Тема: Склонение имён прилагательных
Цель: понятие о склонении имён прилагательных
Задачи:
- учить изменять имена прилагательные по родам и падежам, правильно писать падежные окончания прилагательных;
- развивать умение на основании полученных результатов после открытия нового, вывести понятие к какой части речи относится каждая группа слов, т.е. решить учебную задачу;
- воспитывать у учеников самостоятельность на уроке, умение работать в группе, интерес к процессу познания.
Ход урока
1. Организационный момент
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Каждой вещи своё место.
А девиз у нас какой?
Всё, что нужно – под рукой.
2. Психологический настрой и деление на группы.
Все встали в кружок и по очереди достают из большого конверта части рисунка. Собирают рисунок. ( рисунки на тему «Зима» и «Весна»)
Собрали картинку и образовалась группа.
Каждая группа высказывает свои пожелания уч-ся другой группы.
Члены группы выбирают лидера, оратора, оформителя и тайм-спикера.
( помогает учитель)
3. Работа по теме урока
- Ребята. А что мы знаем об именах прилагательных и что можем с ними делать?
- Как вы думаете, вы всё уже знаете об именах прилагательных?
- Послушайте, какую сказку я вам расскажу об именах прилагательных.
- Было это давным-давно.
В словах была настоящая неразбериха. Одним словом – никакого полрядка.
Попытались слова как-то построиться. По-разному становились, всё плохо получается.
Сначала решили они выстроиться по количеству букв. получилась у них такая группа, на первом месте слово:
Солнечная, красивая, весёлый, белая, милый.
Посмотрели слова друг на друга и стали обижаться но то, что кто-то стоит первым, а кто-то последним. В итоге поссорились и разбежались кто куда, так и не навели порядок.
Проблема.
- Ребята, может быть вы сможете их помирить?
- Чтобы вы предложили для этого сделать?
( Найти какие-то признаки, по которым их можно распределить)
Самостоятельная работа в группах.
( Каждая группа выписывает свои признаки на лист, вывешивает и рассказывает)
Поиск решения
- по количеству букв
- по окончанию
- по вопросу
- по слогам
- по ударению
- Какой же главный признак вы определили? ( разбиение по вопросу)
Запишите эти слова по вопросам в тетради.
- Допишите ещё по три слова в каждую группу.
Что же объединяет слова этих групп?
Вывод: имена прилагательные изменяются по родам.
Работа с текстом. ( на отдельных листах)
Дополнить текст именами прилагательными, определить род, просклонять одно словосочтание сущ. + прилаг.
Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.
- Докажите, чем отличается первый текст от второго.
( взаимопроверка между группами)
4.Физминутка для глаз.
Вот метель гулять пустилась.
Сюда снежинка прилепилась.
( Показываю на кончик указки)
Вот она порхает, кружится, следите за ней глазками.
- Отдохнули? А к нам прилетели «снежинки» с заданиями для каждой группы.
5.Задание: дописать окончания прилагательных, указать падеж и род.
Зимн… леса, красив…село, пушист… снегом, на высок… дереве, по голуб… небу, в белоснежн… январе, храбр… зайцем, с рыж… хвостиком.
Проверка. Оратор берёт «снежинку», читает словосочетание с вопросом, называет окончание, падеж, род прилагательного.
6.Рефлексия
Подвести итог урока нам поможет наш кубик с вопросами
( перебрасываем кубик из группы в группу и отвечаем на вопросы, расположенные на гранях кубика)
Вопросы:
- Что такое имя прилагательное?
- Для чего нужны имена прилагательные?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Чем прилагательные являются в предложении?
- Как определить число прилагательных?
- Как определить падеж имён прилагательных?
7. Домашнее задание
- Дома вы напишите мини-сочинение по теме « Зима», используя имена прилагательные. Озаглавите.
Вариант № 1.
Пишу сам(а)
Вариант № 2.
Воспользуюсь словами- помощниками:
Солнце, снег, ветер, деревья, мороз, каток, снеговик, птицы.
Закончить наш урок мне хочется вот таким стихотворением.
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета.
будем спорить, говорить,
веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая,
Красивая, любимая».
Отцу и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Применять.
( Т. Кульгильдинова)