kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему: "Ритмическая деятельность организма".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Ритмическая деятельность организма. Цель урока: раскрыть причины и значение биологических ритмов для человека. Задачи урока: Образовательные: рассмотреть понятия: биологические ритмы, фотопериодизм; сформировать представления о физиологических процессах в организме человека, которые изменяются в течение суток. Развивающие: развивать навыки и приемы умственной деятельности учащихся: сравнивать, анализировать, обобщать; творчески мыслить; коммуникативные способности. Воспитательная: воспитывать умение слышать и слушать. Тип урока: комбинированный. Оборудование: ИКТ, учебник Сухоруковой Л.Н. для 9 класса. Метод проведения: частично-поисковый, с элементами эвристической беседы; тест. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний. - Рассказать о расах человека, их характерных особенностях. - Рассказать о географических группах людей. - Чем высокогорная группа людей отличается от арктической? 3. Мотивация учебной деятельности. Вспомните, каковы последствия вращения Земли вокруг Солнца и своей оси? 4. Сообщение темы, цели, задач урока. 5. Изучение нового материала. Рассказ учителя. Биологические ритмы – изменение интенсивности процессов жизнедеятельности, происходящие в организме (уч-ся записывают в тетрадь). Фотопериодизм – реакция на продолжительность светового дня (уч-ся записывают в тетрадь). Учащиеся вместе с учителем разбирают график работоспособности организма человека по учебнику. Изучение индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствования. «Жаворонки» - люди, у которых среднечастотные ритмы сдвигаются вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна. Люди "жаворонки" спят столько же времени, сколько остальные, но их ритм отхода ко сну сдвинут на более ранний вечер. Они рано хотят спать, быстро засыпают и очень рано встают в одни и те же утренние часы. В последующей практической части оказалось, что люди-жаворонки, лучше, чем совы, переносят сбои биоритмов при перелёте с запада на восток. «Голуби» - люди дневного типа. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Они лучше адаптированы к смене света и темноты. «Совы» - люди, у которых наблюдается отставание фазы сна. Лица вечернего типа легче приспосабливаются к работе в ночную смену и трехсменному труду. Совы лучше контролируют ритм сон-бодрствование по сравнению с другими людьми. Они предпочитают ложиться спать позже 23-24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь. Тест «Что вы за «птица?» по методике Д. Хорна – О.Эстерберга в модификации А.А. Путилова. Вопросы Ответы Баллы 1. Вам пришлось лечь спать на 4 часа позже обычного. Длительность Вашего сна никто не ограничивает, сможете ли Вы проснуться позже обычного времени и на сколько? Проснусь позже на час. Проснусь позже на 2 часа. Проснусь позже на 3 часа. Проснусь позже на 4 часа. 1 2 3 4 5 2. В течение недели Вы ложились спать и вставали, когда хотели. Сколько времени Вам потребуется, чтобы теперь уснуть в 11 часов вечера? 10 минут или даже меньше. 15 минут. Полчаса. Около часа. Больше часа. 1 2 3 4 5 3. Если в течение долгого времени Вы будете ложиться спать в 11 часов вечера, а вставать в 7 утра, какой будет динамика Вашей физической активности и работоспособности? С вечерне-дневным пиком. С дневным пиком. С утренним и вечерним пиками. С утренне-дневным пиком. С утренним пиком. 5 4 3 2 1 4. Представьте, что Вы оказались на необитаемом острове. У Вас есть наручные часы. Когда Вы хотели, чтобы на вашем острове светало? В 9 ч. утра или еще позже. В 8 ч утра. В 7 ч. утра. В 6 ч. утра. В 5 ч утра или еще раньше. 5 4 3 2 1 5. В течение недели Вы ложились спать и вставали когда хотели. Завтра Вы хотели бы проснуться в 7 часов утра. Разбудить Вас некому. В какое время Вы проснётесь? Раньше 6.30 утра. Между 6.30 и 6.50 утра. Между 6.50 и 7 ч. утра. Между 7 и 7.10 утра. После 7.10 утра. 1 2 3 4 5 6. Ежедневно в течение 3 часов Вы должны выполнять сложное задание (оно потребует напряжения всех Ваших сил и внимания). Какие часы Вы бы выбрали для этой работы? С 8 до 11 ч. утра. С 9 утра до 12 ч. дня. С 10 утра до часа дня. С 11 ч. утра до 14 ч. дня. С 12 до 15 часов дня. 1 2 3 4 5 7. Если Вы бодрствуете в обычное для Вас время, то когда Вы ощущаете упадок сил (вялость, сонливость)? Только после сна. После сна и после обеда. В послеобеденное время. После обеда и перед сном. Только перед сном. 5 4 3 2 1 8. Когда Вы вольны сколько хотите, в какое время Вы обычно просыпаетесь? В 11 ч. утра или позже. В 10 ч. утра. В 9 ч. утра. В 8 ч. утра. В 7 часов утра или раньше. 5 4 3 2 1 Результат 12-17 балла. Типичный «жаворонок» (утренний тип). Выполняете важные дела в первой половине дня, а вечерние часы посвятите отдыху 18-25 баллов. Умеренный «жаворонок» (утренне-дневной тип). Период максимальной работоспособности и приспособительные возможности шире, чем у типичных «ранних пташек». 25-34 балла. «Голубь» (дневной тип). Вы можете жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна. Чтобы постепенно перейти на новое расписание, потребуется не меньше месяца. 34-40 баллов. «Сова» (вечерне-дневной тип). Блестящие идеи начинают приходить в вашу голову, когда начинается вечер. Физминутка. 6. Закрепление, обобщение, систематизация полученных знаний. Работа по электронному приложению к учебнику. 7. Домашнее задание: Прочитать параграф 12. Ответить на вопросы после параграфа. 8. Подведение итогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Ритмическая деятельность организма".»

9 класс Дата:


Урок №


Тема урока: Ритмическая деятельность организма.

Цель урока: раскрыть причины и значение биологических ритмов для человека.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть понятия: биологические ритмы, фотопериодизм; сформировать представления о физиологических процессах в организме человека, которые изменяются в течение суток.

Развивающие: развивать навыки и приемы умственной деятельности учащихся: сравнивать, анализировать, обобщать; творчески мыслить; коммуникативные способности.

Воспитательная: воспитывать умение слышать и слушать.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ИКТ, учебник Сухоруковой Л.Н. для 9 класса.

Метод проведения: частично-поисковый, с элементами эвристической беседы; тест.


Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

- Рассказать о расах человека, их характерных особенностях.

- Рассказать о географических группах людей.

- Чем высокогорная группа людей отличается от арктической?

3. Мотивация учебной деятельности.

Вспомните, каковы последствия вращения Земли вокруг Солнца и своей оси?

4. Сообщение темы, цели, задач урока.

5. Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

Биологические ритмы – изменение интенсивности процессов жизнедеятельности, происходящие в организме (уч-ся записывают в тетрадь).

Фотопериодизм – реакция на продолжительность светового дня (уч-ся записывают в тетрадь).


Учащиеся вместе с учителем разбирают график работоспособности организма человека по учебнику.

Изучение индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствования.


«Жаворонки» - люди, у которых среднечастотные ритмы сдвигаются вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна. Люди "жаворонки" спят столько же времени, сколько остальные, но их ритм отхода ко сну сдвинут на более ранний вечер. Они рано хотят спать, быстро засыпают и очень рано встают в одни и те же утренние часы. В последующей практической части оказалось, что люди-жаворонки, лучше, чем совы, переносят сбои биоритмов при перелёте с запада на восток.


«Голуби» - люди дневного типа. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Они лучше адаптированы к смене света и темноты.


«Совы» - люди, у которых наблюдается отставание фазы сна. Лица вечернего типа легче приспосабливаются к работе в ночную смену и трехсменному труду. Совы лучше контролируют ритм сон-бодрствование по сравнению с другими людьми. Они предпочитают ложиться спать позже 23-24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь.

Тест «Что вы за «птица?» по методике Д. Хорна – О.Эстерберга в модификации А.А. Путилова.


Вопросы

Ответы


Баллы

1. Вам пришлось лечь спать на 4 часа позже обычного. Длительность Вашего сна никто не ограничивает, сможете ли Вы проснуться позже обычного времени и на сколько?

Проснусь позже на час.

Проснусь позже на 2 часа.

Проснусь позже на 3 часа.

Проснусь позже на 4 часа.

1

2

3

4

5


2. В течение недели Вы ложились спать и вставали, когда хотели. Сколько времени Вам потребуется, чтобы теперь уснуть в 11 часов вечера?

10 минут или даже меньше.

15 минут.

Полчаса.

Около часа.

Больше часа.

1

2

3

4

5

3. Если в течение долгого времени Вы будете ложиться спать в 11 часов вечера, а вставать в 7 утра, какой будет динамика Вашей физической активности и работоспособности?

С вечерне-дневным пиком.

С дневным пиком.

С утренним и вечерним пиками.

С утренне-дневным пиком.

С утренним пиком.

5


4

3


2


1

4. Представьте, что Вы оказались на необитаемом острове. У Вас есть наручные часы. Когда Вы хотели, чтобы на вашем острове светало?

В 9 ч. утра или еще позже.

В 8 ч утра.

В 7 ч. утра.

В 6 ч. утра.

В 5 ч утра или еще раньше.


5

4

3

2

1

5. В течение недели Вы ложились спать и вставали когда хотели. Завтра Вы хотели бы проснуться в 7 часов утра. Разбудить Вас некому. В какое время Вы проснётесь?

Раньше 6.30 утра.

Между 6.30 и 6.50 утра.

Между 6.50 и 7 ч. утра.

Между 7 и 7.10 утра.

После 7.10 утра.

1

2

3

4

5

6. Ежедневно в течение 3 часов Вы должны выполнять сложное задание (оно потребует напряжения всех Ваших сил и внимания). Какие часы Вы бы выбрали для этой работы?

С 8 до 11 ч. утра.

С 9 утра до 12 ч. дня.

С 10 утра до часа дня.

С 11 ч. утра до 14 ч. дня.

С 12 до 15 часов дня.

1

2

3

4

5

7. Если Вы бодрствуете в обычное для Вас время, то когда Вы ощущаете упадок сил (вялость, сонливость)?

Только после сна.

После сна и после обеда.

В послеобеденное время.

После обеда и перед сном.

Только перед сном.

5

4

3

2


1

8. Когда Вы вольны сколько хотите, в какое время Вы обычно просыпаетесь?

В 11 ч. утра или позже.

В 10 ч. утра.

В 9 ч. утра.

В 8 ч. утра.

В 7 часов утра или раньше.

5

4

3

2

1


Результат

12-17 балла. Типичный «жаворонок» (утренний тип). Выполняете важные дела в первой половине дня, а вечерние часы посвятите отдыху

18-25 баллов. Умеренный «жаворонок» (утренне-дневной тип). Период максимальной работоспособности и приспособительные возможности шире, чем у типичных «ранних пташек».

25-34 балла. «Голубь» (дневной тип). Вы можете жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна. Чтобы постепенно перейти на новое расписание, потребуется не меньше месяца.

34-40 баллов. «Сова» (вечерне-дневной тип). Блестящие идеи начинают приходить в вашу голову, когда начинается вечер.

Физминутка.


6. Закрепление, обобщение, систематизация полученных знаний.

Работа по электронному приложению к учебнику.


7. Домашнее задание:

Прочитать параграф 12. Ответить на вопросы после параграфа.


8. Подведение итогов.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока на тему: "Ритмическая деятельность организма".

Автор: Высоцкая Людмила Григорьевна

Дата: 10.12.2015

Номер свидетельства: 264412

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Доклад на тему "Возможности урока музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий". "
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-na-tiemu-vozmozhnosti-uroka-muzyki-kak-sriedstvo-riealizatsii-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "118085"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413034088"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Методическая разработка «Воспитание самостоятельности и сознательного отношения к своему здоровью у учащихся средствами физической культуры»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_vospitanie_samostoiatelnosti_i_soznatelnogo_otnoshenii"
    ["file_id"] => string(6) "608022"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1653480490"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Работа над образом в песне с детьми 8-10 лет "
    ["seo_title"] => string(48) "rabota-nad-obrazom-v-piesnie-s-diet-mi-8-10-liet"
    ["file_id"] => string(6) "173520"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424003051"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства