1. Дать общее представление о смене дня и ночи на Земле.
2. Объяснить связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.
2. Создать условия для развития УУД
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
- Познавательные УУД: - организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.
3. Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Смена дня и ночи" »
Тема урока: «Смена дня и ночи»
Цели урока:
1. Дать общее представление о смене дня и ночи на Земле.
2. Объяснить связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.
2. Создать условия для развития УУД
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
- Познавательные УУД: - организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.
3. Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
Ожидаемые результаты:
- Предметные
Знать, почему происходит смена дня и ночи.
Объяснять взаимосвязь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.
Обогащение словарного запаса
- Метапредметные:
1. Уметь получать информацию из практической деятельности.
2. Быть толерантным к мнению одноклассников.
3. Уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Используемые ресурсы: Учебник «Окружающий мир» Наша планета Земля , авторы А.А. Вахрушева, О.В. Бурский, А.С. Раутин, теллурий.
Презентация для ИД TRACEBoard
Приёмы ТРКМ : таблица «Верю-неверю», кластер
Дети сидят в 4-х группах по 6 человек, в середине класса лежит ковёр.
Ход урока
Орг. момент.
Дети встали в круг на ковре. (Проводится игра «Испорченный телефон»)
- Поиграем в игру «Испорченный телефон»
Учитель передаёт ученику, стоящему рядом фразу «День и ночь – сутки прочь»
После передачи по кругу – последний произносит то, что он услышал.
- Вывод: чтобы тебя услышали - надо чётко говорить, чтобы услышать - надо быть внимательным.
Дети садятся за парты.
II. Актуализация знаний. Вызов.
Учитель на ИД открывает шторку, на доске появляется изображение планеты Земля
- Несколько уроков мы изучаем законы природы, происходящие на земле. Посмотрите на доску (учитель дальше открывает шторку и появляются таблички с записанными темами прошлых уроков: Притяжение Земли, Из чего состоят все предметы?, Земля в космосе, Земля имеет форму шара ) кто может расположить темы в том порядке, в каком мы их изучали?
Ученики выходят к доске и расставляют темы в нужном порядке.
На доске появляется:
Из чего состоят все предметы?
Земля имеет форму шара.
Земля в космосе.
Притяжение земли.
- Какую тему можно убрать? (Из чего состоят все предметы? Она не подходит к остальным?)
- Быстро напомните, что мы узнали, изучив эти темы. (Идёт фронтальный опрос - дети говорят о самых главных моментах: Земля-шар, Земля имеет спутник- Луну и т.д.)
- Кто согласен? Не согласен? (Дети специальными значками показывают своё согласие или несогласие)
У
Есть жизнь
Благоприятный климат
читель открывает следующий слайд на ИД, где расположен кластер, составленный ВМЕСТЕ с детьми на прошлых уроках. В центре расположено изображение планеты Земля .Возможности ИД позволяют сохранить, то , что было сделано на прошлых уроках
Земля
Имеет форму шара
Вращается вокруг Солнца
Третья планета от Солнца
Вращается вокруг своей оси
Есть спутник Луна
Появился Календарь
Земное притяжение
Мы не улетаем в космос
Предметы притягиваются
Всё падает на Землю
- Проверим, как эти знания помогут справиться с заданием. (Работа в группах)
Учитель раздаёт карточки с заданиями
ЗАДАНИЕ 1 :
Соединить стрелками наблюдения жителей Земли и объяснения с помощью правил и законов природы:
За лесом виднеются крошечные домики
Земля вращается вокруг своей оси
За горизонтом показалась сначала мачта, потом появился сам корабль
При удалении предметы кажутся меньше
Земля имеет форму шара
На востоке появилось солнце, наступило утро
Земное притяжение
Вода течёт вниз по склону
Земля вращается вокруг Солнца
Проверка работы групп, открывается следующий слайд ИД
Отвечающие от групп по очереди выходят и на ИД и цветными маркерами показывают свой ответ. Таким образом видно, у каких групп ответ совпал, а где есть разногласия.
Проблемная ситуация. Выход на тему урока
- Очень интересно, мнения групп совпали по …..
- А где возникли разногласия? (выясняется, что разногласия и внутри групп и между группами возникли по вопросу: отчего наступает утро. Кто- то ответил, что утро наступает от вращения Земли вокруг солнца, а кто-то от вращения Земли вокруг своей оси)
- Очень интересно, кто же прав?
- Оцените свою работу в группе. (У каждого есть лист самооценки)
- Наступает утро - начинается день. Вспомните, с какой пословицы начинался наш урок? (День и ночь – сутки прочь)
- Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)
- Кто согласен? Кто не согласен?
Учитель открывает следующий слайд, на котором записано : Основной вопрос урока, Тема урока
- Какой возникает вопрос? (Что такое день и что такое ночь? Отчего происходит смена дня и ночи?)
- О чём пойдёт речь на уроке? Кто догадался, какая сегодня тема урока? ( Тема урока: Смена дня и ночи)
Вопросы:Что такое день и что такое ночь? Отчего происходит смена дня и ночи?)
и тема: Смена дня и ночи, появляются на слайде. Учитель фиксирует их также на обычной доске, чтобы в течение урока они были всегда перед глазами
- Раньше люди думали, что Солнце движется вокруг Земли. Поэтому днём светло, а когда Солнце прячется за горизонт - наступает ночь.
- Но Солнце, мы знаем, объект - какой? (Неподвижный)
- Что же вокруг чего вращается? (Земля вокруг Солнца и Земля вокруг своей оси).
- Предлагаю проверить ваши знания. Поиграем в игру «Верю – не верю»
- У вас на столах лежат таблички:
1
2
3
4
5
В верхней строке записаны номера вопросов, а в нижней строке вам нужно отметить: «+», если вы согласны с моим утверждением и «-», если вы не согласны.
1. Верите ли вы, что смена дня и ночи на Земле происходит от вращения Земли вокруг своей оси?
2. Верите ли вы, что смена дня и ночи на Земле происходит от вращения Земли вокруг Солнца?
3. Верите ли вы, что день и ночь на Земле могут быть одновременно?
4. Согласны ли вы с тем, что в сутках 24 часа?
5. Верите ли вы в то , что Солнце может освещать землю со всех сторон?
- Верно или нет вы ответили на вопросы, мы проверим в конце урока.
III. Осмысление
Учитель открывает следующий слайд, на котором изображены дети- они присутствуют на каждом уроке- это персонажи, придуманные авторами учебника: Лена и Миша . Лена- маленькая, она всем интересуется и задаёт вопросы, а Миша её старший брат, который всё знает. На слайде папа смотрит телевизор, за окном светит луна. Используется приём ИД «Стёрка», разговор детей скрыт белым маркером.
- Какое время суток? (ночь)
- Почему вы так решили? (за окном светит луна, темно)
- Папа Лены и Миши смотрит по телевизору прямую трансляцию футбольного матча. Диктор произнёс фразу, что сейчас день. У Лены сразу возник вопрос: (учитель на ИД инструментом «стёрка» проявляет слова Лены)
Лена: «Почему ведущий говорит, что сейчас день?»
- Ребята, может такое быть? Ночь и день одновременно? (некоторые дети отвечают, что да - если где-то далеко, в другом городе. Но находятся и такие, кто не согласен - они утверждают, что такого быть не может)
- Снова возникает вопрос. Какой? (Может ли одновременно на Земле быть день и ночь?)
Учитель мелом на обычной доске записывает ещё один возникший вопрос.
Переключает ИД на следующий слайд на котором расположены картинки дня и ночи, где светит или луна, или солнце, небо затянуто тучами, .начерчена таблица.
- Расставьте картинки в нужные колонки таблицы.
День
Ночь
Дети расставляют на ИД картинки в нужные колонки
- Кто согласен? Не согласен? Есть вопросы к отвечающим? ( Дети спрашивают: почему картинка на которой нет солнца стоит в колонке день?)
- Какой интересный вопрос. (В ходе обсуждения выясняется, что солнечный свет проникает даже сквозь облака, а лунный свет через облака не проникает).
- Ребята, у меня тоже возник вопрос: А может Солнце освещать Землю со всех сторон?
Учитель переключает ИД на следующий слайд, где изображена Земля и падающий на Землю солнечный свет
Ответ на мой вопрос поищите на странице 52 вашего учебника.
Групповая работа:
Задание 2
Рассмотрите иллюстрацию. (На картинке изображён глобус и лампа, лампа освещает ту сторону глобуса, где расположена Москва)
Найдите ответ на вопрос и обоснуйте свой ответ:
- Какое время суток в Москве?
- Что нужно сделать с глобусом, чтобы в Москве наступила ночь?
Проверка работы групп:
На столе учителя стоит теллурий
- Отвечающий выходит и показывает свой ответ на моём приборе, он называется теллурий. (Представители групп выходят , показывают и объясняют свой ответ.)
- Какой вывод можно сделать? ( Если сторона освещена, значит здесь - день, на другой стороне- ночь)
Вывод появляется на ИД под картинкой
- Освещает Солнце Землю со всех сторон? (Нет)
- Оцените себя как вы поработали в группе (Дети отмечают на листах самооценки )
- Кто догадался, отчего происходит смена дня и ночи на Земле? (Дети отвечают, что раз глобус вращали вокруг оси, а глобус-это модель Земли, и Земля тоже вращается вокруг своей оси- то смена дня и ночи происходит то вращения земли вокруг своей оси.)
Используя гиперссылку, включается видеофрагмент «Смена дня и ночи »
- Посмотрите научное объяснение.(Идёт просмотр фильма: 3 мин)
- Давайте вернёмся к Лене и Мише.
Переключается ИД на слайд, где Лена и Миша выясняли, может ли на Земле быть день и ночь одновременно.
- Давайте посмотрим, что Миша ответил Лене (Инструментом «стёрка» проявляем ответ Миши)
- На какой вопрос нашего урока мы ответили? (На Земле одновременно могут быть и день и ночь)
- В фильме сказано: за сколько времени земля делает полный оборот вокруг своей оси. Кто услышал? (24 часа)
- Какой можно сделать вывод? (Земля делает полный оборот за сутки или за 24 часа. Ещё раз уточняется , что сутки это день и ночь)
Учитель переключает ИД на следующий слайд на котором написано: совместное открытие знаний, изображены Земля и Солнце
- Ещё раз вспомните пословицу, с которой мы начали урок: День и ночь - сутки прочь.
- У нас сейчас какое время суток? (День)
- Интересно, а сколько оборотов Земля должна сделать, чтобы у нас наступила ночь? (Дети с уверенностью отвечают что один оборот, учитель на теллурии отмечает месторасположение города и поворачивает глобус. Дети в затруднении.)
- Ответ на этот вопрос поищите в статье на с. 52. (Индивидуальная работа с последующим обсуждением ответа в группе)
Так сколько оборотов должна сделать Земля, чтобы день сменился ночью? (пол оборота)
Под картинкой открывается надпись (использовался инструмент «шторка»)
Земля вращается вокруг своей оси. Когда она делает пол-оборота, день сменяется ночью. На другой стороне в это время наступает день. Полный оборот Земля совершает за 24 часа, то есть за сутки. Учитель просит кого- то из детей отметить цветным маркером сколько оборотов делает Земля, чтобы день сменился ночью и сколько времени проходит, когда Земля делает полный оборот вокруг своей оси.
IV. Рефлексия
- А сейчас возьмите свои таблички «Верю-неверю» и проверьте свои ответы в начале урока. У кого мнение совпало - обведите знак в кружочек, у кого изменилось - зачеркните и рядом напишите новый вариант ответа.
Учитель снова читает утверждения , что читал в начале урока, а дети отмечают свой вариант ответа.
- У кого мнения изменились?
- У кого мнения совпали?
- Посмотрите на вопросы, которые мы поставили в начале урока. (Возвращаемся к вопросам, записанным на доске)
- На все вопросы получили ответ? (Да)
- Интересно, а что было бы на Земле, если бы Земля не вращалась вокруг своей оси? (выслушать 1-2 ответа)
- Домашнее задание:
С помощью интернета или энциклопедий, проведите исследование - сколько градусов будет на той половине Земли, где нет солнечного света и наоборот, до скольки градусов нагреется поверхность, если солнце постоянно будет освещать Землю. Придумайте свою фантастическую историю на эту тему.
Групповая работа.
- Вернёмся к нашему кластеру, какие новые знания вы получили? Можем что- то дополнить?
- Обсудите в группе. (Дети получают кластеры, которые они делали в группах на предыдущих уроках и дополняют новыми знаниями)
Проверка работы групп
На доске появляются кластеры групп и выясняется, что все дополнили одно и то же- от вращения Земли вокруг своей оси происходит смена дня и ночи.
Учитель переключает ИД на слайд, где кластер, составленный совместно. Ученик выходит к доске и маркером вписывает, что узнали на уроке.
Благоприятный климат
Есть жизнь
Земля
Имеет форму шара
Вращается вокруг Солнца
Третья планета от Солнца
Смена дня и ночи
Вращается вокруг своей оси
Есть спутник Луна
Появился Календарь
Земное притяжение
Предметы притягиваются
Мы не улетаем в космос
Всё падает на Землю
- Оцените свою работу в группе.(Проходит работа на листах самооценки)
- Все явления, записанные в нашем кластере, раскрыты? (Нет, мы не знаем, что происходит от вращения Земли вокруг Солнца и на что влияет то, что наша планета Земля имеет форму шара)
- На эти вопросы мы ответим на следующих наших уроках.
Проверка работы на листах самооценки
- Кто сегодня активно поработал в группе?
- Кто не участвовал в обсуждении?
Дети снова выходят в круг:
- Расскажите, что вы узнали сегодня на уроке. Свой ответ начинайте словами: На уроке я узнал….., Мне было интересно узнать……
Дети по кругу высказываются
- Иногда наше настроение зависит от того, солнечный день или пасмурный. И по тому какое настроение у вас от урока я пойму по вашим солнышкам. Если на уроке было интересно и всё понятно- нарисуйте весёлое солнышко, а если неинтересно, скучно- нарисуйте весёлое солнышко.
Учитель раздаёт солнышки. Дети рисуют и прикрепляют свои солнышки на доску.
- Спасибо за урок!
Для проведения урока использовала интернет ресурсы :
Для презентации на ИД TRACEBoard использовала материал презентации PowerPoint: http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1590
Кто знаком с этой маркой доски знает, что обеспечение этой доски никакое.