kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока с учетом требований ФГОС по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока окружающего мира

в 3 классе

УМК система Л.В.Занкова

(с учётом требований ФГОС)

Тема урока: Куликовская битва.

Место урока по теме: Восьмой урок по теме «Объединение русских земель вокруг Москвы»

Тип урока: Открытие и применение новых знаний.

Цель урока:Содействовать формированию представления учащихся о подвигах защитников Руси, познакомить с ходом и значением Куликовской битвы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока с учетом требований ФГОС по окружающему миру »


Методическая разработка урока окружающего мира

в 3 классе

УМК система Л.В.Занкова

(с учётом требований ФГОС)

Тема урока: Куликовская битва.

Место урока по теме: Восьмой урок по теме «Объединение русских земель вокруг Москвы»

Тип урока: Открытие и применение новых знаний.

Цель урока:Содействовать формированию представления учащихся о подвигах защитников Руси, познакомить с ходом и значением Куликовской битвы.

Задачи урока:

  • Образовательная - раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовском поле могучее монголо-татарское войско и положившего начало освобождению Руси от ненавистного ига; показать роль личности великого князя Дмитрия Донскогои народа (как главного героя победы) в истории; показать значение Куликовской битвы как одного из важных событий в истории нашей Родины.

  • Развивающая - умение оценивать и сравнивать исторические события, видеть закономерность исторического процесса, умение устанавливать причинно-следственные связи.

  • Воспитательная   -   на   героическом   прошлом нашего народа воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма и гордости за родную землю, за своих предков.


Личностные УУД:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
формулировать учебные задачи;
работать по предложенному плану, схеме;
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
осуществлять самоконтроль;
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
находить ответы на вопросы в иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
проводить анализ учебного материала;
проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

уметь определять уровень усвоения учебного материала.


Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
определять общие для всех правила поведения;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная.


Материалы и оборудование к занятию:учебник для 3 класса (2 часть) «Окружающий мир», карточки с заданием, кроссворд для домашнего задания, карта для аппликации, клей,компьютер, экран, проектор.







Ход урока


Этап урока

слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.


Приветствие.

Приветствие. Проверка рабочего места.

Эмоциональный настрой урока.


Говорят, что нельзя считать культурным и образованным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.

Знать прошлое – значит, понимать настоящее и уметь предвидеть будущее.

Учащиеся эмоционально готовятся к предстоящему уроку.

Актуализация знаний, умений, навыков.


Индивидуальная работа.




Я предлагаю вам обратиться к прошлому и вспомнить главные события, которые сыграли огромное историческое значение для нашей Родины.

Поработайте индивидуально и соотнесите даты и события, которые вам известны.


1223г.


Битва на реке Калке

1237г.

Ледовое побоище

15 июля 1240г.

Невская битва

5 апреля 1242г.

Нашествие монголо-татар на Русь

1380г.








Учащиеся индивидуально соотносят дату и событие.



Постановка проблемы урока.


Фронтальная работа.


Что вы заметили?

Какая дата лишняя?


Что общее объединило даты?


Как вы думаете, а данная дата имела для Руси значение?

1380г. – это лишняя дата, к ней не подходит ни одно из перечисленных событий.

Все события – это сражения. Предположим, что 1380г. тоже является датой исторически значимого события на Руси.

Определение темы урока. Целеполагание.








Фронтальная работа.


Вы предположили верно. Это действительно дата, имеющая огромное историческое значение для Руси. В этом году произошла битва на Куликовом поле.

А как вы думаете, как летописцы назвали эту битву и почему?


Какова же тема нашего урока?

(тема на доске:«Куликовская битва»)


Назовите цель сегодняшнего урока.

(цель урока на доске:«Познакомиться с ходом и значением Куликовской битвы»)


На какие вопросы нам предстоит ответить на сегодняшнем уроке?

(вопросы на доске:С кем была эта битва?Почему онапроизошла?Где она была?Как происходил ход битвы?Кто победил в этой битве?Каковы причины победы?Какое значение имела битва?)


Все эти вопросы записаны на ваших карточках. Во время урока мы будем вместе с вами отвечать на эти вопросы. А каждый из вас будет фиксировать на своей карточке степень усвоения материала цветом.

Куликовская битва, так как названия всех предыдущих боёв связано с их местоположением.




Учащиеся называют тему урока, ставят перед собой главную цель, определяют задачи, на которые предстоит ответить в течение урока.




У каждого на столе карточка в вопросами урока.

Повторение пройденного.






Фронтальная работа.


Но прежде, чем говорить о Куликовской битве, давайте вспомним, какая обстановка на Руси былав 13 веке?



Почему войско Батыя разорило и разрушило столько русских городов?





При каком князе правитель Золотой Орды не посылал войска против Московского княжества?


Чем же прославился Иван Калита?





Почему Ивана Калиту называют первым собирателем Руси?


Московское княжество год от года росло и крепло, а к концу жизни Ивана Калиты стало самым большим и сильным на Руси.

Русь по­лучила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор за­хватчикам.

В начале 13 века на Русь из Азии напали татаро - монголы во главе с Батыем.

Русь в начале 13 века была разбита на множество княжеств, каждое из которых жило само по себе.


При Иване Калите.


При нём на 40 лет прекратились нашествия татаро - монгол. Русские княжества начали объединяться между собой.ИванКалита первый из князей стал собирать и объединять с Москвой разрозненные части русской земли.

Подготовительный этап.









Работа в парах.


Сегодня на уроке мы с вами отправимся из 13 века, времён первого нашествия татаро – монгол на Русь, в 14 век. И узнаем, какие же события происходили на Руси в конце 14 века.


Прошло более ста лет после Батыеванашествия. На календаре 1359 г. Внезапно умирает сын Ивана Калиты московский князь Иван Иванович, оставив после себя 9- летнего сына Дмитрия.


Ребята, сколько вам лет? (9 – 10 лет)

Молодой князь Дмитрий Иванович становится московским князем в вашем возрасте.


На экране мы видим цепь - схему правления Московских князей. Поработайте в паре и составьте родственную цепочку, начиная с Дмитрия Ивановича.

Александр Невский

пращур

Даниил Московский

прадед

Иван I (Калита)

дед

Иван II


отец

Дмитрий

Иванович

Давайте определим по ней, кем доводится Иван Калита молодому князю, если отец Дмитрия, Иван II, был сыном Ивану (Калите).






Дети сравнивают себя и князя Дмитрия и делают выводы, смогли бы они править государством.

Устанавливают родственные связи между князьями.


Вывод: Иван Калита – внук Александра Невского, а Дмитрий Иванович – внук Ивана Калиты.


Изучение новой темы.





Фронтальная работа.





В 1380 году в Москве княжил внук ИванаКалиты Дмитрий Иванович. Со времён похода хана Батыя на Русь зависимость её от Золотой Орды ослабла.

Князья к хану ездили редко, дань выплачивали нерегулярно.

Дмитрий Иванович, московский князь, не обращал внимания на требования хана Мамая, не хотел ему платить той дани, которую платили прежде московские князья.

Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал неуважительно относится к завоевателям монголо-татрам. Как ощущали себя жители Московского княжества, какие чувства они испытывали? Почему?

Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость молодогомосковского князя?

Мамай задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо–татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.


На какие вопросы урока вы теперь сможете ответить?

Отметьте на карточках.


А как Русь готовилась к великой битве нам расскажет…


Вооружено русское войско было надежным и удобным оружием: длинными и короткими (метательными) копьями, луками, боевыми топорами, кинжалами, длинными мечами и саблями. Умельцы-оружейники позаботились и о том, чтобы русский ратник был хорошо защищен. Голову ратника закрывал за­остренный кверху шлем свисавшей до плеч кольчугой — сеткой из мелких колец. Тело ратника тоже защищала кольчуга наподобие рубашки с броней на груди в виде чешуек или металлических пластин. Маленькие круглые щиты были легки и прочны, а потому удобны в бою.


Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился к Сергию Радонежскому.

А кто такой Сергий Радонежский?


Как вы думаете, зачем князь Дмитрий пошёл к отцу Сергию?

Сергий радушно встретил князя и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь» и дал в помощь двух богатырей Пересвета и Ослябю








Предположения детей.

Чувство страха, боязни, испуга.



Мамай пришёл в ярость.














С кем? Почему?





Ученик рассказывает о готовности к битве русского войска.







Настоятель, глава Троицкого монастыря. Русские люди ему очень верили и считали, что он может предсказывать судьбу.


За советом, помощью.















Самооценка.



Сообщение ученика.







Физминутка.


Перед великим боем и нам надо размяться.

Учитель показывает упражнения.

Дети повторяют упражнения за учителем.

Изучение новой темы.


Работа с картой.










Сообщение ученика.













Работа с книгой.

(стр.64)



Просмотр мультфильма.


Сообщение ученика.



Работа с книгой.

(стр.65)



Работа с картой.








И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого врага.


Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения.

Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон.

Как вы думаете, почему поле так называется?

Предположите, почему Дмитрий выбрал именно это место?

После переправы русских войск через реку Дмитрий Ива­нович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой це­лью это было сделано?


Закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения.


«Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие».


Открывайте глаза. Представьте себе, рассеивается утренний туман. Настало утро 8 сентября 1380 год.

Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.

Дмитрий Иванович решил принят участие в сражении, и переодевшись в одежду простого воина встал во главе войска.


Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Что такое поединок?


Вы встречались с этим понятием? Кто ещё участвовал в поединке, защищая честь Родины?


Прочитайте в учебнике, как происходил поединок?



А теперь посмотрите небольшой фрагмент мультфильма «Поединок». Обратите внимание на выражения лиц героев, на их внешний вид.



«И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи».



А как проходил бой давайте узнаем, прочитав учебник. Одновременно работайте с картой.



Давайте ещё раз рассмотрим ход боя на карте.

Обратите внимание на расположение русского войска и войска Мамая.

Сначала монголы атаковали и разбили Сторожевой и Передовой полк. Как вы думаете, почему они так назывались? Затем атаковали Большой полк и Полк левой руки. Но в этот решающий момент битвы по монголамударил Засадный полк Владимира Серпуховского и Дмитрия Боброка. Монголы начали отходить к Красному холму, а затем в панике бросились в бегство.



Поле называется в честь птицы кулик.

Военная мощь татар – конница, которая не пригодна для сражения на территории, покрытой кустарником.

Чтобы никто и не думал о возможности отступления.



Ученик эмоционально рассказывает о настроении русских войск перед боем.




Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.


Кожемяка.



Отрывок читает вслух ученик (стр.64)


Дети смотрят мультфильм.









Отрывок читает вслух ученик (стр.64)




Дети внимательно рассматривают карту и следят за ходом боя. Ответы детей.




Первичное закрепление нового материала.


Работа в группе.


Самооценка.


Работа с книгой.










Самооценка.



Для закрепления знаний о ходе Куликовской битвы, поработаем в группе.






Перед вами карта Куликовского поля. Расположите русские войска и войска Мамая в правильном порядке. Оформите аппликацию.


На какие вопросы урока вы теперь сможете ответить?

Отметьте на карточках.


Одним из первых пал на поле брани любимый друг Дмит­рия, принявший обличие князя.

А что же великий князь?По-разному рассказывают о судьбе великого князя во вре­мя сражения. Прочитаем версию учебника.

После этой победы Дмитрия стали называть Донским, почему?



Предположите, какова причина победы русских войск?




На какой вопрос урока вы теперь сможете ответить?

Отметьте на карточках.

Дети работают в группах, оформляют аппликацию Куликовской битвы.








Где? Как? Кто победил?



Читают самостоятельно о судьбе Дмитрия.

Бой происходил на реке Дон.


Объединение народа, использование военной тактики, как и Александр Невский.


Каковы причины?

Закрепление изученного.





Самооценка.






Хотя и выиграли русские Куликовскую битву, но снова пришлось им платить дань татарам. А вступать в новую битву с татарами уже не было сил… Тогда в чём же, ребята, значение Куликовской битвы?

Действительно, русские люди поняли, что можно побеждать татар и что рано или поздно падёт монголо – татарское иго, то есть исчезнет зависимость от монголо – татар.


На какой вопрос урока вы теперь сможете ответить?

Отметьте на карточках.


Перед вами пословица. Залог победы - единство!

Подходит ли данная пословица к теме сегодняшнего урока? Почему?

После Куликовской битвы русские князья поняли, что врага можно победить лишь сообща.

Сила русского народа в его единстве.

Версии детей.

Подтверждают свои версии, прочитанным в учебнике.





Какое значение?



Мнение детей.







Подведение итогов урока.


Наш урок подходи к завершению. Вернёмся к вопросам урока. Вы теперь сможете на них ответить?

Представьте себя корреспондентом и возьмите интервью у своих одноклассников, используя вопросы на которые мы отвечали во время урока.


Дети подходят друг к другу и задают вопросы.

Рефлексия.


Оцените свою работу в целом на уроке.

Как вы думаете, чувствовал ли русский народ себя победителем?

А вы чувствуете себя победителями на сегодняшнем уроке?

Куликовская битва имеет огромное историческое значение. Летописцы Куликово поле называют ещё Первым ратным полем. Почему? Вспомните, а какие поля Второе и Третье.Исторические значения этих сражений вы узнаете в следующих классах. А на Порохоровское поле мы с вами отправимся на экскурсию.

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

А.А.Чумаков


Ответы детей (да, нет)



Бородинское поле и Прохоровское поле.

Домашнее задание.


Дома вы отгадаете кроссворд, в основе которого записано слово единство. Он посвящён сегодняшней теме.

Дети записывают задание в дневник.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
разработка урока с учетом требований ФГОС по окружающему миру

Автор: Агафонова Светлана Васильевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101563

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Разработка урока «Готовимся к празднику осени». Буква Оо. "
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka-uroka-gotovimsia-k-prazdniku-osieni-bukva-oo"
    ["file_id"] => string(6) "138013"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457868"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172409"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816843"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424070515"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "конспект урока"Декор русской избы города Пензы""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokadiekorrusskoiizbyghorodapienzy"
    ["file_id"] => string(6) "282708"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453728423"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Планирование уроков технологии в соответствии с требованием ФГОС "
    ["seo_title"] => string(71) "planirovaniie-urokov-tiekhnologhii-v-sootvietstvii-s-triebovaniiem-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "137647"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417414370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства