Проверка готовности к усвоению нового материала - Что произошло в этой сказке с Машей? (Она заблудилась) СЛАЙД 1 - А почему Маша самостоятельно не смогла выйти из леса? (Не знала дорогу домой.) - Что может помочь человеку в такой ситуации? (Знание сторон горизонта.) -Что такое горизонт? (Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.) Тема/цель - Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Как находить дорогу домой и что делать, если ты заблудился.) Проверим по учебнику: правильно ли мы поставили перед собой задачу урока. Откройте учебник на стр. 78, прочтите что Что узнаем? Чему научимся? - Сегодня мы отправляемся в путешествие. В пути нам понадобятся умение ориентироваться на местности Изучение нового материала Рассмотрите рисунок. По каким предметам вы посоветуете ориентироваться Серёже и Наде, чтобы найти дорогу в музей? СЛАЙД 2 план урока: СЛАЙД 3 1) Что такое ориентирование на местности? 2) Что такое компас. 3) Как пользоваться компасом? 4) Ориентирование по местным признакам. 5) Как вести себя в лесу? – Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? - Итак, разделимся на группы (учитель называет группы и раздаёт карточки с указанием вопроса и источника информации). Поисково-исследовательский этап Идёт работа по группам. Учитель проходит и, в случае необходимости, оказывает помощь. Особенно контролирует ту группу, которая работает с компасами. 1 группа ищет необходимую информацию в учебнике и отвечает на вопрос “Что такое ориентирование на местности?” (Учебник с.78+ Дополнительный материал ) Дополнительная ин-ия №1 Учитель после ответа группы дополняет: Слово «ориентирование» происходит от латинского слова « oriens », что в переводе означает «восток». С древнейших времен восток считался почитаемой стороной: с востока появлялось Солнце — источник жизни на Земле, поэтому на восток молились, обращали в его сторону некоторые алтари православных церквей. - Что такое линия горизонта? (Это граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью.) - Назовите основные стороны горизонта. (Север, юг, запад, восток) 2 группа находит ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться” в учебнике. (Учебник с.79 + Дополнительный материал) - Что такое компас. Как пользоваться компасом? -С помощью компаса попробуйте определить сторону горизонта, где висит школьная доска. -Что делать, если компаса с собой нет? 3 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по местным признакам. Деревья”. (Учебник с.80 + Дополнительный материал); 4 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по муравейнику” (Учебник с. 80) 5 группа находит ответ на вопрос “Что нужно взять в поход.» (свои знания) 6 группа. Как вести себя в лесу, если заблудился”. (Работают за компьютером) Местные природные признаки не всегда бывают надёжными. Чтобы правильно определить направление, нужно одновременно использовать несколько признаков ФО тетрадь стр 60 №1 Подведение итога урока. – Что нового узнали? Что особенно запомнилось на уроке? - Какое задание будете выполнять дома? |