Место работы: МБОУ «Гимназия №2» городского округа город октябрьский республики Башкортостан
Технологии: игровая, информационная, развивающая, проблемная (выбор оптимальной модели обучения для данных конкретных условий).
Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические, (выполнение учащимися практических действий)
Этапы урока | Содержание урока |
Орг. момент | Начать наш урок я хочу словами французского философа Жан-Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». Я желаю вам сегодня на нашем уроке убедиться в правильности этого высказывания. |
Введение в тему | Сейчас отгадайте загадку: Друг за дружкой чередой Мирно ходят брат с сестрой. Братец будит весь народ, А сестра, наоборот, — Спать немедленно зовет. (День и ночь) (Вывешиваю на доску слова «день» и «ночь»)
1. Ребята! Чем день отличается от ночи? (работа со слайдом) (днём светит солнце, поют птицы, а ночью на небе луна, звёзды, природа замирает) Почему днём светло? (потому, что на небе солнце) Почему ночью темно? (на небе нет солнца) |
Актуализа- ция знаний | Сейчас я предлагаю вам выполнить задание: У вас на столах лежат карточки. 1 вариант – подчеркивает явления, которые происходят днём. 2 вариант - подчёркивает явления, которые происходят ночью. Вариант 1. Подчеркни явления, которые происходят днём. поют птицы вылетают совы и летучие мыши закрываются цветы, складываются листья летают яркие бабочки летают мотыльки и ночные бабочки распускаются цветы Вариант 2. Подчеркни явления, которые происходят ночью. поют птицы вылетают совы и летучие мыши закрываются цветы, складываются листья летают яркие бабочки летают мотыльки и ночные бабочки распускаются цветы Проверка с экрана. Оцените свою работу значком(! ? - ) У живых существ нет часов. Как же они определяют время? (они обладают чувством времени) Посмотрите на экран и вспомните случаи, которые говорят о том, что у человека есть чувство времени. Также время могут чувствовать все живые существа. Ребята нам расскажут о цветах (Опережающее задание) |
Работа в парах | К нам на урок сегодня пришли герои. (вывешиваю на доску картинки) Кто их узнал? (Миша и Лена, герои нашего учебника) . Они получили в подарок картины одного маленького художника, которые лежат у вас на партах. Рассмотрите. Что необычного вы заметили на этих картинах? Какие ошибки художника вы заметили? (не бывают звёзды и солнце одновременно, ласточки ночью спят, летучие мыши не летают днём) Оцените свою работу. |
Проблем-ный диалог | Ребята, посмотрите на экран. Какое время суток изображено? Чем заняты папа и Миша? (Поздний вечер, близится ночь, по телевизору папа с Мишей смотрят прямую трансляцию футбольного матча). Прочитайте реплику Лены. Что же получается: в одно и то же время у нас в России ночь, а в Америке – день? Почему так происходит? (Земля обращается к Солнцу то одной, то другой стороной. Сначала в Америке будет день, а у нас ночь. Потом наоборот.) Поднимите руку, кто догадался, что нам предстоит сегодня выяснить? |
Сообщение темы урока | Какова тема нашего урока? ( «Смена дня и ночи») (фиксирую на доске) |
Совместное «открытие» знаний | Что мы никогда не увидим ночью на небе? (солнце) Что представляет собой Солнце? (Солнце – центральное тело Солнечной системы. Солнце – ближайшая к Земле звезда – огромное раскалённое космическое тело). Что представляет собой Земля? (Земля — это планета Солнечной системы.) Прочитайте определение в словаре Ожегова. Даю книгу хорошо читающему ребёнку. Как называется эта игрушка? (волчок) Что общего у планеты Земля и волчка ? (Земля тоже вращается вокруг своей оси, только у волчка ось настоящая, а у Земли – воображаемая) Глобус тоже может вращаться вокруг своей оси. 6. За сколько часов Земля сделает полный оборот вокруг своей оси? 7. Откройте учебник на с. 52, прочитайте текст и найдите ответ на этот вопрос. (Полный оборот она делает за 24 часа (или за сутки), а если быть точнее за 23 часа 56 минут) Демонстрация вращения Земли Как вы думаете, что больше Земля или Солнце? Наши предки не могли знать большое солнце или маленькое. Оказывается, если нарисовать Солнце размером с крупный апельсин, то Земля окажется размером с маковое зёрнышко. И масса Солнца тоже огромна. Для того, чтобы уравновесить воображаемые весы, на одну чашу надо положить Солнце, а на другую чашу весов 330 тысяч таких планет, как Земля. |
Физ. минутка Игра «День- ночь» | Поднимите руки, кто из вас любит загорать, резвиться на солнышке? Сейчас у нас вами тоже будет такая возможность. Тихо встали. Физминутка. Выбираем, на чем летим? – На ракете! Надеваем костюм космонавта – скафандр, проверяем его герметичность. Готовим ракету. Крылья у ракеты: руки назад, соединяем лопатки. Считаем 1-2-3-4-5. Полетели. Считаем звёзды: кисти рук в виде бинокля прижимаем к глазам и поворачиваем голову налево, направо. Стало холодно – надо согреться: растираем ладони и пальцы рук, хлопаем в ладоши 5-10 раз. Полетели обратно. Для расслабления выполняем диафрагмальное дыхание 3-4 раза. Прилетели на Землю, снимаем с головы скафандр, костюм.
Ракета.
А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки приподнимись, А потом руки вниз. Раз, два, (Стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты») Три, четыре – (Основная стойка) Вот летит ракета ввысь! |
Открытие нового | Ребята! Посмотрите на этот прибор. Кто из вас знает, как он называется? Теллурий Прочитаем слово хором. Вы сегодня должны раскрыть тайну, почему на этот урок я принесла именно этот прибор. (включаю теллурий) Я хочу выслушать ваши мнения. Какие предположения? (Модель Земли и Солнца, теллурий изображает как вращается Земля, относительно Солнца) Что происходит, когда Земля вращается вокруг своей оси? (смена дня и ночи) Кто может показать, где находится на глобусе Москва? (отмечаю флажком) Где Америка? (показываю опыт) Когда эта часть Земли освещена, то на противоположной стороне - ночь. Почему происходит смена дня и ночи? (Земля вращается вокруг своей оси) Поскольку Земля вращается, Солнце освещает то одну, то другую её половину. Проверим свои предположения. Просмотрим видео. (подготовленный ученик объясняет значение слова терминатор) |
Закрепление нового Работа с учебником | Учебник стр. 55 Прочитаем рассказ «Страшный сон» Давайте представим, как изменился бы наш мир, если вращение Земли прекратилось? Ответить на этот вопрос вам поможет иллюстрация в учебнике. На той части Земли, которая будет освещаться солнцем - будет очень жарко, будет недостаток питьевой воды; На той части Земли, которая не будет освещена солнцем – будет очень холодно, не будут расти растения, будет длинная ночь. Правы ли мы? Послушайте информацию найденную в энциклопедии. |
Работа над пословицей | Лена тоже принесла для вас задание. Соберите из слов пословицу. ( вывешиваю на магнитной доске, один ученик расставляет) Чтение пословицы хором. В народе говорят: “День да ночь сутки прочь”. Как понимаете смысл пословицы? (день и ночь составляют 24 часа или сутки) ДЕНЬ ДА НОЧЬ СУТКИ ПРОЧЬ (вывешиваю на доску термин «сутки») |
Работа с тетрадью. (самостоя-тельная работа) | Открыли тетрадь с . 16 №3. Рассмотрите рисунки. Соедините стрелкой каждое из изображений Лены и Миши с местом на земном шаре, где они находятся в это время суток. |
Итог урока. | Давайте вернёмся к вопросу, который я задала вам в начале урока. Почему в одно и то же время у нас в России ночь, а в Америке – день? Почему происходит смена дня и ночи? (Земля вращается вокруг своей оси) (фиксирую вывод на доске) |
Домашнее задание | Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома вы будете выполнять задание в тетради на с. 17 №5. Чтобы развивать у себя чувство времени, попробуйте составить режим дня. |
Рефлексия | У вас на столах лежат солнышки. Отметьте своё настроение на уроке. У меня тоже отличное настроение. Огромное спасибо вам за работу. Миша и лена прощаются с вами. Урок окончен. |