Тема "Звуки и буквы" разработка урока русского языка вначальных классах
Тема "Звуки и буквы" разработка урока русского языка вначальных классах
Тема : Звуки и буквы
Цели деятельности учителя
Формировать представления о звуках и буквах русского языка, о различении звуков и букв; развивать умения правильно произносить звуки и называть буквы.
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: различать звуки и буквы; распознавать условные обозначения звуков речи; сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова;
получат возможность научиться: осуществлять знаково-символическое действие при моделировании звуков.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;
регулятивные – овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в пара, групповая.
Оборудование : листы самооценки, карточки для групповой работы и в парах, буквы, модели звуков, экологическое панно, компьютер, проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие друг друга и гостей.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать старательно,
Слушать внимательно.
Открываем тетради и сразу вспомнили :
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно возьму,
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
Записываем число, классная работа.
2. Определение темы и цели урока.
Ребята, нам нужно определить тему нашего урока.
Посмотрите на город, который находится на задней стенке класса. Мы как-то уже давно туда не заходили и я забыла кто там живёт. (буквы) Возьмите в руки буквы, которые у вас на партах.
Но букв много, а сколько букв в русском языке?
Я вот вижу улицу гласных : встаньте жители этой улицы. А почему на одной стороне живут одни гласные, а на другой другие?
Назовите себя гласные, которые обозначают твёрдость согласных. А теперь гласные, которые обозначают мягкость согласных.
А ещё я знаю, что есть особенные гласные. В чём же ваша особенность?
А кто живёт на проспекте согласных отзовитесь. Поднимитесь парные согласные, а теперь непарные.
А что это за безымянный переулок. Кто здесь живёт?
Значит, в городе у нас живут буквы.
Давайте теперь посмотрим на экологическое панно. Уже проснулись животные после зимней спячки. Поменял свою шубку заяц. Птички ждут теплоты.
А что это у них за квадраты? (звуки)
Почему квадраты разного цвета? У дятла и лисы красные, у волка и синицы синие, а у снегиря и совы зелёные? (объяснения ребят)
Скажите в чём разница между звуками и буквами?
И так, я думаю, что вы поняли, о чём мы будем говорить на уроке и можете определить тему урока.
Теперь давайте поставим себе цели: чему научиться, что составлять, писать.
Возьмите листок самооценки.
3. Чистописание.
На доске записаны слова: енот, сетка, ежиха, пенал.
Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех словах, и может разделить их на две группы. Какие?
Определите, по какому признаку составлена цепочка букв.
Физминутка для рук.
Прописываем буквы до конца строчки.
Лист самооценки.
4.Словарная работа.
Перед вами словарные слова. Какую букву вы вставите в слово пальто?
Давайте проверим по словарику на с.48.
Какую букву вставим в слово весело? Проверим по словарику на с.50.
Построить схемы к словарным словам.
Взаимопроверка.
У доски два ученика.
Лист самооценки.
Физминутка для глаз.
5.Работа над новой темой.
Ребята, посмотрите по сторонам на квадраты разного цвета. Скажите, что они скрывают?
Подумайте, какие звуки спрятались под красными квадратами, зелёными, синими?
Теперь назовите мне звуки гласные без квадратов, теперь согласные.
Что же нам теперь указывает на то, что это звуки?
А как узнать без синего и зелёного цвета, что это твёрдый или мягкий звук?
Запишите по одному звуку в тетрадь.
Физминутка.
6. Закрепление.
Работа в парах.
Ребята, работаем в парах. У вас на партах карточка со словом. Вы должны покрутиться и найти звуковую схему этого слова. Снять со стены записать эти слова и указать количество букв и звуков.
Лист самооценки.
7. Работа в группах.
Изменим задание и поработаем в группах.
Теперь в карточке четыре звуковые записи, каждому в группе по одной.
Вы написать рядом слово орфографически. В одном из слов указать буквы и звуки.
Проверка на доске.
Лист самооценки.
8.Повторение.
Работа в печатной тетради.
Проверка.
Лист самооценки.
9.Рефлексия.
Было интересно……
Было трудно……….
Я понял………………….
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;
регулятивные – овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в пара, групповая.
Оборудование : листы самооценки, карточки для групповой работы и в парах, буквы, модели звуков, экологическое панно, компьютер, проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие друг друга и гостей.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать старательно,
Слушать внимательно.
Открываем тетради и сразу вспомнили :
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно возьму,
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
Записываем число, классная работа.
2. Определение темы и цели урока.
Ребята, нам нужно определить тему нашего урока.
Посмотрите на город, который находится на задней стенке класса. Мы как-то уже давно туда не заходили и я забыла кто там живёт. (буквы) Возьмите в руки буквы, которые у вас на партах.
Но букв много, а сколько букв в русском языке?
Я вот вижу улицу гласных : встаньте жители этой улицы. А почему на одной стороне живут одни гласные, а на другой другие?
Назовите себя гласные, которые обозначают твёрдость согласных. А теперь гласные, которые обозначают мягкость согласных.
А ещё я знаю, что есть особенные гласные. В чём же ваша особенность?
А кто живёт на проспекте согласных отзовитесь. Поднимитесь парные согласные, а теперь непарные.
А что это за безымянный переулок. Кто здесь живёт?
Значит, в городе у нас живут буквы.
Давайте теперь посмотрим на экологическое панно. Уже проснулись животные после зимней спячки. Поменял свою шубку заяц. Птички ждут теплоты.
А что это у них за квадраты? (звуки)
Почему квадраты разного цвета? У дятла и лисы красные, у волка и синицы синие, а у снегиря и совы зелёные? (объяснения ребят)
Скажите в чём разница между звуками и буквами?
И так, я думаю, что вы поняли, о чём мы будем говорить на уроке и можете определить тему урока.
Теперь давайте поставим себе цели: чему научиться, что составлять, писать.
Возьмите листок самооценки.
3. Чистописание.
На доске записаны слова: енот, сетка, ежиха, пенал.
Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех словах, и может разделить их на две группы. Какие?
Определите, по какому признаку составлена цепочка букв.
Физминутка для рук.
Прописываем буквы до конца строчки.
Лист самооценки.
4.Словарная работа.
Перед вами словарные слова. Какую букву вы вставите в слово пальто?
Давайте проверим по словарику на с.48.
Какую букву вставим в слово весело? Проверим по словарику на с.50.
Построить схемы к словарным словам.
Взаимопроверка.
У доски два ученика.
Лист самооценки.
Физминутка для глаз.
5.Работа над новой темой.
Ребята, посмотрите по сторонам на квадраты разного цвета. Скажите, что они скрывают?
Подумайте, какие звуки спрятались под красными квадратами, зелёными, синими?
Теперь назовите мне звуки гласные без квадратов, теперь согласные.
Что же нам теперь указывает на то, что это звуки?
А как узнать без синего и зелёного цвета, что это твёрдый или мягкий звук?
Запишите по одному звуку в тетрадь.
Физминутка.
6. Закрепление.
Работа в парах.
Ребята, работаем в парах. У вас на партах карточка со словом. Вы должны покрутиться и найти звуковую схему этого слова. Снять со стены записать эти слова и указать количество букв и звуков.
Лист самооценки.
7. Работа в группах.
Изменим задание и поработаем в группах.
Теперь в карточке четыре звуковые записи, каждому в группе по одной.
Вы написать рядом слово орфографически. В одном из слов указать буквы и звуки.