kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Уроков Мужества", посвящённая 75-летию Великой Победы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 2020 году вся Россия отмечала важную памятную дату в истории нашей страны – 75-летие Великой Победы.

В современном мире вопросы гражданственности и патриотизма, нравственности и духовности, уважения и толерантности становятся стратегическими приоритетами общественного развития. Успешность общественного развития во многом определяется сформированностью гражданственности и сохранением исторической памяти.

Решающую роль в этом направлении играет система образования, являющаяся связующим звеном между разными поколениями, способствующая сохранению накопленного опыта, воспитывающая уважение к историческому прошлому народа и традициям предков, без чего невозможно дальнейшее процветание и развитие нашей страны.

Важной задачей системы образования на современном этапе является развитие гражданской грамотности и информированности, воспитание патриотизма и гуманизма, духовно-нравственное развитие личности, становление гражданских и профессиональных компетентностей.

Среди наиболее распространенных и действенных средств воспитания молодежи в духе патриотизма важное место занимают Уроки Мужества, в процессе подготовки и проведения которых, учитель использует возможности для формирования ценной для общества гражданско-патриотической позиции школьника. Проведение таких мероприятий обогащает ведущие стержневые свойства в личности учащихся, способствует развитию ее разносторонности, гармоничности, целостности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Уроков Мужества", посвящённая 75-летию Великой Победы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №7 Г. ЧЕРНЯХОВСКА












«Уроки Мужества»,

посвященные 75-летию Великой Победы.

(методические рекомендации)






Автор: Витковская Инесса Александровна,

учитель истории МАОУ «Лицей № 7 г. Черняховска»

























г. Черняховск, 2020 г.

ВВЕДЕНИЕ


Медаль за бой, медаль за труд

Из одного металла льют!


В 2020 году мы отмечаем важную памятную дату в истории нашей страны – 75-летие Великой Победы.

В современном мире вопросы гражданственности и патриотизма, нравственности и духовности, уважения и толерантности становятся стратегическими приоритетами общественного развития. Успешность общественного развития во многом определяется сформированностью гражданственности и сохранением исторической памяти.

Решающую роль в этом направлении играет система образования, являющаяся связующим звеном между разными поколениями, способствующая сохранению накопленного опыта, воспитывающая уважение к историческому прошлому народа и традициям предков, без чего невозможно дальнейшее процветание и развитие нашей страны.

Важной задачей системы образования на современном этапе является развитие гражданской грамотности и информированности, воспитание патриотизма и гуманизма, духовно-нравственное развитие личности, становление гражданских и профессиональных компетентностей.

Среди наиболее распространенных и действенных средств воспитания молодежи в духе патриотизма важное место занимают УРОКИ МУЖЕСТВА, в процессе подготовки и проведения которых, учитель использует возможности для формирования ценной для общества гражданско-патриотической позиции школьника. Проведение таких мероприятий обогащает ведущие стержневые свойства в личности учащихся, способствует развитию ее разносторонности, гармоничности, целостности.

Целью проведения уроков мужества должно стать воспитание подрастающего поколения в духе лучших отечественных традиций на основе героического прошлого и настоящего России; формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим Отечеством.

Задачи, решаемые при подготовке и проведении уроков мужества: расширение и углубление представлений обучающихся о всемирно-историческом значении и величии роли Победы в ВОВ, потребности обращаться к урокам прошлого; использование опыта старших поколений, героев Великой Отечественной войны, тружеников тыла - людей разных возрастов, национальностей и вероисповедания для формирования человека культуры, гражданина, патриота; воспроизводство в настоящем и будущем идей, идеалов, образов, значений, ценностей, смыслов, традиций, стереотипов, культурно-нравственных ориентиров, проявившихся в Великой Отечественной войне, в современной общественной жизни.

Областью применения методической разработки является учебно-воспитательный процесс.

Проведение уроков мужества является одной из форм воспитательной работы. Уроки мужества, представляют собой внеклассные мероприятия, которые направлены на патриотическое воспитание учащихся и формирование ценностной для общества гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения.


Использование методической разработки применимо к реализации с возрастной группой обучающихся 1 -11 классов.


Проведение Уроков мужества должно стать импульсом для возрождения и совершенствования волонтерского движения, милосердия, активности родительской общественности, проведения благотворительных и трудовых акций.


Максимальный эффект при проведении урока мужества достигается при взаимосвязанном использовании различных средств и способов передачи информации. При организации и проведении Урока рекомендуется максимально эффективно использовать культурно-образовательный потенциал музеев, библиотек, клубов, культурных центров, организаций дополнительного образования (военно-патриотических клубов, центров патриотического воспитания, клубов краеведов) и ресурсы общественных организаций. Комплексность воздействия на психический мир личности достигается сбалансированным воздействием информации, иллюстративного материала, артефактов, непосредственного контакта с участниками событий, просмотром художественных и документальных фильмов, исполнением песен. Урок может иметь дискуссионную часть, в ходе которой, например, обсуждается героический поступок, историческое событие.



Подготовка и проведение Уроков Мужества


  1. Подготовительный этап

1.1 подбор сюжетных материалов:

- отрывков из фильмов, посвященных ВОВ

- песен военных лет общего характера (песни могут быть адресные, если известен род войск приглашенных ветеранов, сражений, в которых они участвовали или в память погибшим воинам, вышедшим из вашей школы; акцент можно сделать на то, какая дивизия формировалась на базе школы и т.д.)

- стихов, рассказов посвященных участникам ВОВ, труженикам тыла, детям войны

- фотографий военных лет

1.2 источники информации:

- имена земляков, участвовавших в ВОВ, песни, музыку, плакаты военных лет можно найти на сайтах:

http://www.pobediteli.ru/ - Победители

http://www.warheroes.ru - Герои страны

- библиографический список разработок уроков и внеклассных мероприятий (Приложение 1)

1.3 конкурсы, акции:

- конкурс плакатов, боевых листков, журнала-летописи событий ВОВ

- конкурс «Письмо ветерану» (солдатский треугольник)

- конкурс открыток, аппликаций

- конкурс рассказов об участниках ВОВ (родственниках, выпускниках школы, жителей микрорайона). Одним из вариантов направленности рассказа может быть «Я иду в школу», о тех улицах и памятных местах, по которым идет ученик в школу. Лучшие работы могут быть напечатаны в школьной газете или боевом листке, зачитаны на самом мероприятии, письма - вручены приглашенным ветеранам.

- в качестве подарка - символа ВОВ можно провести акцию «Синий платочек»: сшить на базе школы ситцевые платочки, которые можно торжественно повязывать на шею в виде галстука или вручать ветеранам при входе в ОУ или во время основной части мероприятия.

1.4 оформление кабинетов, рекреаций:

- из собранных конкурсных работ можно оформить стендовые презентации, на базе которых организовать рассказ-экскурсию

- книжная выставка

- макет вечного огня

2. Основной этап

2.1 Встреча гостей – участников Уроков Мужества

Для создания торжественной и праздничной обстановки уместно использовать:

- музыкальный фон в рекреации ОУ

- встречающие ветеранов дети и учителя (обязательно наличие парадной формы и желательно бейджиков) могут быть выстроены в шеренгу или «живой коридор» - коридор Славы, приветствуя гостей аплодисментами

- вручение «Ситцевых платочков»

2.2 Ход Урока Мужества

- необходимо, учитывая возрастные особенности приглашенных, а так же их эмоциональное состояние, соблюдение временных рамок мероприятия не более 1 урока

- торжественность, масштабность и причастность каждого к историческим событиям нашей Родины может подчеркнуть такое объединяющее начало, как гимн России (возможно в сопровождении презентации с государственной символикой и т.д.)

- в ходе «Урока Мужества» важно отметить не только самих участников военных действий, но и сделать акцент на вклад в Победу тружеников тыла, на лишениях, которые испытали на себе дети войны

- красивым, эмоциональным и наглядным оформлением к «Уроку мужества» может послужить презентация в виде слайдов или видео коллажа с музыкальным или речевым сопровождением

- в основную часть можно включить мини-рассказ (отчет) детей о жизни (о подготовке) школы в преддверии 75-летия Победы

- трогательно и ярко будет смотреться грамотно инсценированная песня военных лет, литературно-музыкальная композиция, мини-спектакль, погружая приглашенных гостей в атмосферу прошедших событий

- усиление воспитательного момента данного мероприятия можно достичь за счет включения в выступление не только учеников, но и педагогов, родителей и других родственников может быть даже и военнослужащих

- композиционная структура мероприятия должна быть выстроена таким образом, чтобы основной кульминационный момент приходился на награждение почетных гостей государственными наградами

- на этапе вручения наград, можно выделить небольшой отрезок времени для слова благодарности от ветеранов, учитывая их возраст и эмоциональное состояние

- не рекомендуется организовывать мероприятие в режиме «открытого микрофона», т.к. это может занять много времени и нарушить композицию урока

- при наличии достаточного времени, в ходе мероприятия можно отметить в присутствии ветеранов тех учащихся, которые принимали активное участие в его подготовке, участвовали в конкурсах и т.д.

- «Урок Мужества» уместно завершить минутой молчания с использованием метронома. Сигналом ее окончания может служить песня в исполнении И. Кобзона «Поклонимся великим тем годам»

- по возможности, организуется «солдатская каша»

2.3 Завершение урока

- целесообразно завершить мероприятие так же торжественно, как было организовано и его начало, т.е. замкнуть в кольцевую композицию: фоновая музыка, аплодисменты детей, вручение цветов…

Примерный сценарий мероприятия для начальной школы.

Очень важно уметь рассказать современному школьнику о ВОВ доступно, понятно, без лишнего пафоса. Особенно не просто это сделать, если ученику 7-10 лет. Для эффективности восприятия материала можно предложить следующую литературно-музыкальную композицию «Цветик-семицветик», которая, несомненно, заставит детей задуматься о главных ценностях в жизни.

Звучит песня «Семицветная дорога» (муз. И. Кадомцева, сл. П. Синявского)

На фоне мелодии выходят дети с семью разноцветными лепестками, играют с ними, выкладывают на нарисованном или сделанном планшете цветик-семицветик.

1-й: Цветик-семицветик

Желанья исполняет…

Ну-ка, кто из вас, друзья,

Что-то загадает?

2-й (отрывает красный лепесток):

Я уже придумала,

Что мне загадать:

Хочу игрушек много,

Чтоб целый день играть!

3-й (отрывает оранжевый лепесток):

Все девчонки и мальчишки

Любят сладости и пышки,

Любят пряники, конфеты

Сбудется желанье это!

4-й (отрывает желтый лепесток):

Я придумала для вас

Классное желание

Вам не нужно выполнять

Домашнее задание!

5-й (отрывает зеленый лепесток)

Вы, конечно, здорово

Придумали, девчонки,

А теперь я загадаю,

Слушайте в сторонке!

В жизни парня главное –

Подвиги свершать,

Дело выбрать славное,

Чтоб героем стать!


Звучит песня «Там, за рекою» (муз. В. Баснера, сл. В. Суслова)


6-й (отрывает фиолетовый лепесток):


Я думаю, чтоб стать героем,

Совсем не нужно воевать,

А можно что-то нужное,

Великое создать!

Пусть лепесток поможет

Художником мне быть:

Хочу писать картины,

Шедевры я творить!


Сценка «Урок рисования».


Отчего сегодня в школе

На уроке тишина?

Все рисуют. А у Толи

На листе опять война.

По врагам стреляют пушки.

Воет сбитый самолет.

А за речкой у опушки

Рукопашный бой идет…

- Толя, очень не хватает

Только солнца в вышине…

- Солнца?

Солнца не бывает,

Не бывает на войне!..

(Октябрина Воронова)


Ведущий: Ребята, а что вы знаете о войне? Ведь мы в этом году отмечаем очень важную, памятную дату – 65-летие Великой Победы!

Звучат первые аккорды песни «Священная война». Выходят дети, читают стихи, передают друг другу военную пилотку или другую вещь, имеющую отношение к войне.

1-й

Я очень мало знаю о войне –

По фильмам и рассказам ветеранов,

Но этого хватает мне вполне,

Чтоб ненавидеть палачей-тиранов!


2-й

Они пытали женщин, стариков,

Считая себя главными на свете,

Но наш народ не стал носить оков!

Все на защиту встали, даже дети!


3-й

За то, чтоб мы могли спокойно спать,

Шли в бой солдаты, несмотря на раны,

И я от нас, детей, хочу сказать:

«Спасибо, вам, седые ветераны!»

(Юлия Матюшина)

Рассказ одного из учеников о родственниках, участниках ВОВ.

Родители: Ребята, бойцы писали с фронта письма родным. Во многих семьях хранятся эти солдатские «треугольнички» (достает письмо, читает, звучит фоновая музыка)

Из письма майора Д. Петракова дочери, сентябрь 1942г.: «Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек… Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды и здесь же растет цветок… И вдруг очередной взрыв!.. и василек сорван. Он рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной! Я поднял его и положил в карман гимнастерки. Если б не подобрал – василек бы затоптали… Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, чтобы враги не поступили так, как с этим цветком. Доченька, что тебе не понятно, мама объяснит».

Музыка смолкает. Выходят дети.

1-й

Под огнем, на берегу реки,

Залегли усталые стрелки.

Золотая рожь сверкала рядом,

А во ржи синели васильки.

2-й

И бойцы, уже не слыша гуда

И не ощущая духоты,

Словно на невиданное чудо,

Радостно смотрели на цветы.

3-й

Синевой небесной, нестерпимой

Полыхая, словно огоньки,

Как глаза детей, глаза любимых,

На бойцов глядели васильки.

4-й

Через миг, усталость пересилив,

Вновь пошла в атаку цепь стрелков,

Им казалось: то глядит Россия

Синими глазами васильков.

Звучит песня «Вернусь – сказал солдат!» (муз. Е. Ботярова, сл. Е. Аграновича).

Выходит ученица, отрывает последний лепесток, прижимая его к себе, говорит:

Как тяжело, когда идет война.

Солдаты гибнут, умирают дети.

Я не хочу, чтобы была она

Ни в телевизоре, ни на планете.

Пусть войны на Земле совсем замрут

И никогда не запылают снова,

И в каждом доме будут счастье и уют,

И люди не останутся без крова!


Выходят все участники, читая по строчке:


Лежат в шкатулке прадеда медали,

На стенах фотографии висят,

А мы, признаться, лишь в кино видали,

Как бьет в броню осколочный снаряд.

Но в каждом доме помнят День Победы,

И песни фронтовые вновь слышны,

И по рассказам бабушки я понял,

Как хорошо на свете без войны!

Как хорошо с родными в теплом доме,

Как хорошо порою погрустить,

Как хорошо прижаться к милой маме,

О самом сокровенном говорить.

Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо цветные видеть сны.

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны!

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И Землю удивительную эту!

Мы не дадим стать пеплом и золой

Тому, что красотой зовется.

Пусть будет мирным небо над Землей,

Пусть вечно детство звонкое смеется!

(Михаил Пляцковский)


«Песням тех военных лет – поверьте!»

Литературно-музыкальный вечер для 5-7 классов


Такая форма проведения мероприятия легко воспринимается детьми данного возраста. Мелодии и слова песен проникая души детей, оставляют неизгладимое впечатление, перенося их в те далекие военные годы. (Тексты песен лежат перед детьми. Во время звучания песни учащиеся подпевают. Возможны презентации, сопровождающие песни. Часть песен может быть разучена заранее)


Песням тех, военных лет – поверьте!

Мы не зря от дома вдалеке

Пели в четырех шагах от смерти

О родном заветном огоньке.

И не зря про путь к Берлину пели –

Как он был не легок и не скор…

Только песни вовсе не старели

И в строю остались до сих пор. (А Аркадьев)


Песни военных лет!.. От самых первых залпов и выстрелов и до победного салюта через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той далекой поры. Стоит зазвучать одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются блеском или наполняются раздумьем глаза…

Чем дальше уходит та военная пора, тем больше волнуют и трогают нас лирические песни, согревавшие души наших солдат 65 лет назад. Стоит снова зазвучать нехитрому напеву или вальсовому мотиву, как сами собой возникают в памяти слова песни…

Звучит песня «На солнечной поляночке» (муз. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьяова)

Я уходил тогда в поход

В суровые края.

Платком взмахнула у ворот

Любимая моя

Платком взмахнула у ворот

Моя любимая. (Е. Долматовский)


Звучит куплет песни «Синий платочек» (муз. Е. Петербургского, сл. Я. Галицкого).

«Синий платочек»… Удивительная судьба у этой песни. Мелодия созданная в довоенный 1939 год, появилась вместе с польским коллективом «Голубой джаз», участники которого, спасаясь от фашистов, приехали в нашу страну и стали выступать в городах Советского Союза.

Весной 1940 года коллектив выступал в Москве, где и произошла встреча Ежи Петербургского с поэтом Я.М. Галицким, который сразу же написал к музыке стихотворные строки. Незатейливый мотив и слова этой песни про то, как «синенький скромный платочек падал с опущенных плеч», полюбилась и запомнилась многим, их подхватили и запели популярные певцы, были выпущены пластинки.

В годы ВОВ родилось большое количество вариантов песни. Самую широкую известность получил фронтовой вариант, сочиненный лейтенантом 54-й армии Волховского фронта Михаилом Максимовым. Таким образом, песня родилась дважды.

В апреле 1942 года эту песню в свой репертуар включила Клавдия Шульженко. За успешное и непревзойденное исполнение песни Шульженко и Максимов получили неслыханный по тем временам подарок – кусок торта и стакан клюквы. Именно с голосом этой популярной певицы «Синий платочек» стал знаменит, в особенности после того, как в ноябре 1942 года песня прозвучала с киноэкрана в фильме «Концерт фронту».

Звучит продолжение песни.

Да, война позволила людям, особенно молодым, открыто сказать о своих чувствах, поведать самое сокровенное, что было в их сердцах и мыслях.

Учащиеся поют песню «Смуглянка» (муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова). Выступление можно дополнить инсценировкой.

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь,

И Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…

И как-нибудь вечером вместе с тобой,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств перечтем. ( И. Уткин)

Поэт Алексей Сурков, находясь на Западном фронте, написал жене письмо в стихотворной форме. Его текст стал известен бойцам. Многие его переписывали и отправляли женам. В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к стихам. Так родилась песня «В землянке».

Эта песня прошла через судьбу каждого солдата и была по-особенному любима. Давайте, как когда-то, споем ее вместе.

Звучит мелодия песни «В землянке», все поют.

Время нас, как пулеметом косит.

Но меня, пока еще живой,

Песня незабытая уносит

В незабвенный лес прифронтовой…

Кто-то вальс играет на баяне:

Слушаем мы, словно в забытьи…

Помните, друзья-однополчане,

Боевые спутники мои? (А. Аркадьев)

Звучит вальс «В лесу прифронтовом» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского). Организаторы вечера приглашают на танец ветеранов. Вокруг них кружатся юноша и девушка одетые в стиле 40-х годов.

Ехал я из Берлина

По дороге прямой,

На попутных машинах

Ехал с фронта домой.

Ехал мимо Варшавы,

Ехал мимо Орла –

Там, где русская слава

Все тропинки прошла. (Л. Ошанин)


Дети исполняют «Песню фронтового шофера» (муз. Б. Мокроусова, сл. Н. Лабковского, Б. Ласкина). Возможна инсценировка песни

Нет в России семьи такой,-

Где б не памятен был свой герой,

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят.

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

Звучит песня «От героев былых времен» из кинофильма «Офицеры»

Фронтовая песня звучала и в госпиталях, поднимая боевой дух раненых бойцов.

Дети исполняют песню «Снегири» (муз. Ю.Антонова, сл. М. Дубинина)

Ветеранам вручаются памятные награды, звучат слова благодарности.

9 мая 1945 года невиданным салютом – 30 залпами из 1000 орудий Москва салютовала победителям. День Победы – он пришел, ликующий и жизнеутверждающий, в слезах радости и скорби, в майском цветении!

Звучит песня «День победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.)


Устный журнал для старшеклассников

«Сквозь огненный ад»

Знаете ли вы, что такое война? Чем больше проходит времени с той поры, когда весь мир ликовал под звуки победного салюта, тем более далекими кажутся нам события той страшной войны. Выросли уже целые поколения, которые не видели и не слышали ничего о массовых пытках и казнях, о блокаде, о концлагерях, о сожженных вместе с жителями деревнях. И это страшно, потому, что мы должны всегда об этом помнить. Помнить подвиг тех людей, которые без колебания отдавали жизнь, чтобы спасти нашу Родину. Ведь как говориться: «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова». И сегодня мы с вами поговорим о том, чему никогда не были свидетелями, но о чем мы должны знать и помнить!

По дорогам далекой войны поведет нас фронтовая поэзия, строки которой для ее авторов – это их прожитые часы и мгновения среди огненного ада. Постараемся взглянуть на войну их глазами.

Страница 1 «Вставай страна огромная!»

Казалось, было холодно цветам

и от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник

и пограничник протянул к ним руки

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной

Что вся земля еще спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

(С. Щипачев)

(Слайды: первая бомбардировка, женщина с ребенком на фоне пожарища, люди слушают сводку Ю.Левитана. Звучит запись его обращения. Звучит песня «Вставай, страна огромная!»)

Страница 2 «Призывники»

Из воспоминаний ветерана войны: «Война!.. Как все было неожиданно… Только вчера во всех школах провожали в большую жизнь выпускников, только вчера в газете писали, что в Германию ушел советский состав с сахаром и мукой. Да, еще такая дружественная была страна… И вот вместо танцев и гармошки – слезы прощания с родными и близкими. Может быть навсегда. И вот уже сотни бомб и снарядов сброшены на советские города, гибнут люди…»

По стране объявлена всеобщая мобилизация. На фронт, на передовую забирают всех мужчин, кому уже исполнилось 18 лет. 18-ти, 19-ти 20-тилетние – это они первыми ушли на фронт, это они первыми встали на пути врага. Никто тогда еще не знал, что война будет такой страшной и долгой, что она унесет миллионы жизней, и что самый сильный удар придется на плечи тех, кому от 16 до 20… Вчерашние школьники…

(Слайд: призывники уходят на фронт. Звучит песня Б.Окуджавы «До свиданья, мальчики»)

Горечью и болью наполнялись людские сердца, когда провожали на фронт таких молодых ребят. Самых умных, самых лучших – будущее страны. Но верили, что они не отступят, не сдадутся, не дрогнут перед врагом. Ведь теперь они были не просто мальчишками, а солдатами, вставшими на защиту Родины, а это значит…

С военным грузом на плечах,

в поту до мыла.

И тяжелел за шагом шаг,

А вьюга выла.

И на ходу дремал солдат,

От ран ли бредил,

Коль падал, падал не назад –

лицом к Победе.

И был декабрьский лют восход,

Свет не струился.

Команда: «Прекратить отход,

Ведь там – столица!»

И был от крови снег горяч,

а кровь людская…

Солдат, в затишья миг не плачь!-

Судьба такая…

Солдат, сегодня не засни

С собой в беседе,

А коль придется лечь костьми –

Лицом к Победе! (И. Петрухин)


Статистика тех лет говорит, что из призывников 1941 года назад не вернулся почти никто…

Страница 3 «Мужество»

Звучит песня «На безымянной высоте».

Бои за безымянную высоту порой решали очень многое во фронтовой обстановке: выбить противника из своих тылов, отстоять дорогу, мост, защитить переправу, отвоевать каждую пядь своей родной земли! Каждый куст становился укрытием, каждый дом – бастионом. Во что бы то ни стало остановить врага, не дать ему осуществить свои планы. Ради этих маленьких побед на безымянных высотах отдано так много жизней! А в военной сводке Совинформбюро звучало: «Ведутся бои местного значения».


Комбату приказали в этот день

Взять высоту и к сопкам пристреляться,

Он может умереть на высоте,

Но раньше должен на нее подняться.

И высота была взята,

И знают уцелевшие солдаты:

У каждого есть в жизни высота,

Которую он должен взять когда-то.

А если по дороге мы умрем,

Своею смертью закрывая доты,

То пусть нас похоронят на высотах,

Которые мы все-таки берем. (М. Львов)

Александр Матросов (Слайд: А. Матросов). Это имя всем хорошо знакомо. Девятнадцатилетний юноша погиб в боях за небольшую деревушку Чернушки. Был дан приказ - отбить у противника деревню и укрепиться на данном участке фронта. Немцы очень тщательно подготовили оборону этого плацдарма, поставив там множество дотов – укреплений с пулеметами. Двигаться вперед советские бойцы не могли. Хорошо укрепленный дот, который не возможно было взорвать, казался непреодолимым препятствием для солдат. Пулеметной очередью убивало многих. А. Матросов вызвался уничтожить пулеметную точку сам, подполз к доту и своим телом закрыл огневую позицию врага. Юноша погиб, но жизни его товарищей были спасены. Пехота пошла вперед.

Мужественно дрались наши защитники и на земле и на небе.

Звучит песня В. Высоцкого «Як истребитель».

Что же заставляло этих, вчерашних мальчишек совершать такие поступки? Ведь многие из героев встречали свое совершеннолетие в бою, взрослея и мужая раньше срока

Мне восемнадцать было под Москвой…

Сухих ветвей обугленные плети

Болтались на ветру. И все на свете,

Казалось, брошено вниз головой.

Был черен снег. Враг прямо в сердце метил,

Но я, и оглушенным, был живой…

Так начиналось совершеннолетье.

Мне восемнадцать было под Москвой.

В разгаре девятнадцатой весны –

Судьба России, камни Сталинграда.

Могли ли отступиться мы, если рядом

Тела однополчан погребены?

Не знали мы, что город был закатом

Фашистских орд, закатом всей войны…

Я жить хотел – и верным быть солдатом

В разгаре девятнадцатой весны.

Двадцатилетье. Курская дуга.

Как радуга из подвигов и славы.

Налево – Курск, Орел в дыму – направо,

Здесь враг впервые «тиграми» пугал.

Прибита рожь к земле дождем кровавым,

Свинцовый дым растаял на лугах.

Не знаю, есть ли в мире крепче сплавы –

Двадцатилетье. Курская дуга.

Приказы Родины. Ищите в них

Мой первый год из третьего десятка.

Ветрами раздувало плащ-палатку,

Вновь встал на место пограничный штык.

Как сто пудов - саперная лопатка,

Приказы Родины – вот мой дневник:

Хотите, назову их по порядку?

Они дороже мне настольных книг.

Мне было под Берлином двадцать два.

Победой шелестели дни апреля,

В последний раз под лезвием шрапнели

Подрезанная падала листва,

Брели понуро немцы по панели,

Приподнялась над бруствером трава,

И мы к параду чистили шинели…

Мне было под Берлином двадцать два.

(В.Авдеев)

Победа над фашизмом ковалась не только на фронтах боевых действий, но и в тылу. Рабочие и колхозники, в основном, женщины, старики и дети, помогали фронту упорным трудом. Порою сутками не отходили они от станков, дни и ночи проводили в полях вовремя посевной и уборочной страды. Единство фронта и тыла стало залогом будущей победы. Но есть в войне и другая сторона медали. Давайте заглянем туда.

Страница 4 «По другую сторону фронта»

Огромная часть территории России, вся Белоруссия и Украина оказались по другую сторону фронта и были захвачены фашистскими оккупантами. Что же, в сущности, представлял собой фашизм? Что он нес оккупированным странам и побежденным народам?

Превосходство арийской расы над всеми народами мира – вот теория фашизма. Зачитывается выступление Гиммлера 1943 года и политика Гитлера 1932 года.

Как же воплощались их планы? Один из таких «экспериментов» по зачистке территорий описан в произведении А.Адамовича «Хатынская повесть».

В одной и той же местности специальные команды редко уничтожали деревни одинаково. Если в одних собирали в один сарай под видом проверки документов и сжигали, то в соседних деревнях ходили из хаты в хату и расстреливали на месте. В границах общей задачи был полный простор для садистских импровизаций. Прикажут людям помолиться в церкви и сожгут их там же…

(Слайды: сожженные деревни, фотографии нацистов на фоне пожарищ).

Под громкие крики ворон и грачей

Мы утром в деревню входили.

Маячили остовы черных печей,

Руины устало чадили.

И в редком разбросе лежали тела

В тени колоколенки древней,

Как будто бы смерть неохотно брала

Ясак с белгородской деревни.

И в этом еще не дотлевшем аду,

Где горе уже накричалось,

Под старой березой у всех на виду

Ременная люлька качалась.

Играла малиновой медью колец

С июньскою синью небесной.

И тихо сидел годовалый малец

В той зыбке, плывущей над бездной.

Нет, он не кричал, ни о чем не молил,

Ко рту, протянув кулачонки,

И ветер, пропахший бедой, шевелил

Седые его волосенки.

Как свечка, обугленный тополь горел,

И хлопья с него опадали,

А тихий мальчонка смотрел и смотрел

В какие-то дальние дали.

Поверх этой битвы и этой войны,

Поверх современности грозной

В далекие дали, что нам невидны,

Смотрел не по-детски серьезно.

Как будто дорогу свою примечал,

Забыв даже сглатывать слезы,

А зыбка, как лодка о старый причал,

Стучала о сколок березы…

Я знаю, и вера, и правда живет

На нашей планете любезной,

Покуда та зыбка, та лодка плывет

Над гарью, над смертью, над бездной

Выполняя гитлеровские планы, «расширяя жизненное пространство на восток», фашисты уничтожили вместе с жителями 4885 белорусских деревень. По далеко не полным подсчетам, там было сожжено живьем, убито, замучено боле 300 тысяч мирных жителей – каждый четвертый. Почти столько ж, 4315 населенных пунктов было сожжено «без эксперимента», то есть жители были угнаны в плен.

(Слайд: мемориальный комплекс Хатынь. Звучит песня «Белоруссия»)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка "Уроков Мужества", посвящённая 75-летию Великой Победы

Автор: Инесса Александровна Витковская

Дата: 15.06.2021

Номер свидетельства: 583492

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Великий день победы "
    ["seo_title"] => string(23) "vielikii-dien-pobiedy-1"
    ["file_id"] => string(6) "240383"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445006775"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства