Развитие мотивации к изучению английского языка через применение Сингапурской технологий
Развитие мотивации к изучению английского языка через применение Сингапурской технологий
1. Обоснование актуальности опыта
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Это влечет за собой существенные изменения в теории и практике образовательного процесса.
Изменилось общество, изменились дети, их потребности, интересы, ценности. Все это требует обновления системы образования, которое обозначено в новом стандарте.
Сегодня, наверно, все учителя знакомы с нормативными положениями ФГОС, но как достичь обозначенного результата - проблема для учителя. Новый стандарт и примерная программа основное внимание обращают на усиление деятельностного подхода в обучении. Приходить в класс учителю теперь надо не для сообщения нового содержания, а с целью организации познавательной деятельности школьников по самостоятельному добыванию новых для них знаний. Только при таком подходе можно решить задачу формирования у школьников универсальных учебных действий и добиться личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Рассматривая основные положения ФГОС, мы прочтем, что наряду с результатами учебного процесса урок должен обеспечивать социализацию, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер обучаемых, освоение правил речевого поведения, формирование дружелюбного отношения и толерантности друг к другу. Учитель должен делать упор на взаимодействие учащихся друг с другом, чтобы каждый из них стал активным участником образовательного процесса в комфортной для себя обстановке.
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Это определило выбор темы педагогического опыта: «Развитие мотивации обучающихся к изучению английского языка через применение Сингапурской технологий»
Над указанной темой работа начала выполняться с 2017 года, так как обучающиеся классов МБОУ «Призначенская СОШ», в которых преподавался английский язык, имели невысокую познавательную активность, вследствие чего и потребность в изучении английского языка проявлялась слабо. В связи с этим необходимо было найти такие формы работы, которые позволили бы повысить ту ценную мотивацию учащихся, в которой главное место занимают познавательные мотивы и стремление к познанию, как сложных теоретических вопросов, так и к творческому использованию их как инструмента познания.
Одним из путей решения этой проблемы является применение обучающих структур Сингапурской технологии обучения в учебном процессе, которая увеличивает разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в том числе творческую активность учащихся.
Применение прогрессивных обучающих структур позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс и направить обучение в сторону групповых и парных форм работы с учениками.
Ведущая педагогическая идея данного опыта - развитие речевых способностей учащихся будет наиболее оптимальным в ситуации применения учителем на уроках английского языка Сингапурской технологии.
Этой идеей обусловлено:
создание благоприятных морально-психологических условий обучения каждого;
обеспечение более высокого уровня знаний учащихся, сознательной мотивации учения, интереса к предмету, положительного эмоционального отношения к уроку;
усвоение материала на основе многократной, последовательной его проработки.
Новизна опыта заключается в отказе от традиционных установок в преподавании английского языка, в стимулировании деятельности самого ученика, его самостоятельности, развитии критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми ему придется столкнуться в новом, измененном мире.
В основе моей технологии обучения лежат личный опыт, идеи учителей-новаторов, идеи классической и современной педагогики, психологии, поэтому опыт данной работы можно определить как репродуктивно - рационализаторский.
Итак, «Сингапурская» методика – это общая методика менеджмента и управления учебным процессом. Методика основана на командных формах работы и создании психологически комфортной для обучения среды: чтобы дети из пассивных слушателей превращались в активных участников учебного процесса.
В основе методики лежит система корпоративного обучения доктора Спенсера Кагана, бывшего советского, а ныне американского специалиста. Эта система очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Однако в Восточной Азии их довели до технологии. Специалисты из Сингапура откровенно признают, что, создавая данную систему, они взяли лучшее из имеющегося в России и пропустили через американский опыт. Главное – коллективное или кооперативное обучение, система Выготского, они сами это признают. Сингапурские методы обучения активно изучают и применяют на своих уроках наши коллеги из Татарстана.
Данную технологию с успехом используют в школах Сингапура. По международным рейтингам это государство признано лидером развитий школьного образования. Их методы преподавания отличаются умением сочетать работу в коллективе с индивидуальным подходом к каждому учащемуся. Сингапурцы запатентовали свою технологию, их изобретение становится популярным во многих странах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
4. Список используемой литературы ……………………………………...15
5. Приложение к опыту ……………………………………………………
1. Обоснование актуальности опыта
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Это влечет за собой существенные изменения в теории и практике образовательного процесса.
Изменилось общество, изменились дети, их потребности, интересы, ценности. Все это требует обновления системы образования, которое обозначено в новом стандарте.
Сегодня, наверно, все учителя знакомы с нормативными положениями ФГОС, но как достичь обозначенного результата - проблема для учителя. Новый стандарт и примерная программа основное внимание обращают на усиление деятельностного подхода в обучении. Приходить в класс учителю теперь надо не для сообщения нового содержания, а с целью организации познавательной деятельности школьников по самостоятельному добыванию новых для них знаний. Только при таком подходе можно решить задачу формирования у школьников универсальных учебных действий и добиться личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Рассматривая основные положения ФГОС, мы прочтем, что наряду с результатами учебного процесса урок должен обеспечивать социализацию, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер обучаемых, освоение правил речевого поведения, формирование дружелюбного отношения и толерантности друг к другу. Учитель должен делать упор на взаимодействие учащихся друг с другом, чтобы каждый из них стал активным участником образовательного процесса в комфортной для себя обстановке.
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Это определило выбор темы педагогического опыта: «Развитие мотивации обучающихся к изучению английского языка через применение Сингапурской технологий»
Над указанной темой работа начала выполняться с 2017 года, так как обучающиеся классов МБОУ «Призначенская СОШ», в которых преподавался английский язык, имели невысокую познавательную активность, вследствие чего и потребность в изучении английского языка проявлялась слабо. В связи с этим необходимо было найти такие формы работы, которые позволили бы повысить ту ценную мотивацию учащихся, в которой главное место занимают познавательные мотивы и стремление к познанию, как сложных теоретических вопросов, так и к творческому использованию их как инструмента познания.
Одним из путей решения этой проблемы является применение обучающих структур Сингапурской технологии обучения в учебном процессе, которая увеличивает разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в том числе творческую активность учащихся.
Применение прогрессивных обучающих структур позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс и направить обучение в сторону групповых и парных форм работы с учениками.
Ведущая педагогическая идея данного опыта- развитие речевых способностей учащихся будет наиболее оптимальным в ситуации применения учителем на уроках английского языка Сингапурской технологии.
Этой идеей обусловлено:
создание благоприятных морально-психологических условий обучения каждого;
обеспечение более высокого уровня знаний учащихся, сознательной мотивации учения, интереса к предмету, положительного эмоционального отношения к уроку;
усвоение материала на основе многократной, последовательной его проработки.
Новизна опыта заключается в отказе от традиционных установок в преподавании английского языка, в стимулировании деятельности самого ученика, его самостоятельности, развитии критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми ему придется столкнуться в новом, измененном мире.
В основе моей технологии обучения лежат личный опыт, идеи учителей-новаторов, идеи классической и современной педагогики, психологии, поэтому опыт данной работы можно определить как репродуктивно - рационализаторский.
Итак, «Сингапурская» методика – это общая методика менеджмента и управления учебным процессом. Методика основана на командных формах работы и создании психологически комфортной для обучения среды: чтобы дети из пассивных слушателей превращались в активных участников учебного процесса.
В основе методики лежит система корпоративного обучения доктора Спенсера Кагана, бывшего советского, а ныне американского специалиста. Эта система очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Однако в Восточной Азии их довели до технологии. Специалисты из Сингапура откровенно признают, что, создавая данную систему, они взяли лучшее из имеющегося в России и пропустили через американский опыт. Главное – коллективное или кооперативное обучение, система Выготского, они сами это признают. Сингапурские методы обучения активно изучают и применяют на своих уроках наши коллеги из Татарстана.
Данную технологию с успехом используют в школах Сингапура. По международным рейтингам это государство признано лидером развитий школьного образования. Их методы преподавания отличаются умением сочетать работу в коллективе с индивидуальным подходом к каждому учащемуся. Сингапурцы запатентовали свою технологию, их изобретение становится популярным во многих странах.
Благодаря применению сингапурской технологии на уроках повышается качество образования, а урок превращается в высокоэффективный способ освоения английского языка. Как показывают результаты научных исследований, только 10 % информации ученик получает из лекций. Остальные 90 % - это практическое использование новых знаний на практике. Именно на такой системе построена сингапурская технология: учащиеся осваивают язык посредством практических способов.
Таким образом, данный опыт актуален и перспективен, так как проблема интереса к изучению английского языка в школе связывается с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей активизации мыслительной деятельности учащихся, к обостренному восприятию науки, самореализации учащихся. Считается, что компоненты данной технологии помогают возбуждению эмоций у учеников – удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от получения результата.
2. Технология опыта
Современные общества развиваются по пути интернационализации. Перемены, происходящие в нашем обществе: расширение контактов, более широкий выход на внешнеэкономическую арену повлекли за собой повышение практического интереса к иностранным языкам, в особенности к английскому языку. Он стал средством мирового общения и используется практически во всех сферах человеческой деятельности. Огромное количество информации во многих областях науки появляется именно на английском языке, при этом далеко не все способны при необходимости изучить и проработать эту информацию, поэтому в настоящее время знание иностранных языков это не только признак культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах жизни.
Поэтому цель педагогической деятельности можно проследить через воспитание ученика как успешного иноязычного речевого партнера, обладающего коммуникативной компетенцией, через использование Сингапурской технологии и личностно-ориентированный подход к обучению.
Для достижения данной цели были определены первоочередные задачи:
1. Определить оптимальные методы и приемы развития коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка;
2. Описать Сингапурскую технологию в обучении иноязычной культуре;
3. Доказать целесообразность и возможности применяемой Сингапурской технологии в развитии речевых способностей учащихся на уроках английского языка.
Основная и очень ответственная задача учителя – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Реализовать эту задачу помогает технология личностно-ориентированного обучения, автором которой является И.С. Якиманская. Считается, что урок должен быть направлен на создание условий самореализации, самостоятельности каждого ученика; на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка; на стимулирование учеников к использованию разнообразных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться; на применение активных форм общения (не только монолога, но и диалога, полилога).1
По мнению профессора Липецкого педагогического института Е.И. Пассова, процесс обучения школьников дисциплинам языкового цикла должен быть выстроен в виде системы личностно-развивающих учебных ситуаций, предполагающих: организацию диалогических бесед о роли иноязычных знаний в современном изменяющемся мире; использование дидактических инсценировок, имитационных и ролевых игр, с целью актуализации потребности использовать иностранный язык как средство общения.2
В работах Е.И. Пассова раскрываются принципы построения содержания урока иностранного языка, которые часто используются в нашей работе. Автор выделяет семь принципов: речевая направленность, ситуативность, функциональность, новизна, личностная ориентация, коллективное взаимодействие, моделирование.
На наш взгляд, урок, на котором используются Сингапурская технология для изучения английского языка, по своему формату напоминает не традиционное школьное занятие, а интеллектуальную игру. Все занятие основывается на проведении командной работы с помощью строго установленных принципов.
Все обучающие структуры Сингапурской технологии можно разделить на три группы:
а) Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик-ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества.
в) Обучающие структуры, позволяющие сделать урок веселым, повысить самооценку и уверенность учеников, практиковать социальные навыки для коммуникации, сотрудничества и принятия решений.
Использование Сингапурской технологии позволяет развивать такие важные социальные навыки как:
Коммуникативность
Креативность
Критическое мышление
Сотрудничество
Сингапурская технология позволяет уйти от традиционных форм и предполагает использование командной работы на уроке, которая складывается следующим образом:
Групповая работа + ПАЙС = Командная работа
Что такое ПАЙС? Это организация работы в команде, которая предполагает формирование у каждого участника
:позитивной взаимозависимости. Это означает, что успех одного означает успех других. Результаты учащихся взаимосвязаны. Дети чувствуют себя одной командой. И каждый ученик понимает, что успех команды не может быть достигнуть без участия каждого.
индивидуальной ответственности. Каждый ученик должен выступить перед кем-то другим. Он понимает, что его «видят», чувствует свою ответственность перед товарищами.
равного участия. Равное время или равное количество очередей дают возможность каждому ребёнку иметь равный статус.одновременного взаимодействия. Определенный процент учеников взаимодействует одновременно. Все ученики вовлечены в учебный процесс.
Материал к уроку необходимо подбирать правильно и удачно, так как у учеников может не хватить времени на ответы. На каждый ответ ученика отводится от 10 до 30 секунд. Время каждый раз засекается. Поэтому в кабинете (классе) должны находиться часы. Весь урок менять не надо, можно только использовать какой – то фрагмент урока. Сингапурская система обучения хороша тем, что на уроке задействован весь класс. Анализируя работу на уроках учащихся нашей школы, могу сказать, что один ученик отвечает, остальные в это время отдыхают. Используя эту систему учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь. На таком уроке нет лидера, все на равных. Эта методика хороша еще и тем, что в ученике развивается коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – это необходимые качества в наше время.Скучающих учеников на таких уроках не бывает.
Итак, первый принцип – МЭНЭДЖ МЭТ (ManageMat). Он отвечает за распределение учеников и управление полученными группами.
Для проведения занятия учебные парты соединяются по две, формируя своеобразный квадрат. Рассаженные за этим столом ученики, в количестве строго 4-ех человек, получают индивидуальные номерные и буквенные обозначения. Цифр, соответственно, четыре, а букв всего две: a и b.
Схема рассадки называется Numbered Heads Together – Пронумерованные для работы вместе головы. Смысл в том, что у каждого ученика есть две пары. Одна – это ученик + сосед, сидящий рядом (партнер по плечу), вторая – ученик + сосед напротив (партнер по лицу). Соответственно, по ходу занятия ученики работают в разных парах или обобщенной командой.
Примеры некоторых обучающих структур, которые используются на уроках английского языка.
HighFive «дай пять» Поднятая вверх ладонь руки, напоминающая известный жест «дай пять». Является сигналом для привлечения внимания и установления тишины в классе. Эта структура используется после звонка в начале урока. Учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «HighFive!» Учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя. Данная структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы.
Clockbuddies«друзья по часам (времени)»Соратники по часам. Каждый ученик на листочках указывает время и человека, с которым он хотел бы пообщаться в данный момент. Так формируются пары, которые по команде учителя, встречаются и обсуждают определенные вопросы.
Фрагмент урока: проверка домашнего задания
Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Дети должны отметить на часах, например, время 3 и 9 часов и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 9 часов и обсудить решение домашнего задания, например, упр. 4 стр. 49. Поблагодарили друг друга. Затем учитель предлагает обсудить решение упр. 5 стр. 50 с друзьями, выбранных на 3 часа. В зависимости от количества заданий, время можно назначить, например, на 12, 3, 6 и 9 часов. Можно обсуждать в течение 30 секунд.
Takeoff — Touchdown« встать – сесть».Проверка «согласия-несогласия» учащихся с озвученным утверждением. Кто согласен – встает, кто не согласен – садится. Метод можно использовать абсолютно для любых задач: выяснять, кто ответил, а кто нет, кто использовал один способ решения, а кто другой и т.д.
Фрагмент урока: проверка домашнего задания
Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах.
1.Я справилась(ся) с домашним заданием.
2. Домашнее задание было трудным.
3.Мне родители оказывали помощь при приготовлении домашнего задания.
4.Я в хорошем настроении.
5.Я готов к уроку.
Jot Thoughts «запишите мысли». Учитель задает общую тему. Задача учеников быстро записать по 4 слова на данную тематику, используя подготовленные заранее листочки. На 1 листе – только 1 слово. Очередность не соблюдается, каждый записывает и проговаривает слова в своем темпе работы. Таким образом, у каждой команды должен получиться список из 16 слов.
1. Ученики берут по 4 листочка бумаги.
2. Учитель объявляет тему (вопрос) и дает время подумать.
3. В течение заданного времени учителем, не соблюдая очередности, ученики вслух называют слова по теме, записывают его на листочек и кладут на центр стола словом вверх.
4. Ученики повторяют шаги 1-3, пока они не используют все листочки
В результате у учеников накапливается словарный запас. Следующий шаг – применение лексики, на данном этапе использую
Tic-Tac-Toe «крестики – нолики». Метод формирует критическое мышление и креативность. Из подготовленной схемы ребята должны взять 3 слова и составить с ними предложения. При этом, все слова должны находиться в одном ряду по горизонтали, вертикали или диагонали. Сначала учитель предлагает структуру Jot Thoughts. Из одного листочка получить 16
1. Приготовьте 9 карточек с 1 словом по изучаемой теме на каждой из них.
2. Разложите карточки 3х3.
3.Все ученики одновременно и самостоятельно составляют предложения из слов на карточках по горизонтали, вертикали и диагонали (как в игре «Крестики-нолики»)
Пример: ученик берет 9 карточек, пишет на каждой по одному слову, связанному с темой урока, например: Школа.
Friends favorite lessons teachers
Uniform meal books
Exercise-book class classroom
Возможные варианты предложений:
I love my school, because there are my friends, kind teachers and my favorite lessons.
My friends can’t have a meal in the classroom.
Teachers keep their books in the classroom.
Сorners–«углы» - структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта
1) Учитель задаёт вопрос по теме урока и предлагает ученику один из вариантов ответа.
2) Ученик отвечает на вопрос.
3) Ученик проходит в тот угол, вариант ответа которого совпадает с его вариантом.
4) Группа учеников, собравшихся в каждом углу, аргументирует выбранный вариант ответа.
5) Группы смешиваются, и в каждой новой группе ученик доказывает правильность выбранного предыдущей группой варианта ответа.
Например: На стене в трёх местах развешаны таблички со словами: в зоопарках, на воле, в заповеднике. Ученик отвечают на вопрос учителя: «Где животным лучше? Почему им там будет лучше?” Сначала ученик думает, выбирает и записывает свой ответ. Затем встаёт и проходит в тот угол, где висит выбранная им табличка. После, обменивается мнениями в группе.
На основании выше сказанного можно сделать следующие выводы, что Сингапурская технология:
- не предполагает полный отказ от традиционного подхода. Можно использовать одну из обучающих структур на любом этапе урока;
- обеспечивает полную вовлеченность всех обучаемых в учебную деятельность;
- обеспечивает социализацию;
- дает возможность создать комфортную дружелюбную атмосферу;
- позволяет провести урок в соответствии с требованиями ФГОС
3. Результативность опыта
Говоря о результатах работы, необходимо остановиться на использовании приема обратной связи в завершении каждого урока. В основу, которого положена техника самооценки эмоционального состояния детей в сочетании с их оценкой урока: ребята поднимают карточки с изображением солнышка разных цветов, показывая, насколько им было комфортно на уроке.
красное солнышко – «очень понравился»
оранжевое солнышко – «понравился»
желтое солнышко – «Я спокоен»
зеленое солнышко – «не понравился»
синее солнышко – «совсем не понравился»
Для того чтобы отследить формирование учебной мотивации, было проведено пилотажное исследование. В начале новой темы был проведен обычный урок и в конце урока была отмечена реакция детей на урок по результатам «обратной связи». По окончании изучения данной темы был проведен урок с применением Сингапурских технологий, когда в течение всего занятия дети принимали участие в командной работе с разными командными установками, призванных обобщить и закрепить полученные по теме знания. В конце урока были также прослежены результаты «обратной связи».
По результатам в процентном соотношении стало ясно, что урок закрепления знаний с использованием Сингапурских технологий вызвал у обучающихся положительный эмоции, в то время как урок без использования данных технологий детям не понравился (Приложение 1).
С целью оценки эффективности внедрения Сингапурских технологий в процесс обучения английскому языку в школе совместно с администрацией школы был проведен мониторинг «Оценка качества знаний обучающихся по предмету». Для сравнения были взяты результаты качества знаний за два учебных года (Приложение 2).
Улучшение показателей в работе дает основание считать намеченные пути верными, а используемые методические приемы и технологии заслуживающими внимания. Результат работы не является конечным. У учащихся впереди ещё достаточный период обучения в школе, в течение которого, я считаю необходимым, продолжить развитие их речевых навыков в соответствии с усложняющимися темами и ситуациями общения.
Анализируя проделанную работу и имеющийся педагогический опыт можно сделать следующие выводы:
Занятия по английскому языку способствовали развитию речевых способностей учащихся. В этом смысле сделаны первые шаги по воспитанию ученика как иноязычного речевого партнера, обладающего коммуникативной компетенцией, через использование игровых технологий и личностно-ориентированный подход к обучению.
около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания;
резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель». Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения;
обучение для каждого ребенка без исключения становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету существенно растет;
у учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику;
Результатом проведенной работы являются несколько методических рекомендаций к курсу английского языка:
в целях совершенствования преподавания иностранного языка считается необходимым вести дальнейшую разработку новых методических приемов;
систематически, а не эпизодично применять на уроках принцыпы Сингапурской технологии, способствующие развитию речевых навыков учащихся;
Таким образом, можно утверждать, постоянное использование таких элементов на уроках английского языка, позволит сэкономить множество времени и усилий учителя и учеников, и поднять уровень обучения иностранному языку в школе вообще. Не случайно урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции и дает результаты, которые превосходят успехи при обучении на основе соревновательности.
Список используемой литературы
Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991.
Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. - №4. – 1989.
Лапухина Ю.В. Стимулирование и развитие творчества детей на уроках английского языка. – Новгород, 2001.
Макрополова И.Ю. Использование обучающих структур Сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников/ И. Ю. Макрополова. Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. -Казань:Бук, 2014- с.186-188.
Матковская И. Ситуация успеха: формирование творческой активности учащихся на уроках иностранного языка посредством конкурсных мероприятий.// Учитель.-№2. - 2006. – с.68-71.
Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке.// Иностранные языки в школе. - №3. – 1987.
Назарова Т. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников на уроках английского языка.// Учитель. - №6. – 2002. – с. 77-79.
Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному языку. – М.: Просвещение, 1991
Перкас С.В. Ролевые игры на уроках английского языка.// Иностранные языки в школе. - №4. – 1999.
Салынская Т. Формула успеха.// Учитель. - №4. – 2006. – с. 58-59.
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М., 1981.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения, Библиотека журнала «Директор школы», Выпуск №7, 2000