Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по русскому языку»
БМАОУ СОШ№ 9
г. Берёзовский
Свердловской области
Конспект урока русского языка
"Правописание частицы НЕ с глаголами"
3 класс УМК
Ос "Школа 2100"
Учитель начальных классов
Патрушева Татьяна Сергеевна
2014-2015 учебный год
Правописание частицы НЕ с глаголами
Тема урока: Правописание частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами
Задачи: – Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму.
– Осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов.
Ход урока
Орг. момент
- Доброе утро!
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, неуверенность, страх. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного дня, уверенность в своих силах и хорошее настроение. Начнём наш урок.
– Что эти слова означают в тексте? (Подходит к фигуре по цвету, фасону.)
– А есть ли в словах сидит и идёт этот смысл, если взять вне текста? (Нет.) В таких сочетаниях «сидит на мне, мне идёт» слова получили другое значение и сблизились по смыслу.
– Выпишите словарные слова к теме «Гардероб». Запишите ещё одно слово: платок. (Слайд № 3)
– Что общего между словами платье и платок? (Часть плат. Это древнерусское слово, оно лежит в основе этих слов и означает «кусок материи». Слово плат используется в художественно-поэтической речи. Например:
«Софья схватила с кровати чёрный плат, накинула на голову и встретила князя» (А.Н. Толстой) или
«А ты всё та же: лес, да поле, да плат узорный до бровей...» (А. Блок).
– Как вы запомните правописание слов платок, платье?
2. – Составьте и запишите со словом платок словосочетания к схемам:
( Слайд № 4)
Прил. + платок платок + сущ.
Глагол + платок
(Красный платок, платок с каймой, закутаться в платок.)
2. Формулирование проблемы
Прочитаем четверостишие (слайд № 5)
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят здание. Цветут сады, и хлеб в садах растёт.
– О какой части речи говорится в этом стихотворении? (О глаголе)
– Докажите. (Глаголы обозначают действие предметов или их состояние).
– Найдите глаголы в стихотворении, выпишите их, определите время
Проверим. (Слайд № 6)
– Сегодня мы продолжаем путешествие по волшебной стране «Речь». И нас, конечно, интересует её правитель – его величество ГЛАГОЛ.
– Расскажите всё, что вы знаете о нём? (Слайд 7)
– Как вы думаете, нам уже всё известно о глаголе?
– Есть что-то, чего мы ещё не знаем?
Постановка цели перед чтением: (Слайд 8)
– Попробуйте подобрать название к стихотворению.
Завести велели мне Я согласен даже не
Новые привычки: Рисовать на карте!
Никогда девчонок не И согласен даже не
Дёргать за косички! Танцевать на парте!
Никогда с братишкой не Но не смейте делать мне
Драться за обедом! Никаких упрёков,
На уроках больше не Если даже я и не
Говорить с соседом! Выучу уроков.
После вариантов ответов детей учитель предлагает авторский вариант – стихотворение называется «Не».
– Как вы думаете почему?
– Что же обозначает это слово?
– Может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе? А с какими словами оно употребляется?
– Предположите, какая будет тема урока. (Не с глаголами.)
Запись темы на доске. (Слайд 9)
– Какие вопросы у вас возникают? Всё ли здесь вам понятно? (Что такое не? К какой части речи относится? Когда это слово употребляют в речи? Как пишется не с глаголами? и др.)
б) Постановка проблемы.(Слайд 10).
Что на уроке нам нужно выяснить?
Что такое "не"?
К какой части речи относится?
Как пишется не с глаголами?
в)Поиск решения.
– Подумайте, в какой группе частей речи (служебных или самостоятельных) следует искать частицу? (Среди служебных, так как нельзя поставить вопрос и это слово ничего не обозначает).
Вывод: Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению. (Слайд 11)
- Итак, мы выяснили, что частица не придаёт глаголам отрицательный смысл, а как она пишется с глаголами, ещё не знаем. А вы как думаете? (Ответы детей)
- Послушайте стихотворение поэта Виктора Агафонова о глаголе и частице не:
Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?
-Как пишется не с глаголами?
г) Работа с правилом.(Слайд 12)
д) Предлагаювыполнить творческое задание в парах (Слайд 13)
Подобрать 3-5 глаголов с частицей НЕ по теме, которая будет указана в инструкции, запишите их в столбик.
Правила поведения на уроке
Правила поведения на переменах
Правила поведения в природе
Правила поведения на дороге
Правила поведения за столом
Правила работы с книгой
Правила поведения за столом
Правила работы с книгой
Правила поведения на уроке
Правила поведения на переменах
Правила поведения в природе
Правила поведения на дороге
(вывод на экран, проверка)
Итог урока
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
В чём испытали затруднения?
Как оцениваете свою работу? Раскрасьте смайлик соответствующего цвета в Еженедельнике
(В качестве резерва предлагаю выполнить ещё одно задание:
Приложение 2, слайд 14)
Приложение 1
Инструкция для творческой работы в парах
Создайте на рабочем столе документ Microsoft Word, назовите его "Задание", укажите фамилии.
В папке "Обмен" найдите папку "К уроку русского языка", откройте файл "Инструкция…."
Запишите столбиком 3-5 глаголов с частицей НЕ, относящихся к теме;
Правила можно выделить цветом, увеличить шрифт
Подписать работу: "Работу выполнили:"
Поднять руки, сообщив о готовности.
Приложение 2
Игра «Выбери»
Послушайте стихотворение Шибаева «Весёлые рифмы» и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь.
Пишите в строчку, через запятую.
Как будете писать частицу не с глаголами?
Слезь со стула! Не _ хочу! Упадёшь! Не _ упаду! Отойди! Не _ отойду! Приедешь? Нет, не _ приеду! Придёшь? Нет, не _ приду! Услышишь? Не _ услышу! Найдёшь? Нет, не _ найду! Слезаешь? Не _ слезаю! Решаешь? Не _ решу! Мечтаешь? Не _ мечтаю! Молчишь? Нет, не _ молчу! Конфетку, может, хочешь? Нет! Да, хочу, хочу, хочу!
– Проверим. Слайд 13.
– У кого так же?
– Сколько глаголов выписали? (11).
Источники:
Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина Е.В., Русский язык. Учебник для 3-го класса. В 2-х ч.– Изд. 5-е, перераб. Баласс, 2011
Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Русский язык» для 3-го класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Изд. 3-е, испр. - М. : Баласс, 2010.- 208 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»
Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3-го класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся / Под науч. ред. Е.В. Бунеевой. – Изд. 2-е, перераб. – 96 с., ил.ISBN 978-5-85939-102-8, упр. 147
http://school2100.com/ - Образовательная система "Школа 2100"
http://www.razumniki.ru/stihi_pro_odegdu_obuv.html - стихи
http://www.schoolforbaby.ru/index.php/stikhi/stikhi-o-russkom-yazyke/442-stikhi-pro-chasti-rechi-sushchestvitelnoe-prilagatelnoe-glagol-predlog-narechie-mestoimenie-soyuz - стихотворение про глагол