- К нам приходила Мария Петровна...
Потом он рассказал:

- Мария Петровна ни слова не сказала о том, что он ударил Нину. Она принесла сестренкам игрушки, а самой стар­шей — платьице. А когда уходила, тихонько, очень тихонько сказала Володе:
- А драться нельзя...
Я никогда больше не буду драться,— сказал Володя.— Потому что это больно Марии Петровне...
Закрытые глаза
В доме у открытого окна сидела молодая мать. На ее лице - счастливая улыбка. Потому что из дома вышел, стал ворот на зеленой долине ее пятилетний сын. Какой он красивый, какой он умный! Вот к маленькому Вите подходят два мальчика - сына других матерей - Коля и Боря. Они такие же пятилетние ребята, как и Витя. «Но, - полагает Витина мама, - им далеко до ее сына. Ведь Витя и умнее и смелее, и ловкий. » Смотрит иметь детей, улыбается. Вот они заспорили, машут руками, как петушки крыльями. Витя сжал кулачка и ... ударил Колю. А Коля стоит и молчит.

Мать закрыла глаза ... «Ничего страшного в этом нет, - думает мать. Дети же не бьются, играют». Открыла глаза и увидела, как Боря сжал кулачок и ударил Витю. Витя громко заплакал. От ужаса у матери затряслись руки. Она выбежала из дома и закричала:

- Что же это вы издеваетесь над беззащитным ребенком? Как вам не стыдно! Вы же видите, что он скромный и приветливый. Она подбежала к группе, взяла сына за руку. Тот расплакался еще сильнее и прижался к маме. На скамейке у соседнего дома сидел дедушка. Он все видел.

Дедушка тихо сказал:

- Любовь с закрытыми глазами - почти ненависть. А ложь с открытыми глазами - хуже ненависти.

И мать не слышала этих мудрых слов.

Собери ее слезы

Анатолий дружил с красивой девушкой - Ольгой. Они были одноклассники, но парень был на год от девушки старше. Он хорошо знал математику, и не раз помогал ей, когда было трудно. Вот пришли в школу, как еще никого не было. Ольга и просит помочь по алгебре. Занимались они в классе, увлеклись задачами. Кто-то увидел их вдвоем и стал насмехаться: вот, мол, молодой и молодая. Анатолий побоялся насмешки. Подошел на перемене к девушке и сказал:

- Больше не подходи ко мне. Это ты виновата, что надо мной смеются.

Ольга ошеломленно смотрела на Анатолия:
- Что же это я виновата? Не обращай на пустяки внимания - вот и хорошо будет. Здесь Анатолий выпалил девушке грубое слово. Ольга - в плач. Так и простояла у окна целый час, на урок не пошел. Анатолий спохватился: зачем же девушку обидел? Вот досада! Ему заболело. Он пришел домой и не мог успокоиться. Мучили угрызения совести. Из головы не шли слова девушки. Он сейчас видел ее заплаканные глаза. Вечером он рассказал все матери.

- Мама, дорогая, ну, скажи, что мне делать, чтобы Ольга забыла то слово?

- Скажу. Собери ее слезы. До единой. Только тогда, может, девушка забудет, как оскорбил ее парень.

Камень за пазухой

Были себе два крестьяне – молодой и старый. Вот пригласил Старый крестьянин Молодого в гости.

Пришел Молодой крестьянин к соседу. Правой рукой давит соседу руку, приветствуется, а левую за пазухой спрятал: камень держит.

Бдительным оком заметил Старый крестьянин камень за пазухой у Молодого, и промолчал.

Посадил Старый Молодого за стол, угощает. Ест Молодой и все восхваляет блюда, левой руки из пазухи не убирает.
- А теперь, - говорит Старый крестьянин, - угощу тебя медом. Но обычно у нас такой: из бочки дорогому гостю наливают меда в тарелку, и он берет тарелку и несет в рот обеими руками. Как совесть у гостя чистая - ни одна капля меду не разольется. Побледнел Молодой крестьянин, но что поделаешь - обычай. Налил Старый полную тарелку меда, поставил перед соседом. Вынул Молодой крестьянин левую руку с пазухи, чуть хотел прикоснуться обеими руками к тарелке, а камень выскользнул из-под рубашки, упал и разбил тарелку с медом. Вот что бывает, когда держишь камень за пазухой.

Папа с мамой поссорились

Папа с мамой еще вчера поссорились. Папа что-то говорил маме, а мама, склонив голову, плакала. Потом мама вышла из комнаты, а папа долго ходил из угла в угол.

Сегодня, вернувшись с работы, папа и мама не сели обедать, как всегда, вместе за стол, не посадили рядом с собой маленькую Тину. Сначала сел обедать папа, потом мама. И папа, и мама отдельно просили Тину: «Садись, доченька, обедать ...». Но Тени не хотелось есть.

Когда Тина осталась в комнате одна, к ней подходили то мама, то папа, гладили по головке, целовали. Но Тени казалось, что они ласкают ее украдкой.
Наступил вечер. Мама села за стол - читает книгу. Папа сел на диван - тоже читает книгу. Тина уселась между папой и мамой. Она взяла мамину руку, опустила ее на диван и положила на папину руку. И в тот момент почувствовала, как и папина, и мамина руки дрогнули. Мама бы хотела оторвать руку от папиной, но Тина не пускала. В детских глазах засияла улыбка. Папа крепко сжал мамину руку.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока гражданственности "Толерантность"

Автор: Алешина Лилия Николаевна

Дата: 22.06.2018

Номер свидетельства: 474091

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методическая разработка "Уроков Мужества", посвящённая 75-летию Великой Победы"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_urokov_muzhestva_posviashchionnaia_75_letiiu_velikoi_p"
    ["file_id"] => string(6) "583492"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1623783874"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "круглый стол "Казахстанский путь: от стабильности - через модернизацию - к процветанию""
    ["seo_title"] => string(80) "krughlyistolkazakhstanskiiputotstabilnostichieriezmodiernizatsiiukprotsvietaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "314061"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459602689"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Патриотическое воспитание  в  социализации школьников»"
    ["seo_title"] => string(58) "patriotichieskoie-vospitaniie-v-sotsializatsii-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "267518"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450378890"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Воспитательный план на 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(41) "vospitatielnyiplanna20152016uchiebnyighod"
    ["file_id"] => string(6) "313794"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459535272"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Конспект мероприятия: «Избирательное право.Избирательный процесс» ( игра «Брейн-ринг») для учащихся 10 классов."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_meropriiatiia_izbiratelnoe_pravo_izbiratelnyi_protsess_igra_brein_ring_"
    ["file_id"] => string(6) "595200"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1639766890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства